Главные вкладки

    Применение ТРИЗ технологии на занятиях физической культурой в детском саду
    учебно-методический материал

    Предлагаю разнообразные ТРИЗ игры для физкультурных занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triz_i_fizkultura.docx29.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение ТРИЗ технологии на занятиях физической культуры

    Развитие ассоциативности: обобщения

    Придумать загадки про спортивный инвентарь:

    Круглый, но не арбуз,

    Мягкий, как кровать,

    Сделан из сетки, но не ракетка,

    Большой, как обруч,

    Можно прыгать, но не скакалка. (батут) 

    Совершенствование ОВД: разноименные прыжки на батуте, приземление, основная стойка

    Это спортивный снаряд, предназначен для ловли мяча, отбитого ногой. Похож на квадратный сачок, но больше в размерах. (футбольные ворота) 

    Совершенствование ОВД: ведение мяча, забивание в ворота

    Вчера был тканью резиновой, сегодня арбуз с рожками малиновый. (фитбол) 

    Совершенствование ОВД: прыжки на фитболе с продвижением вперед

    Загадки про виды спорта

    Демонстрация упражнения с этим предметом, вид движения, элемент вида спорта.

    Приём «Объединение»

    Игра–упражнение «Кто больше знает?» метод «Снежного кома»

    Педагог предлагает детям по очереди называть разных животных (виды спорта), при этом стоя в двух шеренгах перебрасывать мяч по цепочке. Кто не знает или повторяет уже сказанное, теряет мяч – выбывает из игры. В конце игры остаются трое «ловких знатоков».

    Игра–упражнение «Да–нетка» («Прыжок–хлопок»)

    Перед началом игры дети делятся на несколько подгрупп, одна подгруппа из которых загадывает животное и предлагает остальным по очереди при помощи движений отгадать его. Показывать движения, указывающие на различные признаки: например, Летает? Ходит на четырёх лапах? Выпрыгивает вверх на двух? Домашнее? Хищник? И т.д. Движения и признаки заранее разучиваются и совершенствуются.

    Игра «Фантастический спортивный инвентарь»

    Соединяя элементы стандартного спортивного оборудования, создать нереальный «фантастический» спортивный снаряд.

    Например: гимн. палки и обруч «Воздушные ворота»

    Совершенствование ОВД: лазание через обруч правым, левым боком

    Вертикальная цель для метания,

    Игра–упражнение «Новые названия»

    Педагог предлагает детям придумать новое название спортивным снарядам, сочитая их с видами спорта, в которых они используются. Работая подгруппами: первая – называет спорт.снаряд, другая –  придумывает название. Затем наоборот.

    Например: обруч – «колесо гимнаста», гантели – «рукавицы силача», мяч – «собачка баскетболиста».

    Совершенствование ОВД: ору с гантелями, перекатывание обручей в паре, ведение мяча правой, левой рукой

    Игра–упражнение «Новые спортивные животные»

    Педагог предлагает закрепить основные виды движения в эстафете с игровыми заданиями,

    называя (показывая) вид движения предлагает придумать ему «животное» название:

    Совершенствование ОВД: прыжки через скакалку:

    Прыгает – заяц, скакалка – змея: «животное» – заяц+змея «змеяц»

    Совершенствование ОВД: ползание под препятствием и кувырок вперед:

     ходит на четырёх лапах – волк, катится как клубок  –ёж: «животное» – волк + ёжик «волжик»

    Возможный вариант: показать картинку с необычным животным придумать вид движения (двигательный элемент) изображающий его.

    Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

     Уменьшение – увеличение.

    Предмет: Лыжа (–и)

    Увеличение: Наклонная доска

    Совершенствование ОВД: ползание, подтягивание с помощью рук к шведской стенке и т.д.

    Уменьшение: Крючок альпиниста

    Совершенствование ОВД: лазание по гимн. стенке

    Новое название: тобогган – трёхместные зимние сани.

     

    Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

    Оживление–окаменение.

    Игра–упражнение «Волшебная палочка»

    Предложить детям используя волшебную палочку совершить волшебство и превратить живые предметы в неживые, и наоборот с помощью двигательных действий.

    Совершенствование координационных способностей, равновесия, двигательных умений и навыков

    Например: деревья растут в лесу – показать статическое положение, стоя на одной ноге, руки и другая нога в стороны.

    Оживает, показать в движении (деревья высоко поднимают колени,  ходят по лесу, падают, качаются в разные стороны)

    Бабочка после окаменения принимает статическое положение

    Приём «Хорошо – плохо»

    Игра–упражнение «Перебежки»

    Дети делятся на две подгруппы и строятся по обе стороны площадки. Педагог называет объект, дети, называя по очереди с каждой подгруппы должны назвать положительные и отрицательные качества в данном объекте и перейти на другую сторону площадки, при это перепрыгивая через шнур на одной ноге правым, левым боком.

    Игра–упражнение «Кто дальше прыгнет»

    Дети делятся на две команды. Педагог называет вид спорта. Дети выполняя прыжки в длину каждый следующий из исходного положения предыдущего, называя одна команда положительные стороны этого вида спорта, другая – отрицательные.

    Приём «Придумай жизнь»

    Предмет: белый лист бумаги

    Применение в ОВД:

    1. Цель для метания
    2. Дыхательные упражнения
    3. Игра «Стойкий оловянный солдатик» – удержать равновесие, стоя на листе на одной ноге
    4. Игра «Самый быстрый» – занять место на свободном листе.
    5. Игра–эстафета «Пройди по льдинам»
    6. Если смять: снежный ком: ору со снежками, игра «Снежный бой»

    Приём «Морфологический анализ»

    «Конструктор игр»

    Упражнение «Игра для слонов»

    Педагог предлагает придумать игру для слонов, которым скучно живётся в зоопарке. Делит детей на три подгруппы.

    Задаёт  вопросы каждой подгруппе.

    Какой частью тела слоны могут играть?

    Ответы: хобот, хвост, уши, бивень, ноги, лоб, спина,…

    Что можно использовать вместо мяча?

    Ответы: камень, апельсин, воздушный шарик, арбуз,…

    С помощью каких предметов слоны могут ударять по мячу (предмету)?

    Ответы: клюшка, ракетка, палка, веревка, карандаш,…

    Затем педагог вызывает по одному ребёнку с каждой подгруппы. Дети называют свои ответы и придумывают игру.

    Например: «Нога, воздушный шарик, клюшка»: держа клюшку рукой (ногой), ударять по воздушному шарику.

    Игры на внимание «Герои сказок»

    Педагог называет положительного сказочного персонажа – дети подбрасывают мяч вверх с хлопком, а отрицательного (злодея) – отбивают один раз о пол.

    Примеры для игры: Снежная Королева, Белоснежка, Мики–Маус, Иван–царевич, Алдар–косе, Людоед, Бай, Кот в сапогах, Айболит, Кощей, Змей Горыныч, Золушка, Бармалей, Буратино, Мачеха, Чебурашка, чёрт, Дед Мороз и т.д.

    Синтез учебных игр

    Педагог по принципу составления морфологической таблицы предлагает придумать игру.

    Признак

    Варианты признаков

    Количество игроков

    Да, три, группа, все девочки, светловолосые, у кого дома есть собака и др.

    Количество команд

    Две, три, команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками

    Место проведения

    Мяч, канат, лента, гимн. палка, клюшка, обруч, воздушный шар и т.д.

    Игровое действие

    Идти, бежать, прыгать, ходить полной приседью, прятать, передавать и т.д.

    Ограничение

    Не ложиться на пол, с закрытыми глазами, на одной ноге, с поднятыми руками

    Основная цель

    Забить в ворота, забросить в кольцо, передать незаметно и др.

    Затем дети, выбирая по одному варианту каждого признака, коллективно придумывают игру.

    Например:

    Признаки: группа, команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками, обруч, передавать, забить в ворота.

    Вариант игры: Две команды – команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками передавая обруч забить(закатить) его в ворота.

    Приём «Морфологический анализ» Обобщение.

    Игра–упражнение «Зачем? Какой?»

    ОУД по обобщению работы с мячом

    Команды «зачем» и «какой». Первая команда «зачем» вспоминают и демонстрируют способы использования мяча, например, ведение, броски, передача в парах, …. Вторая – предлагает различные мячи и описывают где и в каких играх их можно использовать, оценивает (хорошо-плохо). Затем меняются местами.

    Игра–упражнение «Аукцион»

    1. Придумать упражнение с какой–либо частью тела.

    Например: с пальцами

    Тренинговое  упражнение "Пальчики".
    Цель: способствовать развитию саморегуляции, концентрации внимания, созданию положительного настроя.
    Описание упражнения:
    Упражнение выполняется до тех пор пока не будет достигнута синхронность и одновременность в движениях. 
    - Девочки и мальчики, кто меня слышит, повторяет за мной (психолог выполняет действия и комментирует их, дети повторяют):
    Пальчики – ушки ( указательные пальцы обеих рук вначале протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем касаемся ими ушей ).
    Пальчики – носики ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем дотрагиваемся до носа).
    Пальчики – плечики (указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, касаемся плеч).
    Пальчики – животики (указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до животика).
    Пальчики – колени (указательные  пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до колен).
    Пальчики – щёчки ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до щёк).
    С детьми 6-7 лет можно поиграть в игру "Пальчики наоборот": педагог называет часть тела, до которой нужно дотронуться, но показывает совсем наоборот. Дети должны делать то, что слышат, а не то, что видят. Упражнение способствует развитию внимания.

    1. Придумать упражнение с каким–либо спортивным оборудованием.

    Метод «Золотая рыбка»

    Цель: разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

    Педагог предлагает поиграть в мини–футбол, но мяч пропал. Детям предлагается подобрать из предложенного инвентаря в спортивном зале предмет, заменяющий мяч. Например: мягкий модуль, куб, мешочек, и др. Проводиться игра с выбранным предметом.

    Метод «Моделирования маленькими человечками»

    Цель: моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное) с помощью движений. На основе данного метода, проводили игру.

    Маленькие человечки «твёрдые тела»– крепко держатся за руки вверх,

    Маленькие человечки «жидкие тела»– руки опущены, стоят рядом,

    Маленькие человечки «газообразные тела»– бегать врассыпную

    1 вариант: Дети, стоя врассыпную, выполняют бег на месте с высоким подниманием колен. Педагог озвучивает название предмета, дети изображают агрегатное состояние в необходимом положение

    Приём «Действия объектов»

    Игра–упражнение «Кто? Что делает?»

    Дети перебрасывают мяч через сетку, при этом педагог называет какой–либо спортивный снаряд. Нужно вернуть мяч, назвав действие этого снаряда. Например: мяч – учит выполнять ведение, скакалка – учит перепрыгивать, скамейка – учить держать равновесие, и т.д. Можно повторять и перебрасывая говорить несколько действий.

    Метод фокальных объектов

    Игра–упражнение «Где можно использовать?»

    Педагог предлагает детям, используя знакомые спортивные снаряды использовать в необычных ситуациях.

    Например: обруч: кочки (прыгать из обруча в обруч), лужи (перепрыгивать), колесо (перекатывать), ворота (выполнять лазание правым, левым боком)

    Приём фантазирования

    Игра–упражнение «Необычные партнёры»

    Педагог предлагает двум ребятам выбрать два спортивных снаряда. Остальные придумывая словосочетания с ними, выполняют соответствующие движения.

    Например: мешочек, гимн.палка.

    Мешочек через палку – броски через препятствие в высоту и вдаль

    Палка по мешочку – отбивание и ведение к цели

    Мешок в палку – метание с целью сбить палку

    Приём «Творческая ошибка»

    Игра–упражнение «Запрещённое движение»

     Педагог показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое–либо движение (например: руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя. Игра повторяется в быстром темпе на выбывание.

    Метод «Робинзона Крузо»

    Игра–упражнение «Фантастические гипотезы (игры)»

    Придумывание игры, которая строиться на основе: что было бы, если бы…

    Педагог предлагает детям поиграть в мини–баскетбол (или другую игру), но мяч для игры куда–то пропал. А вместо мяча есть только мешочек (или др. предмет). Как можно поиграть в мини–баскетбол с мешочком.  Дети придумывают двигательные действия и правила.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели и задачи занятий физической культурой в детском саду.

    Формы работы в которых решаются задачи физического воспитания...

    Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры в детском саду.

    Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культурыПрофилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Ра...

    Консультация для родителей "Одежда детей для занятий физической культурой в детском саду"

    Данная консультация может быть полезна инструкторам по физической культуре ДО при взаимодействии с родителями....

    Особенности занятий физической культурой в детском саду с детьми сОВЗ

    Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален он самый главный, учитывая экологическую обстановку. Здоровый и духовно развитый ч...

    Какая одежда нужна ребенку для занятий физической культурой в детском саду

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД....

    Инновации на занятиях физической культуры в детском саду

    За последние несколько лет, наблюдаются тенденции снижения физического развития и ухудшения здоровья детей дошкольного возраста. По данным статистики в России 30 миллионов детей, из них 50% имеют осла...