Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Низович Наталья Ивановна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.В настоящее время существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий. Одна из наиболее популярных – здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного- хирурга-офтальмолога, доктора медицинских наук, педагога-новатора.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.                                                                                                                                                                                                От здоровья и жизнерадостности детей зависят их духовная  жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, создание атмосферы эмоционального благополучия, формирование у детей представлений о здоровом образе жизни – важные задачи детского сада.  Двигательная деятельность считается средством разностороннего развития детей. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. Умственная работоспособность ребенка улучшается под воздействием занятий физическими упражнениями.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В настоящее время существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий. Одна из наиболее популярных – здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного- хирурга-офтальмолога, доктора медицинских наук, педагога-новатора.  В своих исследованиях учёный показал, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребенка. Методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:

  • Увеличение двигательной активности ребенка на занятие;
  • Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.
  • Развитие творческого воображения.

Рассмотрим, как данная технология поможет в обучении детей грамоте в условиях детского сада.

Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного предусматривает следующие методики:

Режим моторной свободы динамических поз: дети меняют в процессе занятия позы «сидение – стояние», то есть попеременно работают за столом и за конторкой, рабочая поверхность которой находится под наклоном 14-18 градусов. Изменять динамические позы предлагается через каждые 10-15 минут. Работая стоя за конторкой обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Режим расширения зрительных горизонтов: дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении, на сенсорно-дидактических подвесках, или «коромыслах», которые подвешиваются к потолку в четырех углах комнаты. Дидактический материал располагается на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданием могут находиться не только на «коромыслах», но и на занавеске, за цветком и т.д. На улице материал можно развешивать на кустах или деревьях. Дети постоянно находятся в движении. Чтобы выполнить задание, им приходится совершать поисковые движения глазами, головой, туловищем, тянуться вверх, вдаль.

Офтальмо тренажер: тренажёр включает «восьмерки», круги, схемы зрительных траекторий для глаз. На схеме тренажера с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперёд – назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке». Каждая траектория имеет свой цвет, что делает схему яркой, красочной и привлекает внимание детей. Пробегая несколько раз по разноцветным линиям тренажера, детский взгляд отдыхает. Также используется специальная палка-указка (держалка), на которую прикрепляется любая картинка, за которой дети следят глазами, при этом движения глаз сочетаются с движением головы. Благодаря такой физкультминутке, снимается зрительное утомление, тренируются шейные позвонки, повышается активность детей на занятии.

Экологический букварь: настенное панно (по ширине не менее двух метров), расположенное на одной из стен группы, на котором рисуется яркий сюжет природы. Например «У речки», «У озера», «На поляне». В различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои сказок, которые тащат, держат или несут те или иные буквы. Размеры букв 5x10 см. Основой для изучения букв, слогов, слов является возникшая вдруг потребность детей к познавательной деятельности. Важным здесь является то, что дети сами подходят к стене, фиксируя указательным пальцем и отгадывая ту или иную букву, запоминая их непроизвольно. Как только дети составят первичное представление о буквах, целесообразно, чтобы они осознали их с помощью тактильного и мышечного чувства, а также через действие. Используются готовые объемные буквы и палочки. Воспитатель показывает на стене букву, дети отыскивают её в наборе, показывают и собирают из палочек. Этап конструирования букв является важным, так как в восприятии и осознании букв участвует зрительное, мышечное осязательное чувства, а при их произношении – и слуховой анализатор. Лучше всего если дети в процессе занятия свободно передвигаются, подходят, обводят букву пальчиком, садятся и конструируют. Второй этап – овладение навыками слогообразования. На одной из боковых стен комнаты развешиваются слоги, простейшие слова, детские коротенькие стишки. Размер букв 1-3 см.  Используя шаговый ритм, дети берутся за руки и ходят по кругу около стены, под счет читая слог, слово, стишок. Шаговый ритм один из наиболее эффективных способов, осуществляющий межанализаторное воздействие. Одним из приёмов «прослушивания» самого себя, в том числе качество слого (слово) образования является пение слогов, слов.

Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе - это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей.  Для того чтобы в полной мере использовать технологию В.Ф. Базарного,  нужна материальная база. Однако можно подстроить часть методик под возможности своей группы в детском саду. Мы использовали «Экологическое панно», материалом для которого послужил линолеум, прикрепленный к одной из стен. Гуашью  был нарисован пейзаж: березы, лес, река. На данное панно с помощью пластилина хорошо крепится дидактический материал. Панно можно использовать не только для обучения грамматике, но и в других областях познавательного развития, а также в художественно – эстетическом, так как дети сами могут рисовать на нём, дополняя картину деталями. Рисунки с линолеума хорошо стираются обычной водой. «Коромыслами» нам послужили  обручи, на которые были пришиты разноцветные ленты, куда прищепками крепится дидактический материал. Обручи держит веревка и они подвешиваются к потолку с помощью крючка.  

Для изготовления «офтальмо тренажёра» использовался лист ватмана, на которой гуашью нанесена схема дорожек. На указку, в нашем случае это волшебная палочка, крепится картинка с помощью пластилина, за которой дети по дорожкам следят глазками. Занятия с детьми, используя технологии Базарного В.Ф., проходят как свободная, творческая, игровая деятельность, вызывают интерес детей,  положительные эмоции и материал легче усваивается.

Таким образом, анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности  позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а педагогу эффективнее управлять познавательной деятельностью детей, сохраняя и укрепляя их здоровье.

Используемая литература:

  1. Базарный В.Ф. Синдром «низко склоненной головы» в генезисе специфического конституционального «профиля» учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике \\ Бюллетень СО АМН СССР.  – 1986. - №4.
  2. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: Наука, 1991.
  3. Обухова Л.Ф.. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.-460 с.
  4. Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)/ авт.-сост. Н.М. Сертакова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.- 192 с.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология:Учебник для вузов.-СПб.: Питер,2011.
  6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.. Физическое воспитание дошкольников.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 стр.

Интернет – ресурсы:

http://www.hrono.ru/libris/lib_b/massov.html

http://rummuseum.ru/portal/node/2814

http://rummuseum.ru/portal/node/2816

http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Презентация на тему: «Звукобуквенный анализ слов и обучение грамоте на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста».

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: это и фронтальные занятия, и подгрупповые и индивидуальные, и конечно же в иг...

Квест-игра «Экологическая тропа» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста.

В результате игры у детей развивается способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;умения устанавливать простейшие связи межд...