Игры и упражнения с массажным мячом для детей с ОВЗ
статья

Евсеева Мария Нурисламовна

                                                                                                               «Волшебный мяч»

     Основная цель образовательной области «Физическая культура» - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организаций всей жизни детей в семье, и дошкольном учреждении.

     Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались общие, и коррекционные задачи. Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) – комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде.

 Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является:

  • формирование основ базовой культуры личности;
  •  всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

   В нашем детском саду особое внимание уделяется физическому воспитанию и развитию физических качеств для детей с ОВЗ, как основному фактору сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальных особенностей  каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка и проводятся 3 раза в неделю.

Основные принципы:

  • Не навреди;
  • Индивидуальный подход;
  • Работа с родителями в виде рекомендаций;
  • Проведение совместных занятий с родителями и ребенком.

Формы работы на занятиях:

  • Систематические;
  • Индивидуальные;
  • Игровые.

В содержание работы с детьми ОВЗ входят:

·Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;

·Адаптированные сложных для выполнения упражнений на более легкие;

·Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

·Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;

·Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий инструктором по физвоспитанию, медицинской сестрой, воспитателями группы;

·Мотивация на улучшение результатов (похвала);

· Релаксация во время занятия;

·Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

·Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

     Одним из эффективных способов являются упражнения с предметами, в том числе с массажным мячом. Это эффективное средство для релаксации мышц, нормализации тонуса и снятия усталости. Кроме того, все виды массажных мячей способны помогать в лечении заболеваний широкого спектра. Отличительная особенность массажного мяча  - наличие пупырчатой поверхности, которая при давлении на поверхность тела воздействует на нервные окончания, ответственные за большинство процессов в организме. У детей с нарушениями мышечного тонуса массажные мячи используются в составе комплекса мер физкультурной терапии. Родители с инструктором по физическому воспитанию могут ознакомиться с приемами занятий с мячом, а затем регулярно заниматься ими с ребенком в домашних условиях.

                        

Фото №1. Массажный мяч среднего и маленького размера

      Массажные мячи бывают самых разных размеров: от совсем маленьких мячиков размером с детскую ладошку,  до огромных фитболов, рассчитанных на людей с большим весом. Средний массажный мячик можно катать в ладонях, подбрасывать, делать массаж рук, ног, спины, а также ступней, что будет сводить к минимуму развитие плоскостопия. При покупке массажного мяча любого размера, предназначенного для ребенка, следует отдавать предпочтение мягким, приятным, закругленным вариантам. Идеально иметь в домашнем ассортименте разные массажные мячи для выполнения большего количества полезных и развивающих упражнений.

                                  

                       Игры и упражнения с массажным мячом

Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Задачи:

1. способствовать закаливанию организма ребенка.

2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

4. Самомассаж улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках и ногах.

Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и подгрупповым.

 

Упражнения для самых маленьких.

«Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел eжик.

(Все движения выполняются в соответствии с текстом).

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

Ребенок жалеет eжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

«Орех»

Движения соответствуют тексту.

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех.

«Иголки»

У сосны, у пихты, eлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.

«Непростой шарик»

Движения соответствуют тексту.

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

«Ласковый eж»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, eж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Упражнения для детей с 4 лет

«Ёжик»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

«Круги»

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

«Ласковый eж»

Ребёнок гладит мячиком свои ладошками со словами: 

Гладь мои ладошки, ёж! 
Ты колючий, ну и что ж! 
Я хочу тебя погладить, 
Я хочу с тобой поладить. 

«Зайцы на лужайке»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ 
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ 
И катались по траве, /катать вперед – назад/ 
От хвоста и к голове. 
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ 
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ 
«С добрым утром!» - им сказали. 
Стала гладить и ласкать 
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец

«Футбол»

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребeнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребeнком, темп его выполнения можно ускорить.
 

«Колючки»

Ладошку сделать «лодочкой». В нее вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же. Чтобы ребенок понял, с какой силой

необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребенок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.

 «Прокати по ладошке»

Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперед-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения. Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.

«Горка»

Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклоненной головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.

Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху. Можно выполнять упражнения ногами, сидя на стуле.

«Будь здоров»

Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно. Как вариант, можно делать круговые движения одной ногой, затем другой. Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения. Упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно.

«Горка»

Снять с ног обувь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражнение повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражнение выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения.

Упражнения для детей 6-7 лет

«Солдаты»

Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнение №1

Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Упражнение №2

 

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Упражнение №3

Я мячом круги катаю, (Движения выполняются по тексту)

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

 

Упражнение №4

Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)

Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)

Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)

Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)

И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)

Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой

 

Упражнение №5

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)

Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх)

Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)

Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу)

И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)

Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед)

Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий  Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик)

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)

Упражнение №6

Этот шарик не простой (Движения выполняются по тексту)

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

Упражнение №7

Катится колючий ежик (выполняем круговые движения мячиком между ладонями)

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит (перебираем мяч пальчиками)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда, сюда! Мне щекотно? (движения мячом по пальчикам)

Да, да, да!

Уходи, колючий еж, (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

В темный лес, где ты живешь!

 

         

   Фото №2. Массаж рук, ног, ступней.

 

        

Фото №3. Дети массажируют массажными мячами спинки друг-друга  сидя на полу в круге.

 

Культивируйте спорт, ЗОЖ.

 Обогащайте знания детей о спортсменах республики, страны и мира, о чемпионах ставших таковыми вопреки судьбе и географии.

Формируйте интерес к спорту и физической культуре.

Чем больше физических упражнений начинать с самого раннего возраста, тем легче развить координацию движений и быстрее будет достигнут прогресс развития.

И самый главный совет – показывайте свой собственный пример здорового образа жизни.

 

                  Использованная литература:

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр.и доп.-М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
  2. Картотека упражнений с массажными мячиками для детей дошкольного возраста. М.Н.Зеленская
  3. Польза массажных мячей и мячиков. Сайт Общее дело.

 

 

Мастер -  класс для родителей и детей  «Волшебный мяч»

 

Цель:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в области оздоровления и физического развития детей

Задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
  2. Сформировать у родителей представления о нестандартном спортивном оборудовании, его разнообразии, упражнениях с ними.
  3. Дать родителям необходимые знания о физическом развитии ребенка.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей средних групп детского сада, с целью выявления  стартовых возможностей их детей.
  2. Подготовить выставку для родителей (нестандартное спортивное оборудование).
  3. Информационный буклет «Волшебный мяч» (упражнения для развития мелкой моторики)

Оборудование:

Выставка «игры с мячиками»; массажные мячи среднего размера; буклет

Форма проведения: мастер-класс

Повестка:

1. Выставка массажных мячей.

2. Мини-беседа.

3. Мастер-класс.

4. Рефлексия

Участники: дети старшей группы с родителями

Ход мастер-класса:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Родителям при входе предлагается выбрать массажный мяч и вместе  со своим ребенком сесть в круг.

-Здравствуйте, уважаемые родители, гости и наши маленькие участники! Меня зовут Мария, я –инструктор по физическому воспитанию. Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по развитию мелкой и общей моторики рук для детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)  «Волшебный мяч».

-  Друзья,  это какой мяч,  для чего он?

-  Скажите, какие упражнения с массажным мячом вы знаете?

- В последнее время увеличивается количество детей с ОВЗ. Но не надо ждать того, что все само собой пройдет. Ведь дошкольный возраст тот самый период, когда ребенок впитывает все как губка. Вы сами можете помочь своему ребенку, занимаясь с ним дома, как можно раньше.

- Какие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, можно порекомендовать для домашних занятий?

- Предлагаем вашему вниманию интересные и  простые упражнения для развития мелкой моторики рук. Эти игры и упражнения не займут у Вас много времени и лишних затрат.

- А в конце мы опять соберемся все вместе здесь и поделимся мнениями, впечатлениями.

                                    Основная часть мастер-класса

Мини-беседа

     Массажный мяч -  очень полезное изобретение, эффективное средство для релаксации мышц, нормализации тонуса и снятия усталости. Отличительная особенность массажного мяча – наличие пупырчатой поверхности, которая при давлении на поверхность тела воздействует на нервные окончания, ответственные за большинство процессов в организме.

    Доказано, что массаж пальцев рук тесно связан с речевыми способностями. Поэтому как можно раньше следует начинать занятия с детьми, даже если у них нет логопедических проблем. Ведь предела совершенству не существует. Маленький массажный мячик можно катать в ладонях, как кусок теста, подбрасывать, удерживать между пальцами и перемещать от одних пальцев к другим. Можно катать мяч по поверхности стола, прижимая его рукой. Полезно выполнять такие упражнения не только для ладоней, но и для ступней, что будет сводить к минимуму развитие плоскостопия. Мягким массажным мячиком полезно делать ребенку массаж спинки.

Идеально применять разные массажные мячи для выполнения большего количества полезных и развивающих упражнений.

 

Упражнения с массажным мячиком

Цели:

Развитие моторики рук, ловкости, релаксации, сплочённости.

1.Массажируем ладошки мячом вдоль ладони и круговыми движениями. Выполняется 5-6 раз.

2.Держим мяч в одной руке перед собой, затем прячем за спину, перекладываем в другую руку, показываем  5-6 раз.

3.Масажируем руки, выпрямив локти. Выполняется 30 сек.

4.Держим мяч в руках внизу, сгибаем-разгибаем локти,  показываем 5-6раз

5.Держим мяч двумя руками за голову, выпрямляем-сгибаем руки, выполняем 5-6 раз

6.Перекладываем мяч из рук в руки вокруг туловища. Выполняем 5-6 раз

7.Садимся на пол, массажируем колени попеременно. Продолжительность 30 сек.

8.И.П. сидя, ноги в стороны, колени прямые, мяч держим двумя руками у груди, наклоняемся вперед, кладем мяч перед собой, оставляем, возвращаемся в и.п.

8. Упражнение «Кошка и клубок». Сидя на коленях, не приподнимая ноги, катим мяч вперед по полу не отпуская, растягиваем руки, плечи, спину. Возвращаемся в исходную позу. Повторяем 3 раза.

9. Сидя на коленях, катим мячик по полу вокруг себя, меняем направление.

10.Дети и родители снимают обувь и массажируют ступни вдоль и круговыми движениями.

11. Стоя прямо перекладываем мяч из рук в руки под коленями, приподнимая ноги по очереди.

12.Приседания. Садимся и кладем мяч на пол, встаем – хлопаем в ладоши. Повторяем 3 раза.

13. Дыхательное упражнение «Сдуем пылинки с мячика»

 

 

    3. Рефлексия

Родителей приглашаем на рефлексию, в это время дети играют, рисуют и т.д.

- Уважаемые родители! Сегодня Вы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).

- А теперь, просим Вас оценить нашу встречу. Перед вами лежат смайлики, выберите тот смайлик, который отразит Ваше настроение после нашего мастер-класса. Благодарим вас зав активное участие, до новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых упражнений с массажным мячом

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642591","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4642601","at...

Комплекс упражнений с массажным мячом

При выполнении упражнений с массажным мячиком задействуются глубокие мышечные структуры. Закруглённые массажные шипы мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечност...

Комплекс упражнений с массажным мячом

Комплекс упражнений с массажным мячом...

Комплекс упражнений с массажным мячом

Массаж с помощью специального мячика...

комплекс упражнений с массажным мячом для детей.

комплекс упражнений с массажным мячом для детей....

Использование игр-упражнений с массажным мячом для физического развития детей, в том числе для детей с ОВЗ.

Использование игр-упражнений с массажным мячом  для физического развития  детей,  в том числе для детей с ОВЗ....