Рабочая программа кружка "Страна Светофория" для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)

Истомина Марина Александровна

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки а пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_kruzhok_strana_svetoforiya_ml._gr.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»_______

Рабочая программа дополнительного образования детей

«Страна Светофория»


(для детей 3 – 4 лет.).
Срок реализации 1 год.

Руководитель:

Истомина Марина Александровна,

Воспитатель МОУ детский сад №198

Центрального района Волгограда,

высшая квалификационная категория

Волгоград,  2019  г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

Актуальность.

Новизна и отличительные особенности программы.

Принципы реализации программы.

Цель.
Задачи.

Срок реализации программы.

Предполагаемые знания и навыки детей.

Педагогические технологии, методы и формы работы.

Способы организации деятельности.

  1. Содержание рабочей программы:

Ресурсное обеспечение кружковой работы

Педагогическая диагностика и мониторинг динамики усвоения Программы детьми

  1. Список литературы.

  1. Пояснительная записка

Актуальность.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и нечем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие это трагедия. В условиях повышения интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдаются несчастные случаи с детьми. Ежегодно в России погибает более 1,5 тысяч детей. Более 23 тысяч получают серьезные травмы в ДТП. 70% ДТП происходит по вине водителей, 30% - по вине детей. Это происходит во многом потому, что дети или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

Даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. 

Обеспечение здоровья детей - основная цель. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых- доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки а пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Основным целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения:

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. Данная Программа разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Страна светофория» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Новизна и отличительные особенности программы.

Программа «Страна Светофория» имеет социально-педагогическую  направленность (создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта).

Новизна программы в том, что в центре образовательно-воспитательного

процесса находятся дети, познающие Правила дорожного движения, которые

написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного

движения. Данная программа позволяет систематически обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучать  ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и втранспорте.Данные занятияпомогут систематизировать, расширить и углубить знания по безопасностидвижения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц,воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Выполнение всех требований

Правил дорожного движения –это предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств ипешеходов по улицам и дорогам.

Принципы реализации программы: (по Е.А.Козловской, Козловскому):

● Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

● Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

● Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется

ребенку опасной).

● Принцип возрастной безопасности.С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде,опасность движущихся формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

● Принцип социальной безопасности.Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

● Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного

движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила

дорожного движения.

Задачи:

- знакомить детей с легковым  и грузовым автомобилем, формировать представление о назначении  и основных частях автомобиля;

- знакомить детей с пассажирским транспортом и правилах поведения в нём;

- дополнять представление об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быт односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией;

- дать детям первоначальные представления о сигналах светофора;

- знакомить детей с профессией водителя, формировать интерес к ней;

- дать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре;

- обучать детей правилам перехода через проезжую часть.

Срок реализации программы.

Реализация программы рассчитана на 9 месяцев (с 1 сентября по 31 мая).

Количество занятий в год - 36.

Предполагаемые знания и навыки детей:

Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге:

● осознанное отношение квопросамбезопасности окружающих;

●  умениепредвидетьвозможнуюизбегать ее;

●  умениевыбратьадекватнуюжизненных ситуациях;

● умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами

безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных

ситуациях»;

● способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствиис усвоенными правилами на дороге;

● представление о возможных негативных последствиях для другихлюдей своими неосторожными действиями;

● проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности всоблюдении правил поведения.

Педагогические технологии, методы и формы работы.

 В своей работе я использую следующие технологии:
- целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности;
- теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); 
- проектной деятельности; 
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии.

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:

  • практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением транспорта, пешеходов.);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассказ воспитателя; рассматривание тематических картин; составление рассказов по серии сюжетных картин, рассказывание из личного опыта, составление творческих рассказов; чтение художественной литературы); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение);
  • метод формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
  • метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
  • метод  стимулирования поведения и деятельности (поощрения).
  • Игровой(творческие и режиссерские игры с использованием макетов улиц города, театрализованные игры и драматизации сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения).

Формы работы:

Занятия в кружке по ПДД.

Беседы-диалоги.

Целевые прогулки.

Рассматривание иллюстраций, плакатов,

Чтение литературы.

Инсценировки.

Слушание музыкальных произведений.

Игровые тренинги.

Обучающие игры на ноутбуке.

Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.

Работа с родителями.

Дидактические игры по ПДД.

Способы организации деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Ведущая образовательная область данного опыта работы - «Социально-коммуникативное развитие». 
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.

Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:

●  О.о. «Познавательное развитие»

-  познакомить детей с понятием улица, её основными частями (дорога – проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;

- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, правилами  перехода;

- познакомить детей с понятием «светофор», уточнить, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, зелёный);

- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный).

Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:

● О.о. «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);

● О.о. «Речевое развитие» - развивать свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности;

● О.о. «Физическое развитие»

-  развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Ресурсное обеспечение:

1. Уголок «Дорожного движения» в групповом помещении (настольный)

2. Центр «Светофорик» в здании ДОУ.

3. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;

- дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка «Школы светофорных наук».

Педагогическая диагностика и мониторинг динамики усвоения Программы детьми

Диагностическая карта

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет.

Имя ребенка__________________________________________

Дата диагностики: начала уч.г._____________ конец уч.г.____________

Вопросы        Уровень

Начало года

Конец года

Назови цвета светофора

Покажи грузовой и легковой автомобили

Назови части автомобиля

Кто управляет автомобилем?

Что делает водитель?

Где едут машины?

Кого перевозит автобус?

Где останавливается автобус?

Где ходят люди?

Где играют дети на улице?

  1. Список литературы

  1. Авдеева Наталья Николаевна, Князева Ольга Львовна, Стёркина Раиса Борисовна  Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2019
  2. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
  3. Данилова Т. И. «Программа Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 208 с.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста».: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения»: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  6. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения. Занимательные материалы»: Волглград: ИТД «Корифей», 2009. 
  7. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет: ФГОС. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003
  9. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно - транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  10. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2019
  11. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  12. Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения» – М.: «Издательство Скрипторий 2008».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...

Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.

МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,

-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...


 

Комментарии

Карева Ольга Николаевна

Спасибо за разработку! Буду использовать в работе.