Игры по валеологии по теме "Человек"
картотека (подготовительная группа)

Сидалинова Гульнара Рафаиловна

Валеологические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_valeologii_ya_i_moy_organizm.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры по валеологии «Я и мой организм»

Цель: 

  • способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о благоприятном влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
  • Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

Тема: Ребенок и социум

Цели:

  • Формировать представление о человеке как о целостном разумном существе; умение осознавать себя в социуме; навыки взаимодействия с детьми и взрослыми; представления о половой принадлежности.
  • Обучать навыкам сотрудничества с детьми и взрослыми; правилам поведения в обществе.
  • Воспитывать уважение к себе, к детям и взрослым.

Подвижные игры:

  • «Ходим кругом друг за другом»,
  • «Найди себе пару»,
  • «Каравай»,
  • «Змейка»,
  • «Попляши, попляши, что умеешь расскажи».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья («Выходной день», «Пришли в гости» и т.д.), «Дочки-матери», «Детский сад» («Уборка группы», «Прием детей в группу», «Занятие», «Утренняя зарядка» и т.д.).

Дидактические игры: «Семья», «Мое имя», «Как кого зовут», «Назови ласково», «Подбери признак», «Чей? Чья? Чье?», «Четвертый лишний», «Собери картинку».


Тема: Тело человека

Цель:

  • учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.).
  • формировать представления об их функциональном назначении.

Подвижные игры:

  • «Веселая зарядка»,
  • «Маленькие и большие ноги»,
  • Пальчики и ручки»,
  • «Быстрые и ловкие ножки»,
  • «Море волнуется.»

Тема: Изучаем свой организм

Цель:

  • Формировать представление о целостности человеческого организма.
  • Рассказать о нахождении и значении сердца, желудка, почек, позвоночника и легких для жизни и здоровья человека

Дидактические игры: «Что у нас внутри», «Что я чувствую», «Зеркало», «Послушай и покажи», «Дыши – не дыши», «Кто быстрее покажет»

Тема: Рот, уши, глаза человека, их функции и строение

Цель:

  • Формировать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта.
  • Развивать навыки правильной чистки зубов.

Дидактические игры: «Зубки веселые и грустные», «Где должна спать зубная щетка», «Какие продукты полезны нашим зубкам», «Коллаж», «Кубики», «Что полезно зубкам?», «Что полезно глазкам?»

Сюжетно-ролевая игра: «Маша у зубного врача».

Подвижная игра:

  • «Спрячь зубки в домик».




Тема: Здоровье и болезнь

Цель:

  • Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
  • Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Дидактические игры: «Если ты простудился», «Лечение куклы», «Посещение больного». «У меня болят зубы», «Здоровье и настроение», «Кто здоров», «Почему Маше плохо?»

Сюжетно-ролевые игры: «Посещение больного», «Аптека», «Скорая помощь»

Тема: Личная гигиена и режим дня

Цель:

  • Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека.

Дидактические игры: «Мой день», «Когда это бывает», «Кукла идет гулять», «Маша- замараша», «Веселые помощники», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Сюжетно- ролевые игры: «Готовим обед», «Детский сад», «Выходной день».

Подвижные игры:

  • «Веселая утренняя зарядка»,
  • «День и ночь».

Тема: Школа здорового питания

Цель:

  • Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания.
  • Актуализировать представления о рациональном питании.
  • Научить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
  • Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Дидактические игры: «Полезное угощение», «Что растет на грядке», «Найди полезные продукты», «Накрой стол для завтрака, обеда, ужина», «Съедобное и несъедобное», «правила питания»

Сюжетно- ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Кушайте на здоровье», «Реклама», «Поварята»

Подвижная игра:

  • «Посадка и сбор овощей».

Тема: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Цель:

  • Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.
  • Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Найди ошибку художника».

Сюжетно- ролевые игры: «На реке», «В гостях у доктора Знайки».

Подвижные игры:

  • «Свободное плавание»,
  • «Солнышко»

Тема: Здоровый образ жизни

Цель:

  • Формировать представление о составляющих здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, эмоциональное равновесие, дыхание, охрана здоровья.
  • Воспитывать положительное отношение к нему.

Дидактические игры: «Подскажи Незнайке», «Сложи картинку», «Сто шагов к здоровью»

Подвижные игры:

  • игры- эстафеты,
  • подвижные игры согласно возрасту детей.

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника (прием у врача окулиста, лора, хирурга и др.), «Занятие по физкультуре», «За обеденным столом».



Подвижные игры

Подготовительная группа.

Игры с бегом

  1. Горелки.
  2. Ловишки (с ленточками).
  3. Мороз – красный нос.
  4. Коршун и наседка.
  5. Быстро возьми.
  6. Чья колонна быстрее построится.
  7. Совушка.
  8. Пятнашки.
  9. Бег шеренгами.
  10. Догони соперника.
  11. Перемена мест.
  12. Собери флажки.
  13. Будь внимателен.
  14. Салки – не попади в болото.
  15. Жмурки.
  16. Салки со скакалкой.
  17. Перемени предмет.
  18. Догони свою пару.
  19. Второй лишний.
  20. Простые ловишки.
  21. Верёвочка.
  22. Эстафета парами.
  23. Ослик.

Игры с прыжками.

  1. Не попадись.
  2. Лягушки и цапля.
  3. Не наступи.
  4. Волк во рву.
  5. Прыгни – повернись.
  6. Будь ловким.
  7. Прыгни – присядь.
  8. Сильный удар.
  9. Пингвины с мячом.
  10. Загони льдинку.
  11. Перелёт птиц.
  12. Не оступись.
  13. Прыжковая эстафета.
  14. Волшебная скакалка.
  15. Бочком.
  16. Бег в мешке.
  17. Волки и овцы.
  18. Лиса и куры.
  19. Кто прыгает.
  20. Прыгаем по кругу.

Игры с метанием.

  1. Охотники и звери.
  2. Ловишка с мячом.
  3. Кто самый меткий.
  4. Стоп.
  5. Кого назвали, тот ловит мяч.
  6. Перебрось через планку.
  7. Школа мяча.
  8. Мяч водящему.
  9. Подбей волан.
  10. Сбей кеглю.
  11. Пас.
  12. Быстрые и меткие.
  13. Пас по кругу.

Игры с лазанием.

  1. Перелёт птиц.
  2. Ловля обезьян.
  3. Медведи и пчёлы.
  4. Медвежата.

Игры с ходьбой.

  1. Пройди бесшумно.
  2. Фигурная ходьба.
  3. Стоп.
  4. Не урони шарик.
  5. Построй шеренгу, круг, колонну.
  6. Тройка.
  7. Рыбки.
  8. Кто выше взойдёт по палке.
  9. Тяни в круг.
  10. Чурбан.
  11. Серая утка.
  12. Эстафета в ходьбе.
  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
  1. Буратино

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз— два, раз— два! Вот и кончилась игра!


Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.


Зарядка

Каждый день мы по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать.


Малыш

Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, до лампы дотянусь.

Заинька

Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд. Он подпрыгнул 10 раз.

Зарядка

Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки развести пошире 10 раз.


Физкультпривет

На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет.


Цветы

Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают.


Цапля

Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать —

И не падать, не качаться, За соседа не держаться.


Рыбки

Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся, То зароются в песок.


Шар

Я возьму шар большой, подниму над головой,

Выгну спину — шарик кину.


Гуси

Гуси серые летели. На полянку тихо сели. Походили -

Раз, два — выше голова,

Три, четыре — плечи шире,I

Пять, шесть — можно сесть.



Тучки

Приплыли тучки дождевые;

Лей, дождик, лей.

Дождинки пляшут как живые;

Пей, рожь, пей.

И рожь, склоняясь к траве зеленой, Пьет, пьет, пьет.
А тихий дождик, неугомонный, Льет, льет, льет.





КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

1.«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.

2.«Самолет»

Руки в стороны — в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.

3.«Мельница»

(Наклоны вперед, руки в стороны)

Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре — завертелась, закружилась.

4.«Насос»

А теперь насос включаем, воду из реки качаем.

Влево — раз, вправо — два. Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре будет полита земля. (3 раза)

5.«Помощники»

Дружно помогаем маме, мы белье полощем

Раз, два, три, четыре — потянулись, наклонились. (3 раз)

Хорошо мы потрудились.

6«Парад»

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом. Левой — раз, левой — раз. Посмотрите все на нас.



ИГРЫ НА ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКЕ

Защита крепости

Все играющие образуют круг, в центре которого ставятся 3—4 булавы, здесь же стоит «защитник». Ребята, стоящие в кругу, стараются мячом сбить булавы; «защитник» должен отбивать мяч. Одну или две булавы «защитник» может поставить вновь. Однако когда будут сбиты все булавы, на место «защитника» встает тот, кто сбил последнюю булаву. «Защитник» не имеет права ловить мяч, а должен только отбивать его, играющие не должны переходить линию круга.

Ножной мяч в кругу

Ребята образуют круг. В центре его становится водящий, который пытается выбить мяч из круга. Остальные не выпускают мяч за пределы круга. Пропустивший мяч становится водящим.

Круговая лапта

Отмечается веревкой круг (диаметр — 15 шагов). Можно вместо круга начертить прямоугольник или квадрат. Группа делится на две команды. По жребию одна команда находится в кругу, другая — за кругом.

Игроки за кругом перебрасывают (или иногда делают вид, что бросают) друг другу мяч. Они должны попасть в игроков, находящихся в кругу. Каждый осаленный выходит из круга. Игра продолжается.

Заставь мяч прыгать

На расстоянии 8—10 метров от стены проводится линия: (старт—финиш), на которой с интервалом 1—1,5 метра кладутся 3—5 мячей (баскетбольных, волейбольных, футбольных). Возле каждого мяча стоят игроки.

По сигналу руководителя соревнующиеся ударами рук по мячу ведут его баскетбольным дриблингом, направляясь к стене. Коснувшись стены рукой, участники возвращаются. Достигнув финиша, они ловят мяч и поднимают его вверх. Побеждает игрок, первым выполнивший задание.

Быстрей перенеси

Все имеющиеся хоккейные, теннисные или малые резиновые мячи сложить в одном месте. В 10—15 метрах от него чертятся два круга диаметром 1 метр, в каждом из которых находится участник.

По команде руководителя оба игрока устремляются к мячам и захватив как можно больше, переносят в свой круг. Затем, уже без дополнительной команды, они выполняют перебежки до тех пор, пока не будут перенесены все мячи. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его. Побеждает тот, кто перенесет больше мячей.

Не задень мяч

Вдоль натянутой веревки подвесить на разной высоте и с различными интервалами 10—12 мячей, связанных парами.

Участник, запомнив расположение мячей, должен пройти спиной вперед, не задев ни один из них. Игроки имеют право двигаться только по прямой, приседая под мячами. Побеждает игрок, выполнивший задание.

Попади в летящий мяч

Руководитель подбрасывает мяч (волейбольный или баскетбольный). Участник, стоящий в 5—10 метрах от него, стремится попасть теннисным мячом в летящую цель. Количество попыток определяет руководитель. Побеждает самый меткий. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется никого.

Прыгни через палку

Игроки держат палку горизонтально впереди себя. Их задача — перепрыгнуть через палку, не выпуская ее из рук.

Побеждает тот, кому большее количество раз подряд удалось это сделать.

Выбей шайбу

На полу чертятся два круга диаметром 1 метр. Расстояние между ними — длина гимнастической палки. В центре каждого круга лежит шайба или мяч. Игроки с гимнастическими палками в руках находятся за пределами круга.

По сигналу руководителя они пытаются выбить шайбу противника, защищая свою. Входить в круг запрещается. Проигравший выбывает из игры. Ученик, победивший в 3—5 сражениях подряд — победитель.

Вращающийся обруч

Участники с гимнастическими обручами в руках располагаются на площадке или в зале. Поставив обручи на пол, соревнующиеся по сигналу руководителя правой или левой рукой сообщают им вращательное движение. Чей обруч вращается дольше — тот победитель.

Попади в след

Участник стоит на полу. Руководитель очерчивает мелом (с некоторым запасом) его стопы. Игрок, прыгнув вверх и сделав в воздухе поворот на 360 градусов, должен приземлиться на прежнем месте.

Прыгни через палку

Игроки держат палку горизонтально впереди себя. Их задача — перепрыгнуть через палку, не выпуская ее из рук. Побеждает тот, кому большее количество раз подряд удалось это сделать.


ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ

Парные гонки

Играющие разбиваются на пары. Один ученик надевает лыжи, второй становится сзади (на лыжи) и держится за его пояс. Задача соревнующихся — в таком положении пройти дистанцию 20—30 метров. Второй игрок не имеет права сходить с лыж. Побеждает пара, раньше других закончившая дистанцию.

Гонка на одной лыже

Участники стоя на одной лыже правой (левой) ногой отталкиваются другой и стараются как можно быстрей финишировать. Победитель определяется в личном зачёте так и в командном.

Веселые лыжники

Эстафета проводится на небольшой пологой горке.

  1. Спуск парами, тройками, взявшись за руки. Чья пара, тройка дальше прокатится.
  2. Во время спуска проехать в ворота из лыжных палок, не сбив их (спуск проводится без палок).
  3. Спуск втроем на одной паре лыж. Чья тройка проедет дальше и не упадет?
  4. Спускаясь с горы, подобрать разложенные по трассе предметы. Кто соберет больше и не упадет — тот победитель.
  5. Какая команда быстрее втащит в гору своего капитана, держащегося за веревку.


Кто быстрее

К деревьям или столбам на высоте 2—2,5 метра подвесить старые ведра или корзины. Команды располагаются в 3—5 метрах от своей цели. По сигналу руководителя все соревнующиеся бросают снежки в свое ведро, стремясь как можно быстрее его заполнить.

Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.

Бег «на трех ногах»

Участники парами становятся на линии старта-финиша Правая нога одного игрока и левая другого плотно связаны бинтом или скакалкой. По сигналу руководителя соревнующиеся устремляются к флажку, обегают его и возвращаются на прежнее место. Кто первым закончит дистанцию — тот победитель.

Точный укол

На гимнастического коня, козла или стол положить теннисный мяч или другой мелкий предмет. Участник с завязанными глазами находится в 1,5—2 метрах от коня (козла). Сделав выпад, он должен уколом гимнастической палки сбить предмет; предварительно ученик запоминает его расположение. Побеждает игрок, сделавший точный укол.

Пролезть в обруч

Гимнастический обруч, поставленный на пол, держат два помощника. Участник отмеряет от него 10 шагов, затем ему завязывают глаза и предлагают сделать 5—7 (нечетное количество) поворотов кругом. После этого игрок, отмерив 10 шагов, должен пролезть в обруч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по валеологии

методический материал по здоровому образу жизни...

Дидактическая игра по валеологии "Здоровый малыш"

Дидактическая игра по валеологии для детей старшей и подготовительной к школе группы (три картинки) "Здоровый малыш" Цель игры: Формировать у детей представление о зависимости здоровья от п...

Учебно-метадическое пособие: Коллажи. "Обучающие игры по валеологии".

Коллажи-учебные пособия, выполняющие следующие задачи:1-Развитие зрительной памяти,2-Умение говорить, рассказывать,3-Обучающая задача, содержат различную информацию. Коллаж  "Наш нос и уход ...

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Дидактические игры по валеологии

Дидактические игры по валеологии, которые можно использовать как на занятии, так и в свободной деятельности....

Авторские игры по валеологии с использованием ТРИЗ-технологии

Авторские игры по валеологии  с использованием ТРИЗ-технологии старший воспитатель МБДОУ детского садакомбинированного вида № 14 г.Мценска Платонова В.Г.  Игра «Маленькие (большие)...