Рекомендации психолога для педагогов «Как быстро адаптироваться к условиям дистанционной работы и избежать лишнего стресса»
статья

Понамарева Елена Юрьевна

Статья содержит рекомендации психолога и отвечает на вопросы :  Как психологически адаптироваться к новым условиям работы в период самоизоляци Как эффективно организовать свой рабочий  день, работая дома?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_psihologa_pedagogam_2.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рекомендации психолога для педагогов

«Как быстро адаптироваться к условиям дистанционной работы и избежать лишнего стресса»

По данным пульс-опроса по продуктивности удалённой работы, более 40% сотрудников чувствуют себя тревожно, переживают из-за резкого изменения условий труда и неопределённости.

Почему работать дома труднее?


В чём же заключаются основные трудности?

  • Не хватает технической оснащенности. Нет организованного рабочего места. программное обеспечение, которое облегчало мою работу.
  •  трудно настроиться на работу. 
  •  часто отвлекаешься (телевизор, шум играющих детей и т.д.)
  • Домашние относятся несерьёзно к работе на дому и требуют к себе внимания. Мама дома — значит, отдыхает. А если даже работает, то ответить на пару вопросов всё-таки может, даже если эти вопросы каждые 15 минут.

Всё это создаёт дополнительное напряжение, вызывает стресс и усталость, снижает продуктивность и удовлетворённость своей работой.
                                                     
Рекомендации:
В первую очередь необходимо организовать рабочую зону: удобный стол, стул, постарайтесь максимально автоматизировать работу, исходя из домашних технических возможностей.

Создайте такой "островок работы", который окунал бы вас в привычную рабочую атмосферу.
Для нас важно находиться в привычной обстановке. Привычное, знакомое — значит хорошо. Новое, непривычное вызывает тревогу и стресс. Чтобы снизить напряжение 
в ситуации изменений, нужно, чтобы что-то оставалось стабильным или напоминало о привычном.
Когда мы работаем дома у нас
нет чёткого разделения времени труда и отдыха. Мы как бы работаем и не работаем одновременно. Поэтому сложно включиться в работу, трудно почувствовать удовлетворение от работы.
Когда мы работаем в учреждении, наша жизнь наполнена ритуалами, связанными с работой. Когда мы работаем дома, в этих ритуалах вроде нет необходимости. Но именно они помогают нам настроиться на работу. Вы дома, в уютной домашней одежде, в окружении близких. В наших представлениях такие условия связаны с отдыхом, расслаблением, приятным общением с близкими… Но вы работаете… Мозг в замешательстве. Отсюда, возможно, и ощущение "я вообще работаю?..", а также трудности с включением в работу, концентрацией внимания и неудовлетворённостью.
Чтобы быстрее включаться в работу, можно ввести несколько ритуалов, которые будут для вас означать "я работаю» (одежда, чашечка кофе и т.п.)
Важен также и момент завершения работы, который помогает перейти к полноценному отдыху, отпустить мысли о работе и переключиться на домашние дела и общение с близкими. Выключить компьютер, навести порядок в рабочей зоне, переодеться в ещё более мягкую и удобную домашнюю одежду…
Важно подводить итоги дня в формате того, что сделано, в чём вы сегодня молодец. Можно поделиться своими успехами с кем-нибудь. Это помогает нам получать удовольствие от проделанной работы и повышает удовлетворённость.

Припомните и запишите свои достижения в работе в течение последних 2–3 дней. Что в этой непростой ситуации у вас уже получилось, что вы сделали?
Можно вести такой дневник достижений, чтобы понимать, что вы работаете, что вы продуктивны и успешны.
Работая дома, мы лишаемся ещё одной важной для нас сферы 
— общения с коллегами. В привычной рабочей обстановке мы часто обмениваемся мнениями, обсуждаем рабочие и не рабочие вопросы, находимся в общем информационном поле. Дома мы можем почувствовать себя изолированными, исключёнными из важных процессов коммуникации.  Нам может недоставать информации, но не конкретной рабочей "технической", а эмоциональной, связанной с отношениями. В связи с этим, может возникать ощущение тревоги, небезопасности, возрастать эмоциональное напряжение.
Нам важно "быть в курсе того, что происходит", "держать руку на пульсе". Это приобретает ещё большее значение в ситуации резких изменений и неопределённости.
Кроме того, в стрессе нам очень важны поддержка и помощь.


Чтобы снизить стресс от вынужденной изоляции и почувствовать поддержку коллег, можно 1–2 раза в неделю устраивать скайп-встречи, виртуальные кофе-брейки, на которых вы будете рассматривать текущие рабочие вопросы, делиться успехами, обсуждать трудности и просто болтать.
В завершение — самый актуальный вопрос:

как совмещать работу с семьёй без усталости, перенапряжения и чувства вины.
Если включаться и реагировать на каждую реплику домашних, то могут возникнуть трудности с организацией и выполнением работы, много сил будет уходить на переключение, настройку на работу, работа будет идти медленно, что-то можно не успеть. В итоге — неудовлетворённость собой, ощущение, что я не справился, чувство вины, что я плохой работник, и накопление негативных чувств к близким.
Если больше сосредоточиться на работе, то может возникать чувство вины, что я не очень хороший человек в отношениях с близкими, я их игнорирую, не отвечаю на из просьбы, я плохая мама и т.д. 
Внутренний конфликт между важными для вас ролями "я специалист" и "я мама, жена и хозяйка дома" может очень изматывать и приводит к усталости и стрессу.


Как избавиться от перенапряжения и чувства вины:

  • Расскажите домашним, как для вас важно работать, работать именно сейчас, что от этого зависит и ваше, и их будущее.
  • Ясно обозначьте, какие условия вам нужны, чтобы работать комфортно. Договоритесь с домашними, например, чтобы они не включали телевизор, пока вы работаете, чтобы дети играли в другой комнате, чтобы обращались к вам с вопросами и домашними проблемами в крайних случаях.
  • Заранее придумайте для детей занятие, которое будет им интересно, и с которым они справятся без вашей помощи.
  • Чётко оговорите срок работы: "Я работаю с 9 до 17", "давай я сейчас до 16 работаю, а потом мы с тобой…".
  • Когда работа закончена, постарайтесь быть максимально включённой в дела семьи. Если домашние будут наполнены общением с вами, они будут меньше отвлекать вас в течение рабочего времени.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: "Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в условиях детского сада".

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в условиях детского сада. Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от то...

Рекомендации родителям и педагогам по использованию материалов Ф. Фребеля в работе с детьми "Нанизывание бус, бумажек, соломинок, стекляруса"

В данных рекомендациях описывается рекомендуемый возраст детей для выполнения нанизывания, задачи по развитию детей, решаемые во время выполнения данного занятия, дан полный список материалов и принад...

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада"

Адаптация — приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды.Поскольку эмоциональная связь ребёнка с родителями очень крепка, многое в процессе адаптации зависит от состояния и н...

Рекомендации психолога для педагогов и родителей.

Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию и мы еще очень мало знаем о том, как несмышленное дитя превращается во взрослого человека. Но не стоит забыват...

Рекомендации психолога для педагогов и родителей "Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе"

Дети эмоционально не подготовленные к школе,зачастую не слушают учителя на уроках, не выполняют заданий, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину. На что обратить внимание педагогам и родител...

Рекомендации психолога для педагогов: "Профилактика конфликтов в ДОУ".

Рекомендации психолога по урегулированию конфликтов...