Главные вкладки

    Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему: Проект «Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни»
    методическая разработка (средняя группа)

    Жданова Алла Владимировна

    Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

    Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ekologicheskoe_vospitaniyu_doshkolnikov_.docx31.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Московского района Санкт-Петербурга

    Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему:

    Проект

    «Экологическое воспитанию дошкольников,
    как одно из основ здорового образа жизни»





    Воспитатель

    Жданова Алла Владимировна

    Санкт-Петербург

    2020 г.


    Введение

    Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

    Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

    Тип проекта:

    • обучающий 
    • исследовательский
    • игровой

    Продолжительность: долгосрочный ( 2 года)

    Цель проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

    Задачи проекта:

    • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
    • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
    • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
    • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
    • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
    • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

    Ожидаемые результаты: повышение роли родителей в экологическом воспитании детей; увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и укрепления здоровья детей, улучшение их двигательной активности и способностей родителей, педагогов в деле сохранения собственного здоровья.

    Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

    • физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

    • эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

    • условия развития, которые включают в себя общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

    Участники проекта: родители и дети, педагоги, социальные партнеры

    Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

    • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
    • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
    • Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
    • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
    • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
    • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
    • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

    Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

    Перспективный план проекта.

    Первый год

     

    Наименование формы работы

    Информационно-аналитическая

    Познавательная

    Досуговая

    Наглядно-информационная

    Цель

    Выявление интересов потребностей,  запросов родителей по экологической грамотности

    (Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик»)

    Ознакомление родителей с аспектами экологического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков экологического воспитания.

    (Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека  для родителей.)

    Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми

    (Совместные досуги, праздники, посещение музеев, библиотеки, участие родителей и детей в выставках)

    Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, в области экологическое воспитание. Повышение уровня компетенции у родителей знаний о экологическом воспитании и развитии детей.

    (Открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей, выпуск газеты, организация мини-библиотек, папки передвижки)

    Период

    Форма проведения

    Сентябрь

    Анкетирование «Экологическое образование в семье»

    Родительское собрание «Экологическое воспитание детей.»

    Папка передвижка «Экологическое воспитание»

    Октябрь

    Акция «Очистим наш город» (сбор макулатуры и пластика)

    «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Мусор»

    Папка передвижка «Мусор-проблема №1»

    фоторепортаж для статьи «Вредное воздействие мусора на человеческий организм» в интернет журнала «Рыбкин»

    Ноябрь

    Семинары-практикумы «Поделки из бросового материала «Массажные дорожи – профилактика плоскостопия»»

    «Клуб выходного дня» - Выставка-конкурс «Забавные и нужные поделки из вторсырья»

    Фотогалерея конкурсных работ голосование  в интернет журнале «Рыбкин»

    Декабрь

    «Клуб выходного дня» - Выставка-для альбома  «Комнатные растения»

    Папка передвижка

    «Комнатные растения»

    статья «Полезные и вредные комнатные растения в доме» в интернет журнала «Рыбкин»

    Январь

    Семинары-практикумы «Забавный воздуходув»

    «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение воздуха»

    Папка передвижка

    «Способы очистить дом воздух»

    фоторепортаж для статьи «Вредное воздействие загрязнённого воздуха та здоровье человека» в интернет журнала «Рыбкин»

    Февраль

    Экскурсия в библиотеку «Рассказы о природе»

    «Клуб выходного дня» - Выставка – конкурс «Экосказка»

    Папка передвижка «Роль растений» Фотогалерея конкурсных работ голосование  в интернет журнале «Рыбкин»

    Март

    Семинары-практикумы «Очищаем воду»

    «Клуб выходного дня» - экскурсия Музей воды

    Папка передвижка «Вода – источник жизни!»

    Открытый просмотр занятия «Волшебница водица»

    Статья «Чистая вода – отличное Здоровье» в интернет журнала «Рыбкин»

    Апрель

    Анкетирование «Берегите растения».

    Акция «Очистим территорию детского сада»

    «Клуб выходного дня»

    Конкурс «Лучшая экологическая игра»

    Папка передвижка «Чистота спасет мир»

    Фотогалерея конкурсных работ голосование в интернет журнале «Рыбкин»

    фоторепортаж для статьи в интернет журнала «Рыбкин»

    Май

    Интеллектуально творческая игра

    Родительское собрание

    Акция «Посади цветок»

    Выпуск стенгазеты

    Перспективный план проекта.

    Второй год

     

    Наименование формы работы

    Информационно-аналитическая

    Досуговая

    Познавательная

    Наглядно-информационная

    Цель

    Выявление интересов потребностей,  запросов родителей по экологической грамотности

    (Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик»)

    Ознакомление родителей с аспектами экологического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков экологического воспитания.

    (Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека  для родителей.)

    Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми

    (Совместные досуги, праздники, посещение музеев, библиотеки, участие родителей и детей в выставках)

    Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, в области экологическое воспитание. Повышение уровня компетенции у родителей знаний о экологическом воспитании и развитии детей.

    (Открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей, выпуск газеты, организация мини-библиотек, папки передвижки)

    Период

    Форма проведения

    Сентябрь

    Анкетирование «Отдыхаем природе помогаем»

    Родительское собрание «Как мы провели время с пользой для природы»

    «Клуб выходного дня» -   Отчет фото выставка «Отдыхаем, не вредя!»

    Папка передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».

    Фотогалерея для статьи в интернет журнала «Рыбкин»

    Октябрь

    Акция «Очистим наш город» (сбор макулатуры и пластика)

    Папка передвижка «Бич человечеста - мусор»

    «Клуб выходного дня» - фоторепортаж для статьи «Раздельный сбор мусора польза или вред»  в интернет журнала «Рыбкин»

    Ноябрь

    Семинары-практикумы «Полезная пища – готовим вкусно и полезно»

    «Клуб выходного дня» - Составим список полезных продуктов для здоровья

    Папка передвижка

    «Вредные продукты»

    фоторепортаж для статьи «Полезные продукты для здоровья человека» в интернет журнала «Рыбкин»

    Декабрь

    Анкетирование «Полезные и вредные предметы быта  у нас дома»

    «Клуб выходного дня» - Составим список полезных игрушек

    Папка передвижка

    «Что вредно – что полезно в быту»

    фоторепортаж для статьи «Полезные игрушки для наших детей» в интернет журнала «Рыбкин»

    Январь

    «Клуб выходного дня» - Выставка – конкурс «Кормушка для птиц»

    Папка передвижка

    «Чем полезны птицы человеку»

    Фотогалерея конкурсных работ голосование  в интернет журнале «Рыбкин»

    Февраль

    «Клуб выходного дня» - Экскурсия в зоологический музей

    «Клуб выходного дня»  - Выставка красная книга Ленинградской области

    Папка передвижка «Охрана животных»

    Открытый фоторепортаж для статьи «Польза животных для человека» в интернет журнала «Рыбкин»

    Март

    Семинары-практикумы «Сочки для очищения водоемов»

    «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение водоемов»

    Папка передвижка «Водоемы нашей страны»

    фоторепортаж для статьи «Чистый водоем – залог здоровья» в интернет журнала «Рыбкин»

    Апрель

    Анкетирование «Рефлексия».

    «Клуб выходного дня» - Экскурсия «Ботанический сад»

    «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение парков»

    Папка передвижка «Леса нашей страны»

    фоторепортаж для статьи «Лес легкие человека» в интернет журнала «Рыбкин»

    Май

    Интеллектуально творческая игра

    Родительское собрание

    Акция «Экологическая тропа»

    Выпуск стенгазеты

    Литература:

    • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр «Академик», 2001.
    • Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
    • Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
    • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
    • Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
    • Микляева Н.В. семейные и родительские клубы в детском саду – М.:ТЦ Сфера, 2012.
    • Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 2014.
    •  Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
    • Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни/ авт.-сост. Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

    Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

    Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольников

    Данный перспективный планработы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольников разработан в соответствии ФГОС....

    Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»)

    Дошкольный возраст является  началом всех начал. В этот период у ребенка наиболее быстрыми темпами развиваются функциональные системы организма, закладывается фундамент здоровья. Поэтому сохранен...

    Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни

    laquo;К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство п...

    Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...