Инновационные технологии физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, с учетом ФГОС.
статья (средняя, старшая группа)

Шевелева Светлана Александровна

Инновационные технологии физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, с учетом ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, с учетом ФГОС.

В связи с появившейся в последние годы негативной тенденцией,  в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей, возникает острая необходимость  организации оздоровительной работы с дошкольниками с использованием  новых методов и  технологий.

   Данная проблема актуальна в дошкольном периоде, так, как этот период чрезвычайно важный в жизни ребенка. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым.

   Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников инновационных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только физического, но психомоторного, эмоционального и речевого развития.

Гимнастика – фантастика- эта форма гимнастики направлена на  развитие воображения у детей. Эта методика содержит специальные задания, творческие игры, направленные на развитие творческой инициативы.

Игрогимнастика - служит основой для усвоения ребенком различных видов движений. Эта форма эффективно формирует умения и навыки дошкольников в упражнениях строевого характера, общеразвивающих упражнений, акробатических движений, дыхательных упражнений [2, 18].

   Следует отметить, что такая  форма, как ритмическая гимнастика, как одна из нетрадиционных форм работы по физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте характеризуется высоким темпом движений, а эмоциональный фон и соответствующее музыкальное сопровождение позволяют добиться высокой моторной плотности занятия и увеличить физическую нагрузку.

Упражнения корригирующей гимнастики для  профилактики нарушений осанки.  Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

 Система восточной гимнастики – одна из древних оздоровительных систем, развивающих личность как физически, так и духовно. Эта система комплексно воздействует на организм. Гимнастические упражнения школы восточной гимнастики неразрывно сочетают в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой и общего массажа. Разные упражнения школы используются для развития гибкости позвоночника.

 Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой - направлена на лечение и восстановление заболеваний сердечно - сосудистой системы, на физическую реабилитацию детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с коротким вдохом, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он происходит самопроизвольно[ 7, 5].

Методика дыхательных упражнений йогов - оздоровительная система индийских йогов  сформировалась в глубокой древности. Цель  этого вида дыхательных упражнений - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлению индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы, при вдохе через другую - другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной ноздрёй, то другой.

  Звуковая психорегуляция дыхания М.Л.Лазарева - данный комплекс дыхательной гимнастики  направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации, которая позволяет также улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.

   Самомассаж по китайской методике -  точечный самомассаж, надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения  биологически активных точек. По китайской методике точечный массаж сочетается с поглаживающими и растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, секреторную функцию сальных и потовых желёз, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию  нервно – эмоционального напряжения.

   Психогимнастика -  направлена на развитие воображения, снятие интеллектуального и эмоционального напряжения, выработку уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.

  Музыкотерапия – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность справиться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

   Хороших результатов можно добиться, используя разные методы на одном занятии. Комбинация разных методов и технологий позволяет повысить физическую нагрузку, увеличивает моторную плотность. Во время работы с детьми необходимо учитывать разную степень их подвижности, важно дифференцированно подходить к дозировке упражнений. Дети большой подвижности, как правило, выполняют упражнения в быстром темпе. В  данном случае следует акцентировать их внимание на качество выполнения. Детей малой подвижности очень легко заинтересовать путем «обыгрывания», использования игрового образа. При планировании  необходимо  обеспечить системность в работе,  а так же необходимо учитывать  единство  оздоровления, воспитания,  обучения и детей дошкольников.

Литература:

1.  Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально – игровая гимнастика для детей. М, 2001г

2.  Картушина, М.Ю. «Зеленый огонек здоровья»,2009

3. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К Смирнова. – М 2002г;

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2000

5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М., 2004

6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М. Мозаика-Синтез, 2010.

7.  Щетинин М., «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Инновационные технологии физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ".

В презентации содержится материал о технолоиях используемых на физкультурных занятиях....

«Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ».

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий....

Использование инновационных технологий физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Актуальность вышеизложенной проблемы позволяет определитьзадачи:-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.-раскрыть знания аналитического подхода в физкультурно-оздоровительной работе...

Из опыта работы "Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работе в ДОУ"

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?...

Тема: «Обновление материалов и оборудования по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с учетом ФГОС ДОУ»

  Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, самор...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...