Рекомендации для воспитателей и родителей "Что ребёнок должен уметь делать с мячом в дошкольном возрасте"
консультация
Что ребёнок должен уметь с мячом в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Что ребёнок должен уметь делать с мячом
в дошкольном возрасте.
Главная образовательная задача физического воспитания в дошкольном детстве – освоение основных видов движений, которое осуществляется в соответствии с типовой программой по физическому воспитанию. Все требования типовой программы по освоению навыков владения мячом мы свели в единые таблицы, с тем, чтобы любой педагог, работая с тем или иным возрастом, мог ещё раз уточнить для себя «зону ближайшего развития» движений конкретной группы. К сожалению, в практической работе мы часто сталкиваемся с тем, что педагоги ставят перед собой «сверхзадачи» для своих подопечных, пытаясь их «натренировать» на движения, которые не доступны детям в силу их возрастных особенностей.
Для каждой возрастной группы выделены цифрами три этапа коррекционной работы (в таблице обозначены цифрами I, II, III) и соответствующие им базовые двигательные навыки.
В процессе планирования работы по обучению навыкам владения мячом педагог по всем основным движениям выделяет маркером в таблице для себя красным цветом диапазон обязательных навыков, соответствующих возрастной норме; зелёным – диапазон оптимальных, реально оцененных в группе; синим – диапазон перспективных, тех, которые предполагается сформировать.
Программа освоения навыков владения мячом
№ | Программное содержание освоений движений | Возраст детей | ||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
1 | Катание мяча с горки или ската и бег за ним | I | ||||
2 | Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя | I | ||||
3 | Катание мяча друг другу с расстояния 1,0 – 1,5 м | I | I | |||
4 | Бросание мяча двумя руками снизу вперёд и вверх | I | I | |||
5 | Бросание мяча от груди двумя руками | I | I | |||
6 | Бросание мяча воспитателю | II | I | |||
7 | Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 м | II | I | |||
8 | Бросание большого мяча двумя руками через верёвку | II | I | |||
9 | Бросание маленького мяча одной рукой через верёвку | II | II | |||
10 | Бросание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель | III | II | |||
11 | Метание маленького мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель на расстоянии 1,0 – 1,5 м | III | II | |||
12 | Метание мяча вдаль одной рукой | III | II | I | ||
13 | Метание маленького мяча с расстояния 1 м в вертикальную цель | II | I | |||
14 | Катание мяча через ворота с расстояния 1-1,5 м | III | I | |||
15 | Бросание мяча двумя руками из-за головы | III | II | |||
16 | Бросание мяча вверх и попытка ловить его | III | II | |||
17 | Отбивание мяча о землю с попыткой ловить его | III | II | |||
18 | Бросание большого мяча двумя руками через верёвку | III | ||||
19 | Катание мяча с попаданием в цель | II | ||||
20 | Катание мяча между предметами | II | ||||
21 | Катание обруча в произвольном направлении | II | ||||
22 | Бросание мяча друг другу | II | ||||
23 | Бросание мяча двумя руками от груди через сетку | II | ||||
24 | Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя или сидя | II | ||||
25 | Отбивание о землю двумя руками, стоя на месте | III | ||||
26 | Отбивание мяча одной рукой | III | ||||
27 | Бросание мяча о стену о ловля его | III | ||||
28 | Катание «змейкой» между предметами | III | I | |||
29 | Бросание мяча вверх и ловля рукой | I | ||||
30 | Бросание мяча друг другу с хлопками | II | ||||
31 | Бросание мяча из положения сидя | II | ||||
32 | Бросание мяча с поворотом кругом | II | ||||
33 | Бросание мяча с отскоком от земли | II | ||||
34 | Бросание мяча, ловля в движении | II | ||||
35 | Отбивание мяча двумя руками с шагом в прямом направлении | II | ||||
36 | Отбивание одной рукой | III | ||||
37 | Отбивание о стенку с хлопком и поворотом | III | I | |||
38 | Метание мяча в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой | III | I | |||
39 | Броски двумя руками набивного мяча | III | I |
Эти требования можно расценивать как диагностические, чтобы определить актуальные навыки владения мячом в группе детей и в соответствии с ними осуществлять планирование коррекционной работы.
Таким образом, дети должны уметь:
– в 3 года – катать мячи между сверстниками или со взрослым на расстояние 2 м; прокатывать их между предметами; бросать и ловить мяч снизу двумя руками одновременно при обязательном зрительном контроле;
– в 4 года – бросать и ловить мяч двумя руками снизу, от груди, из-за головы с расстояния 1,5–2 м; попадать мячом (d 6–8 см) с расстояния 1,5–2 м в корзину, поставленную на пол;
– в 5 лет – метать мяч в цель одной рукой, отбивать мяч от пола не менее 10 раз; бросать мяч вверх, а после удара мяча об землю уметь ловить мяч руками (выполнять не менее 10 раз подряд);
– в 6 лет – свободно отбивать мяч от пола на месте и с продвижением; перебрасывать мяч друг другу и уметь ловить его стоя, сидя и разными способами; овладеть элементарными приемами волейбола и баскетбола; метать мяч в горизонтальную и вертикальные цели (центр мишени на расстоянии 2 м) с расстояния 3–4 м.
Для оценки эффективности коррекционного и оздоровительного воздействия необходимо составить карту групповой динамики психомоторного развития.
Как оценить эффективность занятий с детьми
Всё, что связано с двигательной активностью, трудовыми действиями, освоением двигательных умений, характеристиками опорно-двигательного аппарата (ходьбой, бегом, прыжками), особенностями поведения и речедвигательной активности, – всё это сложнейшая система психомоторной организации человека.
Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека. Она начинает формироваться на ранних этапах жизни ребёнка с манипуляции предметами и продолжается до осознанной сложной целенаправленной деятельности. Великий психофизиолог Н. А. Бернштейн разработал и выдвинул теорию уровневой организации движений, которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и объяснить, почему у человека не получается то или иное движение. Выделенным уровням построения движений Н. А. Бернштейн дал условные названия по первым буквам латинского алфавита:
– уровень А – обеспечивает статическую координацию и выносливость;
– уровень В – охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику, отвечает за динамическую координацию и автоматизацию (заучивание) движений;
– уровень С – обеспечивает зрительно-моторную координацию, согласование двигательного акта с внешним пространством;
– уровень Д (предметный уровень организации движений) отвечает за все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры;
– уровень Е (уровень символических координаций и психологической организации движений) – высший уровень организации, действия которого основываются на образном мышлении, отвечает за выполнение движений по речевой инструкции, за поведение в игре и пр.
Проблемы «неуклюжести» детей с ОВЗ в большинстве случаев объясняются задержкой психомоторного развития. Именно поэтому дети с ОВЗ не могут долго выполнять упражнение типа «замри», не могут выполнять упражнения на равновесие, неловко владеют предметами (а о мяче и говорить не приходится), не запоминают последовательности движений, не ориентируются в пространстве и не выполняют правила в игре.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике детских образовательных учреждений используются диагностические методики, предложенные Н. О. Озерецким и Н. И. Гу ревичем в 1930 г., адаптированные Т. С. Овчинниковой, позволяют оценить сформированность уровня психомоторного развития. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны.
Критерии оценки выполнения:
– 3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
– 2 балла – есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован, неправильное выполнение после третьего движения;
– 1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении.
– 0 баллов – отказ от выполнения движения.
Задания для детей 4–5 лет
A – пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 10 с с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
B – после предварительного показа ребёнку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой и левой руки поочерёдно кончика носа.
C – в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых вперёд рук ребёнок должен описывать в воз духе круги любого размера.
D – на столе ставится картонная коробка размером 10 Ч Ч 10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет диаметром 2 см. По сигналу воспитателя ребёнок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочерёдно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 с, для второй руки 20 с.
Задания для детей 5–6 лет
A – пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 с.
B – ребёнку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см сначала вперёд, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и свобода совершаемого движения.
C – ребёнок должен поразить мячом цель размером 25 × 25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно.
D – ребёнку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5 ×5 см, рука вытянута вперёд, помощь другой рукой отсутствует. Для ведущей руки норма 15с, для второй – 20 с.
Задания для детей 6–7 лет
A – в течение 10 с ребёнок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, стопа приставлена к колену, а колено отведено под прямым углом. После 30 с отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
B – ребёнку предлагается по команде быстро и без помощи рук сесть по-турецки, а затем встать.
C – ребёнок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
D – ребёнку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 с, для второй – 45 с.
Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале (Н) и в конце (К) курса и оформляются в следующую таблицу:
Диагностика психомоторного развития
Примечание:
А – пробы на статическую координацию и статическую выносливость.
B – пробы на динамическую координацию, на способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс, а также на способность вести выразительные пластичные движения.
C – пробы на зрительно-моторную координацию, на точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.
D – пробы на более согласованные, более дифференцированные действия, на способность к манипулированию предметами.
Н – начало курса.
К – конец курса.
На основании этих данных в дальнейшем осуществляется планирование коррекционной работы в течение курса.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительномоторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
На что необходимо обратить внимание во время занятий
Дети «группы риска», как правило относятся ко второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях по играм с мячом. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать своё состояние и ответственность за их здоровье лежит на воспитателе.
Воспитателю следует обращать особое внимание на знаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых следует снизить нагрузку или даже прекратить занятие на время:
– изменение цвета кожного покрова, особенно в виде резкого побледнения или покраснения, появления пятен на лице ребёнка; – обильное потоотделение;
– поверхностное, аритмичное дыхание через широко открытый рот;
– потеря равновесия, резкая сгорбленность, неуверенная походка;
– страх, сонливость, тоска, искажённый гримасой рот, тусклый взгляд.
Также оценку физического состояния ребёнка в результате полученной нагрузки можно контролировать по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения этих показателей к исходным величинам. В норме при физической нагрузке пульс дошкольников может учащаться на 25–50 % по отношению к исходной величине, а дыхание – на 4–6 в минуту. При этом данные показатели должны вернуться к исходным величинам через 2–3мину ты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50 % и значительное увеличение показателей дыхания.
Если указанные признаки повторяются часто, состояние не нормализуется после отдыха, необходимо направить ребёнка на консультацию к врачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации для воспитателей "Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие слова...
Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-189304-1383203854.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-1214926-1701308517.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/28/picture-1257310-1593353246.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
quot;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающег...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/01/picture-1294705-1606826333.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...
Что должен уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста.
Каждый ребенок - индивидуальность, при этом в психолого-педагогическом аспекте развития ребенка существуют факторы, характеризующие возрастные особенности дошкольника, позволяющие утверждать о его сво...
- Мне нравится (2)