Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления»
    методическая разработка

    Сливащенко Нина Викторовна

    Семинар-практикум для родителей  Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления»

     

    Цель: сформировать у родителей элементарные представления о способах профилактики плоскостопия посредством физических упражнений.

    Задачи:

    v Привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия.

    v Укреплять здоровье детей.

    v Познакомить родителей со специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы.

    v Способствовать психологическому сближению родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod.razrabotka_ploskostopie.doc434 КБ

    Предварительный просмотр:

    структурное подразделение «Детский сад № 6 «Искорка»

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    «Средняя школа № 2 г. Вельска»

    Семинар-практикум для родителей

    Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления»

    Воспитатель:

    Сливащенко Н.В.

    Первая кв.категория

    2019 год

    Цель: сформировать у родителей элементарные представления о способах профилактики плоскостопия посредством физических упражнений.

    Задачи:

    • Привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия.
    • Укреплять здоровье детей.
    • Познакомить родителей со специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы.
    • Способствовать психологическому сближению родителей.

    Пособия:

    Гимнастическая палка, следовая дорожка, шнур, канат, ребристая доска, «дорожка здоровья», стулья на каждого ребенка и взрослого, массажные мячи, воздушные шары, сетки, листы бумаги, карандаши.

    Ход мероприятия:

    Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас.

    Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о проблеме профилактики плоскостопия. Актуальность этой темы очевидна. Каждого любящего родителя волнует  вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребенка! Сегодня Вы получите практические советы и рекомендации.

    Итак, начинаем.

    Теоретическая часть

    Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь (уплощением ее свода). Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы. Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять лет.

    Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка (Приложение 1).

    В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений (дети, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине).

    Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

    • наследственность;
    • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой). Неправильно подобранная обувь приводит к косолапости и/или плоскостопию;
    • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);
    • чрезмерная гибкость суставов;
    • травмы стоп.
    • ряд заболеваний (рахит, полиомиелит, вывихи, подвывихи, переломы).

    Как же узнать, есть ли у вашего ребенка плоскостопие?

    Попросите ребенка походить босиком по полу в разных направлениях, чтобы вы могли увидеть его ноги во всех положениях. Особенное внимание обратите на внутренние края стопы и степень их уплотнения. Страдающие плоскостопием дети, ходят, широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях. Также у них быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы.

    Ещё один тест, который вы сможете провести с детьми и другими родственниками. Итак, необходимо нанести на стопу жирный крем/масло/краску и наступить на белый лист бумаги. Затем обвести оставленный след (Плантография).

    Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства, общее укрепление организма - обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.

    Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Также важно стараться избегать чрезмерной нагрузки на стопы.

    В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье.

    Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми упражнениями для укрепления мышц стопы, а совместное выполнение этих упражнений с детьми поможет вам лучше их запомнить, почувствовать влияние этих упражнений на стопу, поучить следить за четким выполнением детьми этих упражнений. Думаю, что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их самим, чем мы сейчас с вами и займемся.

    В зал приглашаются дети

    • Здравствуйте, дети!
    • Ребята, представляете, сегодня мы вместе с вашими родителями можем отправиться в гости к царю обезьян. Вы этого хотите?
    • Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими. Идти туда нужно пешком. Нелегко придется нашим ножкам. Давайте их подготовим к долгому путешествию.

    Самомассаж стоп

    Чтобы далеко шагали,

    В путь дороге не устали.

    Сядем все мы, отдохнем

    И массаж подошв начнем.

    Проведем по ножке нежно,

    Будет ноженька прилежной.

    Ласка всем, друзья нужна.

    Это помни ты всегда!

    Разминка тоже обязательна,

    Выполняй ее старательно.

    Растирай, старайся и не отвлекайся.

    По подошве, как граблями,

    Проведем сейчас руками.

    И полезно и приятно -

    Это всем давно понятно.

    Рук своих ты не жалей

    И по ножкам бей сильней.

    Будут быстрыми они,

    Потом попробуй, догони!

    Гибкость тоже нам нужна,

    Без нее мы никуда.

    Раз - сгибай, два – выпрямляй,

    Ну, активнее давай.

    Каждый пальчик мы найдем,

    Хорошенько разомнем.

    Надо с ними нам дружить,

    Чтобы всем здоровым быть.

    Ну вот, ножки и стопы мы с вами размяли. Становитесь на ноги!

    Переходим к веселой разминке.

    Проверьте, чтобы у всех были прямые спинки!

    Разминка

    Раз, два, три, четыре, пять -        И.п. стоя, руки на поясе

    Будем ножки укреплять.

    На носочки поднялись.                Подняться на носочки

    Опустились сразу вниз.                Опуститься на всю ступню

    Выпад сделали вперед,        Выпад правой ногой вперед, руки на колени

    Попружинили и вот,                Сделать несколько пружинистых движений

    Мы назад вернулись.

    Будем прыгать – прыг да скок!                Прыжки на двух ногах на месте

    Опускайтесь на носок.

    Комплекс упражнений №1 из исходного положения стоя

    • А сейчас, мамы, деток за руки возьмите. Отправляемся в дорогу (обычная ходьба).

    1. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас.

    (Ходьба на носках, руки вверх).

    2. Внимание! Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке.

    (Ходьба по следовой дорожке).

    3. Переходим через ручей.

    (Ходьба приставным шагом по гимнастической палке).

    4. Утята гуляют возле ручья.

    (Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах).

    5. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо.

    (Ходьба в полуприседе на носках).

    6. Это медведь идет.

    (Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе).

    7. Вот мы и подходим. Уже видны домики обезьян.

    (Обычная ходьба).

    Остановиться около стульев.

    • Смотрите, нас встречает сам король обезьян (взрослый в костюме обезьяны).
    • Давайте с ним поздороваемся.
    • К сожалению, он не умеет говорить на нашем языке, но он говорит жестами и мимикой. Дети, а вы знаете, как это? (Ответы детей)
    • Я, кажется, его понимаю!
    • Посмотрите, он приглашает нас посидеть на пеньках. Хотите?
    • Тогда сядьте на пеньки, родители напротив ребенка.

    Воспитатель обращается к королю обезьян:

    • Уважаемый король, у вас и ваших родственников так ловко получается играть ножками! Это так здорово! Мы пришли к вам в гости, чтобы этому научиться. Правда, дети? (Ответы детей)

    Обратиться к королю:

    • Вы нас научите? Король обезьян кивает головой
    • Я сяду напротив короля. Мы будем выполнять упражнения с ним вместе. А вы вместе со своими родителями. Смотрите внимательно и повторяйте за нами!

    Комплекс упражнений №2 из исходного положения сидя

    1.  «Здравствуйте - до свидания» - совершать движения стопами от себя – на себя (6раз);
    2. «Поклонились» - сомкнуть и разомкнуть пальцы (8 раз);
    3. «Пальчики поссорились-помирились» - развести носки ног в стороны, свести вместе (4 раза);
    4. «Пяточки поссорились-помирились» - развести пятки в стороны, свести вместе (4 раза);
    5. «Гусеница пошла гулять» - стопы стоят на полу, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, продвигать пятку вперед, затем пальцы распрямить: следует новый цикл имитаций движений гусеницы. Выполнять двумя ногами одновременно30-50 секунд;
    6. «Ёжик» (с массажными мячами) – перекатывание с пятки на носок.
    7. «Художник» - держа карандаш пальцами ног, изобразить на листе что - нибудь. Выполняют взрослые и дети одновременно.
    8. «Переложи предметы» - дети перекладывают пальцами ног предметы в обруч родителю, а родители – детям.
    9. «Поймай мяч» - перебрасывание массажного мяча, зажатым между стопами, друг другу.
    10.  «Мяч через сетку» - сидя на полу, упор руками сзади. Перебрасывание воздушного шара через сетку.
    11.  Эстафета «Построй свой дом» - родители и дети рассаживаются на пол по парам друг против друга, руки в упоре сзади. Между ними в произвольном порядке рассыпаются детали от конструктора. Цель: построить дом стопами ног и чья семья окажется быстрее.

    • Как все здорово играли! Свою ловкость показали.
    • Научил вас король обезьян играть ножками?
    • Что Вам понравилось больше всего?
    • Пришло время прощаться, пора нам домой возвращаться. Давайте скажем спасибо королю обезьян и попрощаемся с ним.
    • Обратно мы вернёмся по другой дороге (ходьба по шнуру приставным шагом, по канату, по ребристой доске, по «дорожке здоровья»)
    • Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Понравилось ли вам наше путешествие? Что Вам запомнилось больше всего? Какие были трудности?

    Заключительная часть

    На этом наш практикум завершается. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия, предложенных  вашему вниманию. Не забывайте о мерах профилактики плоскостопия, выполняйте регулярно с детьми несложный комплекс упражнений. Занимайтесь под веселую музыку и с хорошим настроением.

    Будьте здоровы!


    Список литературы:

    1. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова; под ред. Р.А. Ереминой. – Волгоград: Учитель, 2009.
    2. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Ловейко И.Д. Москва 1982.
    3. Журнал «Инструктор по физкультуре». № 3- 2009 г.
    4. «Нарушения осанки и плоскостопие», журнал «Здоровье дошкольника» №6 – 2008 г.
    5. «Помните – здоровье начинается со стопы!», журнал «Дошкольное воспитание» №8 – 2005 г.
    6. «Профилактика плоскостопия», журнал «Ребенок в детском саду» №1 – 2006 г.
    7. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей», журнал «Дошкольное воспитание» №8 – 2003 г.


    Приложение 1

    Положение стопы в зависимости от состояния


    Приложение 2

    Памятка для родителей

    • Внимание стопам нужно уделять постоянно. Тесные носки и колготки недопустимы.
    • Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
    • У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
    • Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.
    • Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ему пройти по бортику тротуара (в безопасном месте), бревну, доске, веревке.
    • Регулярно вместе с детьми выполнять комплекс несложных упражнений для профилактики плоскостопия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

    Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...

    Семинар-практикум для воспитателей "Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов"

    Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хр...

    Семинар-практикум для педагогов "Преодоление психологических барьеров на пути освоения инноваций"

    Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего-то нового.Основной задачей данного семинара-практикума является создание положительных эмоц...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"

    Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....

    Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...

    Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

    Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

    Семинар-практикум с родителями по профилактике плоскостопия «Дорожка здоровья»

    Плоскостопие является самым распространённым видом заболевания опорно-двигательного аппарата. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием. В нашем детском саду...