Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему: Проект «Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни»
методическая разработка (средняя группа)

Жданова Алла Владимировна

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskoe_vospitaniyu_doshkolnikov_.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему:

Проект

«Экологическое воспитанию дошкольников,
как одно из основ здорового образа жизни»





Воспитатель

Жданова Алла Владимировна

Санкт-Петербург

2020 г.


Введение

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Тип проекта:

  • обучающий 
  • исследовательский
  • игровой

Продолжительность: долгосрочный ( 2 года)

Цель проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи проекта:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты: повышение роли родителей в экологическом воспитании детей; увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и укрепления здоровья детей, улучшение их двигательной активности и способностей родителей, педагогов в деле сохранения собственного здоровья.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, которые включают в себя общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Участники проекта: родители и дети, педагоги, социальные партнеры

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Перспективный план проекта.

Первый год

 

Наименование формы работы

Информационно-аналитическая

Познавательная

Досуговая

Наглядно-информационная

Цель

Выявление интересов потребностей,  запросов родителей по экологической грамотности

(Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик»)

Ознакомление родителей с аспектами экологического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков экологического воспитания.

(Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека  для родителей.)

Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми

(Совместные досуги, праздники, посещение музеев, библиотеки, участие родителей и детей в выставках)

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, в области экологическое воспитание. Повышение уровня компетенции у родителей знаний о экологическом воспитании и развитии детей.

(Открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей, выпуск газеты, организация мини-библиотек, папки передвижки)

Период

Форма проведения

Сентябрь

Анкетирование «Экологическое образование в семье»

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей.»

Папка передвижка «Экологическое воспитание»

Октябрь

Акция «Очистим наш город» (сбор макулатуры и пластика)

«Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Мусор»

Папка передвижка «Мусор-проблема №1»

фоторепортаж для статьи «Вредное воздействие мусора на человеческий организм» в интернет журнала «Рыбкин»

Ноябрь

Семинары-практикумы «Поделки из бросового материала «Массажные дорожи – профилактика плоскостопия»»

«Клуб выходного дня» - Выставка-конкурс «Забавные и нужные поделки из вторсырья»

Фотогалерея конкурсных работ голосование  в интернет журнале «Рыбкин»

Декабрь

«Клуб выходного дня» - Выставка-для альбома  «Комнатные растения»

Папка передвижка

«Комнатные растения»

статья «Полезные и вредные комнатные растения в доме» в интернет журнала «Рыбкин»

Январь

Семинары-практикумы «Забавный воздуходув»

«Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение воздуха»

Папка передвижка

«Способы очистить дом воздух»

фоторепортаж для статьи «Вредное воздействие загрязнённого воздуха та здоровье человека» в интернет журнала «Рыбкин»

Февраль

Экскурсия в библиотеку «Рассказы о природе»

«Клуб выходного дня» - Выставка – конкурс «Экосказка»

Папка передвижка «Роль растений» Фотогалерея конкурсных работ голосование  в интернет журнале «Рыбкин»

Март

Семинары-практикумы «Очищаем воду»

«Клуб выходного дня» - экскурсия Музей воды

Папка передвижка «Вода – источник жизни!»

Открытый просмотр занятия «Волшебница водица»

Статья «Чистая вода – отличное Здоровье» в интернет журнала «Рыбкин»

Апрель

Анкетирование «Берегите растения».

Акция «Очистим территорию детского сада»

«Клуб выходного дня»

Конкурс «Лучшая экологическая игра»

Папка передвижка «Чистота спасет мир»

Фотогалерея конкурсных работ голосование в интернет журнале «Рыбкин»

фоторепортаж для статьи в интернет журнала «Рыбкин»

Май

Интеллектуально творческая игра

Родительское собрание

Акция «Посади цветок»

Выпуск стенгазеты

Перспективный план проекта.

Второй год

 

Наименование формы работы

Информационно-аналитическая

Досуговая

Познавательная

Наглядно-информационная

Цель

Выявление интересов потребностей,  запросов родителей по экологической грамотности

(Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик»)

Ознакомление родителей с аспектами экологического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков экологического воспитания.

(Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека  для родителей.)

Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми

(Совместные досуги, праздники, посещение музеев, библиотеки, участие родителей и детей в выставках)

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, в области экологическое воспитание. Повышение уровня компетенции у родителей знаний о экологическом воспитании и развитии детей.

(Открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей, выпуск газеты, организация мини-библиотек, папки передвижки)

Период

Форма проведения

Сентябрь

Анкетирование «Отдыхаем природе помогаем»

Родительское собрание «Как мы провели время с пользой для природы»

«Клуб выходного дня» -   Отчет фото выставка «Отдыхаем, не вредя!»

Папка передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».

Фотогалерея для статьи в интернет журнала «Рыбкин»

Октябрь

Акция «Очистим наш город» (сбор макулатуры и пластика)

Папка передвижка «Бич человечеста - мусор»

«Клуб выходного дня» - фоторепортаж для статьи «Раздельный сбор мусора польза или вред»  в интернет журнала «Рыбкин»

Ноябрь

Семинары-практикумы «Полезная пища – готовим вкусно и полезно»

«Клуб выходного дня» - Составим список полезных продуктов для здоровья

Папка передвижка

«Вредные продукты»

фоторепортаж для статьи «Полезные продукты для здоровья человека» в интернет журнала «Рыбкин»

Декабрь

Анкетирование «Полезные и вредные предметы быта  у нас дома»

«Клуб выходного дня» - Составим список полезных игрушек

Папка передвижка

«Что вредно – что полезно в быту»

фоторепортаж для статьи «Полезные игрушки для наших детей» в интернет журнала «Рыбкин»

Январь

«Клуб выходного дня» - Выставка – конкурс «Кормушка для птиц»

Папка передвижка

«Чем полезны птицы человеку»

Фотогалерея конкурсных работ голосование  в интернет журнале «Рыбкин»

Февраль

«Клуб выходного дня» - Экскурсия в зоологический музей

«Клуб выходного дня»  - Выставка красная книга Ленинградской области

Папка передвижка «Охрана животных»

Открытый фоторепортаж для статьи «Польза животных для человека» в интернет журнала «Рыбкин»

Март

Семинары-практикумы «Сочки для очищения водоемов»

«Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение водоемов»

Папка передвижка «Водоемы нашей страны»

фоторепортаж для статьи «Чистый водоем – залог здоровья» в интернет журнала «Рыбкин»

Апрель

Анкетирование «Рефлексия».

«Клуб выходного дня» - Экскурсия «Ботанический сад»

«Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение парков»

Папка передвижка «Леса нашей страны»

фоторепортаж для статьи «Лес легкие человека» в интернет журнала «Рыбкин»

Май

Интеллектуально творческая игра

Родительское собрание

Акция «Экологическая тропа»

Выпуск стенгазеты

Литература:

  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр «Академик», 2001.
  • Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
  • Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
  • Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
  • Микляева Н.В. семейные и родительские клубы в детском саду – М.:ТЦ Сфера, 2012.
  • Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 2014.
  •  Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
  • Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни/ авт.-сост. Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни

laquo;К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство п...

"Чистые руки-это одна из основ здорового образа жизни"

Пропаганда здорового образа жизни к Всемирному дню чистых рук. Здоровье человека начинается с чистых рук, грязные или плохо вымытые руки могут стать причиной множества заболеваний, поэтому правильное ...

ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и  учит ребенка самостоятельно  оценивать свое здоровье, а  в р...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Портфолио содержит в себе разнообразные задания, вопросы, рисунки, рекомендации для детей дошкольного возраста. Этот занимательный материал поможет ребенку развить представление о ЗОЖ, о ...

Консультации для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»

Консультации для родителей«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни» Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознан...