Презентация на тему: «Звукобуквенный анализ слов и обучение грамоте на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста».
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Чеха Юлия Алексеевна

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: это и фронтальные занятия, и подгрупповые и индивидуальные, и конечно же в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_prezentatsii.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы учителя-логопеда Чеха Юлии Алексеевны по теме:

«Звукобуквенный анализ слов  и обучение грамоте на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста».

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение  начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что  одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс.Он осуществляется в различных видах деятельности детей: — это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.

В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Основа звукобуквенного анализа - четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.

Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяет и полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.

При несформированности фонематических представлении готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

  • различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,
  • выделять любые звуки из состава слова;
  • членить слова на слоги, а слоги на звуки;
  • объединять звуки и слоги в слова;
  • определять последовательность звуков в слове;
  • членить предложения на слова.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией». (Д. Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников — М., 1962.)

Исходный   принцип  системы    дошкольного   обучения   грамоте    по        Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. И. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

 Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д. Очень важно объяснить детям различия между звуком (то, что мы произносим и слышим) и буквой (тем, что мы читаем и пишем). Это лучше сделать в виде игры, ведь в начальной школе очень важна мотивация к занятиям. 

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные - синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко - буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Ребенок-дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, сссон, сооон, соннн).
Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму. Чувствительность ребенка к звуковой оболочке слова, умение услышать и особым способом произнести отдельные звуки в словах можно проверить и отработать, играя в логопеда или доктора Звукова. (Логопед или доктор Звуков исправляет неправильное произношение у кукол или зверюшек. Негритенок или австралийский кенгуру имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит: «У слона ффобот». Какой звук неправильно произнес кенгуру?)

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

  1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
  4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).

  Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные  э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

 Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

  Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

 Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

 Дети узнают основные признаки гласных- они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков- произносятся несвободно, встречая преграды.

  О звуках они  должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

 Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.

 Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

 Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

  Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной букв

 Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы,  их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

 Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

  Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стрижи, стройка.

 Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

 Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д
                                             

Представленные упражнения и задания помогут детям старшего дошкольного возраста:

  • Совершенствовать навыки различения звуков: гласных-согласных, твёрдых - мягких, звонких - глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования;
  • Проводить звукобуквенный анализ и синтез слогов, слов;
  • Формировать навыки преобразования слогов и слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы;
  • Научиться определять количество слов в предложении, их последовательность;
  • Закрепить графические и оптико-пространственные признаки букв, приобрести навыки их дифференциации;
  • Формировать навыки написания слогов, слов.

Звук [ А ] – гласный (его можно петь, тянуть, при его произнесении воздушная струя не встречает на своём пути преграды). Для обозначения гласных звуков используется красный кружок. Звук [А] на письме обозначается буквой А (рассматриваем графический образ буквы).

Звуки [М ]  [М’] , буква М: Слово мышка начинается со звука [м], звук [м] – согласный (есть преграда для воздуха – губы смыкаются), твёрдый, звонкий. Слово  мишка начинается со звука [м’ ]. Звук [ м‘] – согласный, мягкий, звонкий. Звуки [м ]  [м ‘] на письме обозначаются буквой М.

Назови картинки ( апельсин, альбом, утюг, танк, зуб, мак, колесо, изба, утка). Подумай, какая из картинок не подходит к схеме.

Выдели первый звук в словах альбом, утюг, ухо, аист и запиши соответствующие буквы. Прочитай, что получилось.

Назови предметы, изображенные на картинках.
Определи позицию звука [ы ] в словах:
банты,  бык, дым, ленты, мыло, бананы, сыр, усы
 и соедини картинку с подходящей схемой.

Выдели первый звук в словах
обруч, сапог, арбуз 
и впиши в клеточки нужные буквы.
Прочитай слово. Проведи звукобуквенный анализ слова
ОСЫ.

Перфокарты

Развивает у детей- фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов;
- развивать графические навыки.

Вывод.

Упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв способствуют усвоению сознательного чтения и письма.

Последовательность и объем предложенных упражнений и заданий может видоизменяться в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...

Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Конспект занятия по обучению грамоте «Посылка от Машеньки» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...