правое и левое
картотека (старшая группа)

ориентировка в пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ориентировка в прстранстве945.5 КБ
Файл упражнение48.57 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и воспитатели!

Тема «левое и правое» обычно изучается в школе достаточно бегло. Но нам кажется, что она достойна подробного обсуждения с дошкольником.

Трудно ли найти правую руку?

Ваш приятель зашел в темную комнату. Вы говорите ему: «Выключатель слева».  Быстро ли он повернется в нужную сторону?

Люди бывают разные. Одним требуется умственное усилие, чтобы повернуть направо, а не налево. Другие точно знают, где у них правая рука. «Ты же не путаешь ногу и руку, так почему же ты путаешь правую руку и левую? Это же разные части тела!»

Говорите с ребенком о правом и левом как можно раньше! Ребенок учится понимать слова «рука» и «нога» в младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Попробуйте исключить из своей речи слово «рука». Не говорите фраз типа «У тебя щека грязная». В этих фразах явно недостаточно информации. Попробуйте высказываться более точно: «У тебя левая щека грязная». Или: «Видишь, ты надел левую варежку на правую руку».

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Все зависит от точки зрения

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

Лист определений

На листах определений (стр.5, 12, 16) не нужно ничего рисовать или писать. Это - наглядные примеры понятий «лево» и «право».

Комментарии к заданиям

•        Рассмотрите с ребенком задание 1. Объясните ему, что дом на рисунке расположен слева, а цирк справа. Поэтому стрелка от цирка
к дому направлена слева направо. Оглядитесь вокруг себя. В книжном развороте бывают правая и левая страница. У окна бывает правая и левая створка. Попросите ребенка перечислить: что он видит

        прямо перед собой, что справа и что слева.

 В задании 4 ребенку надо перерисовать несколько букв. В некоторых других заданиях также предлагается дать письменные ответы. Если ребенок не пишет, можно написать ответы за него или написать на бумажке, чтобы он перерисовывал слова по одной букве.

•        Задание 6 - трудное и необязательное. Разберите его предварительно сами.

•        Попросите ребенка сложить руки, как на стр. 5. Прочитайте подписи
          под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребенка положить левую руку на правую ко-   ленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой
до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать
левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

  • Скорее всего, рука на стр.6 будет нарисована аккуратнее, чем на    
    стр.7 (если Ваш ребенок левша, то наоборот). Спросите ребенка, по-    чему так получается. Мы хотели бы, чтобы ребенок научился находить
    правое ухо не только у себя, но и у своих друзей, и у нарисованных  

    зверей. Сначала от него требуется поставить в заданное положение    
    только свою руку (задания 7,8,9), затем и все тело (задания 10,11,12).
    Когда ребенок будет разглядывать картинки в книжках, он сможет играть в игру: отыскивать правые и левые глаза и лапы (и хвосты? -
    спросите его).        
  • В задании 9 заложен подвох: одна из рук нарисована без ногтей.
    Как в таком случае определить, правая она или левая? Можно считать, что она лежит на листе ладошкой кверху (тогда рука будет левой). Можно пририсовать ногти, тогда она будет лежать, как другие    
    руки (и будет правой). Пусть это решит сам ребенок.        
  • Задание 10 дает ребенку главный инструмент в нашей работе: учит
    его вставать на точку зрения другого человека.
  • Задание 11 хорошо бы порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.
  • В задании 13 присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматривающий картинку, и животные на картинке. Ребенок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.    
  • Задание 15 требует известной аккуратности. Попросите ребенка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.        
  • Задание 16 не удастся закрепить во время прогулок. Это дерево выросло в головах математиков. На двоичном поиске построена работа компьютеров (у нас это вправо/влево, в компьютере - идет/не идет ток).

►     Нарисуй стрелку от дома к цирку.

Ты нарисовал стрелку слева направо.

Нарисуй стрелку от цирка к дому.

2


Ты нарисовал стрелку справа налево:

Нарисуй, пожалуйста: или рыбу, плывущую справа налево, или змею, ползущую слева направо.

Нарисуй, пожалуйста, справа три круга, а слева четыре квадрата.

Вот ряд букв:

ФЫВАПРОЛДЖЭ

Какая в этом ряду самая правая буква? Напиши.

Какая в этом ряду самая левая буква?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П.

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

3

►    Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Обведи, пожалуйста, самую правую морковку.

Обведи самую левую грушу.

Какие фрукты нарисованы левее самой левой морковки?

 Нарисуй в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

4


Обведи самый правый круг. Обведи самый левый треугольник. Какая из этих фигур расположена левее?

Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая.

Если скрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки - справа.

Обычно часы носят на левой руке.

►    На этой странице обведи, пожалуйста, свою левую руку.

Напиши на каждом пальце нарисованной руки его название. 6

    На этой странице обведи свою правую руку.

Напиши на каждом пальце нарисованной руки его название.

7

►    Пририсуй левым рукам браслеты. Пририсуй правым рукам колечки на безымянном пальце.

8

Представь себя на месте

клоуна Бима.

Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?


Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Бим повернется к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?


А если Фома повернется к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

►    За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретов. Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

10

    Каждой черепахе выдали вот такой листочек:

Черепахи расползлись по классу и по ошибке стерли буквы со своих листочков:


Восстанови буквы А и Я, которые были на листочках. Раскрась, пожалуйста, заднюю левую лапу каждой черепахе. Найди на картинке черепаху Нину и черепаху Дину, которые стоят так, что:

Нина видит Дину слева от себя, а справа от себя ничего не видит. И Дина видит Нину слева от себя.

Напиши рядом с Ниной и Диной их имена.

11

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Птица, которую мы видим слева, повернута к нам правым боком. Птица, которую мы видим справа, повернута к нам левым боком.

12

    На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево:

свинья,   кошка,   жираф,   заяц.

Закрась правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

13

Перечисли, пожалуйста, зверей, которых жираф может увидеть слева от себя.

Определи, где у жука правые части тела и где левые. Впиши в прямоугольники слова:

правый, правая, правое, левый, левая, левое.

задняя нога


задняя нога

надкрылье

средняя нога

передняя нога

ус

глаз


надкрылье

средняя нога

глаз

ус

передняя нога

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

14

    Человек вошёл в лабиринт:

Он положил правую руку на стену

и идёт вперёд, не отрывая руку от стены.

Через какой выход он выйдет из лабиринта?

А если он положит на стену левую руку?

15

Вот как жук полз по ветке.

Жук дополз до первой развилки и увидел два пути: вправо и влево. Он пополз ВПРАВО.

На второй развилке он пополз ВЛЕВО.

Путь к этому листу мы будем записывать так: ВПРАВО ВЛЕВО

16

    Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Гусеница поднималась по дереву и на развилках ползла:

ВПРАВО ВЛЕВО ВЛЕВО ВЛЕВО.

Раскрась зеленым лист, на который приползла гусеница.


Божья коровка посмотрела на гусеницу и поползла так:

ВЛЕВО ВПРАВО ВЛЕВО ВЛЕВО

Раскрась красным лист, на который она приползла.

Раскрась желтым любой свободный лист и напиши, как туда добраться:


«КАРАПУЗ» 01.06.

ПОДП. ИНДЕКС - 34227 ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА «ПРЕССА РОССИИ» («ПОДПИСКА-2006»)

Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов Для чтения взрослыми детям

Семенова М.А.

ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ

Художник Л.В. Двинина

Главный редактор  С.Н. Савушкин

Выпускающий редактор МД. Соловьева

Обложка, дизайн, компьютерная вёрстка КЛ. Седов

Подписано в печать 24.11.05. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Прагматика. Печать офсетная. Усл. п.л. 1,86. Тираж 10 000 экз. Зак. №   2515

Свидетельство о регистрации № 013926 от 12.07.95. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.24.953. Д. 005964.10.04 от 04.10.2004.

ОАО «Фабрика офсетной печати №2» 141800, г. Дмитров Московской области, Московская, 3.

Телефоны отдела реализации ИД «Карапуз»: (095) 918-2810, 918-3451

© ИД«КАРАПУЗ»



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух   Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе. В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

• ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

• ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

• ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

• правильно ставить ударение;

• делить на слоги;

• понимать смысл и значение каждого звука в слове;

• выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

• различение отдельных слогов;

• различение отдельных звуков речи;

• освоение азов анализа и синтеза слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

• Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

• «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).

• Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

• «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

• «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Упражнения для развития фонематического слуха

Материал может быть полезен педагогам дошкольного и младшего школьного образования, родителям для развития у детей фонематического слуха и речевой активности дошкольников.
Цель: развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речи двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

  1. «Покажи, где звук»

Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышал звуки, то есть определяет направление источника звуков. Оборудование: звучащие игрушки (колокольчик, погремушка, барабан). 

2«Угадай, что звучит».
Логопед расставляет на столе несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и тому подобное. Педагог предлагает детям внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети только на слух, без зрительной опоры определяют, что звучало. Название каждого предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с двух до пяти. Игра варьируется за счет замены игрушек другими звучащими предметами с целью постепенного усложнения для детей задачи определения звуков. Оборудование: звучащие игрушки и предметы: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, стакан, деревянная палочка.

3. «Угадай, кто позвал». Выбирается водящий из коллектива детей. Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен на слух определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети должны позвать водящего? («Ау!»), а тот должен отгадать, кто его звал.

4. «Найди ошибку». Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Зачем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем логопед произносит это слово в следующих вариантах: «Вагон — вакон — фагон — вагон- факон — вагом» и т. д. 
Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и произносит: «Бумага –пумага- тумага — пумака- бумака» и т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова используются разные, сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные. Оборудование: предметные картинки. 

5. «4-й лишний». Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных: Ком – ком – кот — ком Канава – канава – какао — канава Утенок – утенок – утенок — котенок Будка – буква – будка — буква Винт – винт – бинт — винт Минута – монета – минута — минута Буфет – букет – буфет — буфет Билет – балет – балет – балет Дудка – будка – будка — будка 

6. «Закончи стихотворение». Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово: Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке… (жук) Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась…(шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь…(двери). Мы собрали васильки, На головах у нас …(венки). Как-то вечером две мышки Унесли у Пети…(книжки) Пес козе принес букет, Сытный будет ей… (обед)

7«Найди лишний слог». Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

8. «Назови звук». Логопед с детьми становится в круг и говорит, что будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его произнося, а дети должны будут назвать только этот звук, когда взрослый бросит мяч им, например, «матррррешка», а они должны будут сказать: «рь», «молллоко» — «л», «самолллет» — «ль» и т.д.

9«Хлопни в ладоши» Логопед называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например: для детей 5 лет лучше брать односложные и двусложные слова типа: бак, рога, сад, баня, бок (выделение слова со звуком [б]); для детей 6 лет лучше брать одно-, двух- и трехсложные слова типа фигура, Полина, метро, финики, филины( выделение слова со звуком [ф’]); для детей 7 лет можно брать слова различной слоговой структуры: колесо, бабочка, воздух, фасоль, леска ( выделение слова со звуком [л’]).

10. «Сколько гласных – столько и кружков». Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети должны выложить на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед. Оборудование: одноцветные картонные кружки. 

11«Определи первый звук». Педагог предлагает детям прослушать слова и назвать звук, который они услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.


12. «Отгадай первый звук загадки». Логопед предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке: Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) Летом снег! Просто снег. Снег по городу летает. Почему же он не тает? (Пух) Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук) Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кот) Дом тенистый тесноват, Узкий, длинный, гладкий, В доме рядышком сидят Круглые ребятки. (Горох) Что копали из земли. Жарили, варили, Что в золе мы испекли. Ели и хвалили? (Картофель) 


13. «Чудесный мешочек». Логопед помещает в мешочек или коробку картинки, на которых изображены предметы, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове. Оборудование: мешочек или коробка, предметные картинки (например, на звук С): 

14.«Карточки». Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети должны поместить фишку в ту часть карточки, которая соответствовала местоположению заданного звука в слове. Оборудование: карточки по количеству детей, фишки.

15«Внимательные ушки». Взрослый настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д. 


16. «Цепочка». Выбирается ведущий из ряда детей. Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

17. «Найди новое». Логопед называет детям слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна. Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля.

18. «Замени звук». Логопед произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет — билет. Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.














ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

  • Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
  • Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
  • Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
  • К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
  • Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

 

Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за жа

  (Аналогично с другими парами звуков)

Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

 

Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

 

Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир

 

Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Игра «Не ошибись».

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка

Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.

Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 1....

Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.

Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 2....

Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.

Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 3....

Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.

Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 4....

«Право» и «лево» в танце детей дошкольного возраста – проблема?

Советы для тех, кто стремится научить детей различать направление движения в танце, избегая излишнего напряжения и скованности воспитанников....

Консультация для родителей "Правая и левая рука"

Переучивая левшу вы, наносите вред ребёнку....

Как научить ребенка не путать правую и левую сторону

Консультация для родителей о том как научить ребенка ориентироваться в пространстве...