"Что наши дети знают о здоровье"
статья (старшая группа)

ШАПОВАЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА

Информация для воспитателей, как познакомить детей с главным богатством человека, своим здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nashi_deti_znayut_o_zdorove.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Что наши дети знают о здоровье?

Что наши дети должны знать о своем здоровье?

Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.

Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.

По мнению ряда медиков и психологов около 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Следовательно, около 90% детей за 7 лет своей жизни потеряли это самое здоровье и имеют отклонения в своем развитии. Как видим, проблема существует.

Существуют ли эффективные методы и пути решения данной проблемы?

Конечно, существуют. Опыт многих детских садов и школ показывает, что систематические комплексные мероприятия по приобщению детей к основам здорового образа жизни дают положительный результат.

Давайте посмотрим на факты. В ряде детских садов было проведено исследование, целью которого было выявить особенности формирования представлений о здоровье у старших дошкольников и влияние осознания детьми вести здоровых образ жизни.

Треть опрошенных детей знает, что такое здоровье. По мнению этой группы детей, здоровье – это когда человек дышит чистым воздухом, пьет чистую воду, ест полезную пищу, много двигается (трудится, работает). Как видно, дети неосознанно выделяют экологический и физиологический факторы здоровья.

Две трети детей не знают, как ответить на этот вопрос. Получается, что в семье и ближайшем окружении не уделяется должного внимания данным вопросам.

Интересно, как дети отвечали на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?». Треть детей считает, что для этого надо пить таблетки и разные лекарства, постоянно растираться, т.е у детей уже сформировано ложное представление об истинном здоровье.

Треть детей знает, что быть здоровым, значит, не простужаться, не чихать, не кашлять, не болеть, тепло одеваться. Через отрицание дети называют симптомы нездоровья, интуитивно понимая, что здоровому человеку это не свойственно.

Треть детей назвали по одному из факторов, влияющих на здоровье. К ним они отнесли занятия спортом, правильное питание, утреннюю зарядку или гимнастику.

На вопрос, «Как дети проводят свободное время?», большинство (три четверти детей) ответили, что любят смотреть телевизор (все передачи). Если в семье есть старшие братья-сестры, то младшие поголовно любят играть в компьютерные игры.

Многие дети знают о пользе витаминов, о пользе фруктов и овощей, но самым лучшим поощрением со стороны родителей считают еду из Макдональдса, кока-коку, чипсы.

1% опрошенных детей знают, что такое закаливание, чем оно полезно для здоровья и в их семьях закаливаются с помощью контрастного душа.

Данные анкетирования родителей показывают, что вопросам укрепления, сохранения здоровья и приобщению детей к здоровому образу жизни в семьях не уделяется должного внимания или вообще не имеет место в приоритете ценностей семей.

Получается, что образовательные учреждения (детские сады и школы) работают в этом направлении, а дома полученные знания не используются, не применяются и не закрепляются. Систематическая работа многих сотрудников детских садов и школ оказывается напрасной, потому что дома в семье этим вопросам вообще не уделяется внимание.

Взрослые люди могут понять, что, во-первых, существуют наследственные заболевания или предрасположенности к развитию этих заболеваний. Например, миопия (близорукость) может быть приостановлена с помощь выполнения простых гигиенических рекомендаций или ежедневного выполнения упражнения для мышц глаз. И так со многими предрасположенностями к заболеваниям.

Во-вторых, именно в дошкольном возрасте надо правильно объяснить ребенку, что такое здоровье и как им можно «управлять».

Именно в дошкольном возрасте дети навсегда запоминают, что здоровье - это главное богатство человека. 

Что дошкольник должен знать о своем здоровье?

Итак, давайте конкретно рассмотрим один из существующих вариантов,

как знакомить ребенка с понятием «здоровье» в семье.

Ребенок 3–х лет (в детском саду вторая младшая группа)

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1.Познакомить ребенка с самим собой и детьми из группы или из дома.

Это значит, что ребенок должен знать и отвечать на вопрос, как его зовут, сколько ему лет (малыши любят показывать на пальчиках), называть свой пол – мальчик или девочка, через образец взрослого знать свои индивидуальные особенности – цвет волос и глаз, сколько и какие пальчики на руке (для этого используйте потешки) и т.д.

2. Знакомить со своим телом.

Ребенку надо объяснить, что его тело состоит из множества клеточек. Клеточки надо поить чистой водой, кормить полезной пищей и ухаживать за ними. Тело состоит из рук и ног, туловища и головы. На руках и ногах есть пальцы. Все они имеют свое название. На голове есть глаза, уши, рот, нос и волосы. Все они имеют свое назначение.

Расскажите об этом малышу. Используйте кукол или любимых игрушек-зверушек. Покажите малышу, что произойдет, если заболит глазик (не видит), заболит ушко (не слышит), заболит носик (не дышит) и т.д.

3.Научить культуре гигиены.

С трехлетнего возраста научите ребенка чистить зубы, выполаскивать рот и горло, причесываться, следить за своим внешним видом.

С трехлетнего возраста учите ребенка пользоваться носовым платком. Им можно вытирать глаза и в него можно сморкаться. Учите ребенка смело и открыто выражать эмоциональные состояния : радость, удивление, страх. Показывайте на своем примере или на примере окружающих эти состояния, называйте их и поощряйте у ребенка проявлению. Помните! Все последующие проблемы возможны из-за «зажимов» именно в этом возрасте.

4.Научить быть осторожным.

Познакомьте малыша с опасными предметами (нож, ножницы, вилка, карандаш, кисточка). И опять на конкретных примерах и любимых игрушках покажите и расскажите, что произойдет с малышом, если он сделает неправильно: ему будет больно, плохо.

Ребенок 4-5 лет (в детском саду – средняя группа).

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1. Познакомить с собой.

Расскажите ребенку, кто такой человек и чем он отличается от животных. Помогите ребенку увидеть сходства и различия друг друга. Научите ребенка оценивать себя.

2. Познакомить со своим телом.

Ребенок может знать и называть все части тела, знать их назначение.

Взрослые учат ребенка содержать тело в чистоте без напоминания взрослых. (придумайте свои мотивы этого). Вы, конечно, помните, что самые лучшие ваши помощники в этом – любимые игрушки ребенка. Что будет, если мишка не почистит зубы (флюс – надуется вся щека и будет болеть) или кукла не помоет ножки (амбре- плохой запах).

3. Научить культуре гигиены

Ребенок должен знать и понимать, почему он пользуется ИНДИВИДУАЛЬНЫМ полотенцем, расческой, зубной щеткой, носовым платком. Пришла пора рассказать о микробах. Полезные - есть на всем нашем теле, а опасные - на всех предметах вокруг. Полезные нас защищают, а опасные нас заражают болезнями.

Поэтому дети носят только СВОЮ одежду и обувь, пьют из своего стакана, при чихании и кашле – закрывать нос и рот носовым платком или ладошкой, едят только мытые и чистые фрукты и овощи, сидят на расстоянии 1, 5-2 метра от телевизора, говорят тихим спокойным голосом, рассматривают книги и картинки сидя, а лежа – отдыхают или спят.

Обратите внимание! Ни одного запрета, ни одной частицы НЕ. В этом возрасте, да , наверное, и всегда – запретный плод ох как сладок!

Теперь пришла пора научить ребенка понимать эмоциональные состояния других людей: удовольствие, радость, страх. Лучший пример – родители и любимые игрушки. От чего родители и любимые получают именно такие состояния, показывайте и рассказывайте. Превратите это в замечательную привычку - рассказывать, что вы чувствуете в конкретной ситуации. Знаете, как это пригодится вам и вашим детям в самом ближайшем будущем.

4.Учите быть осторожным.

Пришла пора трудиться. Учите ребенка пользоваться опасными предметами: иголками, спицами, граблями, лопатой и расскажите ребенку про правила их хранения (почему иголка дружит с ниткой, почему на грабли наступают дважды…)

Расскажите, почему нельзя забираться на высокие предметы и покажите реальные картинки травмированных детей. Очень красочно опишите те чувства, которые испытал «переломанный» ребенок. Как бы вы не любили животных, научите ребенка НЕ трогать чужих собак и кошек.

Электричество – это наука. Популярно расскажите про розетку, ее пользу и опасность.

Чье лекарство можно пробовать? Можно пробовать только свою микстуру. Это такое табу, которое даже в подростковом возрасте поможет сто раз подумать, прежде чем попробовать.

Летом покажите опасные ягоды, растения, которые нельзя есть.

Ребенок 5-6 лет (в детском саду старшая группа)

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1. Познакомить ребенка с собой.

Пришла пора купить большой красивый альбом или тетрадь и вместе с ребенком оформить-составить паспорт здоровья. В нем могут быть такие странички –фамилия, имя, отчество, возраст, дата рождения, вес, рост, пол, цвет глаз и волос, интересы, любимая и нелюбимая еда, лучшие друзья, любимые игрушки-игры, любимые животные, ярко выраженные поступки (помог бабушке подмести пол, помог папе – держал отвертки, помогла маме- чистила морковку)

2. Учите охранять свое тело и здоровье.

К пяти годам ребенок знает и понимает, что существуют разные болезни и симптомы их проявлений.

Расскажите ребенку о простуде и способах ее проявлений (насморк, кашель, герпес, головная боль, першение в горле..), а также о том, как с ней справится, как предупредить простуду.

Существуют разные способы и ребенок должен знать о них. Первое – одежда. Одеваться надо по погоде, чтобы было не жарко-не холодно.

Простуда любит переохлаждение, мокрые ноги, перегрев.

Простуда боится полезную пищу – лук, чеснок, мед, малиновое варенье, картофель на пару, баню. Простуда боится закаливания.

Закаливание начинается с рождения ( открытая форточка, хождение босиком, закатывание рукавчиков, мытье рук теплой- прохладной водой, летом – хождение босиком, полоскание горлышка…). Вы сами знаете! А учите этому своего ребенка?

Настала пора, рассказать и показать способы оказания первой доврачебной помощи. Ушиб любит холод, поэтому его надо быстро «заморозить» подручными средствами. Царапина любит чистоту, поэтому промыть чистой водой, потом смазать зеленкой или йодом, можно приложить чистый подорожник или чистый носовой платок.

3. Учите культуре гигиены.

Повторение – мать учения. Поэтому, закрепляйте те навыки, которые ребенок приобрел ранее.

Предупрежден - значит вооружен. Вооружите ребенка знаниями о том, как себя вести, если в доме или детском саду есть больные гриппом или ангиной. (Что за болезни, как проявляются, для чего нужны средства индивидуальной защиты.)

4. Учите понимать состояния.

Продолжайте ребенка учить понимать свое состояние. Побеседуйте с ребенком о том, что у него есть пять чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Все они важны, проявляются по-разному и имеют разное назначение.

Дети этого возраста готовы к закладке первых кирпичиков в фундаменте нравственного здоровья. Учите детей сочувствовать, определять состояние человека по лицу, по жестам, речи.

5. Учите ребенка быть осторожным.

Вот и пришла пора рассказать ребенку, что такое экстренный случай и как позвать на помощь. Для этого научите ребенка пользоваться телефоном- обращаясь за помощь надо назвать свои фамилию, имя, адрес, номер телефона, рассказать, что именно случилось, где ребенок находится.

Ребенок должен знать, что «болтун - находка для шпиона», поэтому незнакомым людям лишнего рассказывать не надо.

Ребенок 6-7 лет (в детском саду подготовительная к школе группа)

Задачи ознакомления с понятием «здоровье».

1.Учите ребенка знакомиться с собой.

Беседуйте с ребенком о том, что со временем все живые существа меняются внешне, меняются его поступки. За добрые поступки человека уважают, им гордятся.

2. Учите ребенка охранять свое тело и здоровье.

Пришла пора познакомить ребенка с витаминами: что это и для чего они нужны, например,

А - есть в морковке и масле.( полезен для глаз.)

С – есть в смородине, яблоках, луке,.(полезен для всего организма)

В – есть в черном хлебе, бобовых и зерновых ( защищают нервные клетки, снимают усталость, предохраняют от нервных расстройств. )

Расскажите ребенку о полезной пище и вкусных продуктах. (может быть, вы станете дегустаторами на некоторое время?)

Научите использовать первые приемы доврачебной помощи:

Укус комара, пчелы – 1 столовая ложка соли на стакан воды и прикладывать к больному месту, растереть свежесрезанной долькой чеснока =супер!

Ушиб – сегодня холод, завтра – тепло.

Замерзшая кожа - нежная и ранимая, не растирать.

4. Учите понимать ребенка его состояния.

А для этого поощряйте рассказывать вам и вы рассказывайте о том, что чувствуете в те или иные моменты. Ребенок может рассказать воспитателю о состоянии своего здоровья.

Учите понимать состояние человека через его изображения (фото, рисунок, пантомима)

5. Учите ребенка быть осторожным.

Ребенок должен знать, что надо делать при пожаре,

Как вести себя на улице,

Как вести себя во дворе,

Как вести себя в лесу,

Как вести себя у воды.

Желаю вам учиться:

У детей мудрости,

У мудрецов молчанию

У стариков неукротимому желанию ЖИТЬ,

У неба плакать,

Красоте у осени,

Нежности у рук,

У матерей видеть добро,

У ночи слушать,

У падающих листьев танцевать,

У друга принятию,У уставшего- отдыхать.

Как знакомить детей с понятием «здоровье».

Часть 2.

Приступая к знакомству детей с понятием «здоровье», родители должны четко представлять себе, что здоровье для дошкольников начинается с познания своего тела и воспитания у них элементарных культурно-гигиенических навыков, а затем охраны своего тела.

Самой главной задачей родителей является не только дать детям знания о здоровье.

Наиглавнейшей задачей в дошкольном возрасте было и остается ВОСПИТАТЬ у малышей потребность быть здоровым, научить умению владеть собой и своим телом.

Немаловажным фактором в знакомстве с понятием «здоровье» играют методы и приемы взаимодействия с детьми.

Какие приемы наиболее эффективны в данной работе

Педагогии и психологи рекомендуют использовать приемы, которые действуют на органы чувств: наглядные, практические, словесные. Словесные методы (беседы, чтение, рассказ, пояснение, поощрение, восхищение, ) присутствуют в любом другом методе. Слово - помогает детям соотнести и понять, что и как надо сделать.

Рассказывая о теле ребенка и его составляющих, важно называть и показывать, поглаживать, дотрагиваться, например, до пальчиков, потому что чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в тактильных прикосновениях).

Большое значение в формировании понятия «здоровье» и здорового образа жизни имеют предметы домашнего обихода, продукты питания. Прекрасно, что ребенок хорошо их знает.

Задача родителей - фиксировать внимание ребенка на отдельных, важных моментах:

• на гигиенических, которые впоследствии помогут ребенку сохранить здоровье и уберечься от множества вирусных и инфекционных заболеваний;

• на состояниях ребенка (приятно, выходя из ванной, чувствовать запах и свежесть тела);

• на умении общаться(доброжелательные, веселые, дружелюбные люби в меньшей степени подвержены стрессам и желанны в любом коллективе).

Немаловажно для успеха в этом деле, не столько заранее спланированные и организованные беседы и рассказы о чем-то, сколько от умело использованных, спонтанно возникающих педагогических ситуациях, в которых дети могут наблюдать, сравнивать, использовать в качестве примера.

Например, папа и дедушка по утрам делают зарядку, чистят зубы и приводят свой внешний вид в порядок. Перед выходом на улицу они улыбаются и целуют маму, бабушку. Всем приятно. От добрых поступков здоровье улучшается.

На примере взрослых и старших детей, ребенок учится держать ложку-вилку, правильно сидеть, мыть руки, чистить зубы, вытирать их полотенцем.

Обратите внимание, что все действия взрослые словесно комментируют, обращая внимание на те эмоциональные состояния, которые они вызывают.

- «Какие чистые ручки! Для организма это полезно, а мне и другим людям на тебя приятно смотреть».

Это будет побуждать ребенка сравнивать себя, свое поведение, свои умения, свои состояния с образцом.

У малышей в качестве образца может выступать взрослый. Важно то, чем меньше ребенок, тем больше положительных оценок он должен слышать и оценка должна как бы предопределяющей и, конечно, доброжелательной.

-«Сейчас ты умоешься и станешь красивым и здоровым. Мне будет так приятно видеть тебя и твое радостное лицо».

При объяснении новых понятий важно рассказывать и показывать ребенку приемы ухаживания за своим телом (причесаться, почистить зубы, помыть руки… )и организовывать ситуацию, в которой малыш сможет поупражняться, потрогать, попробовать. Такие упражнения должны быть систематическими, чтобы выработать у ребенка автоматизированный навык, т.е. привычку. Психологи утверждают, что некоторым детям достаточно 5 повторов, а другим 15-17 .

Особое место в дошкольном возрасте занимают игры, потому что это та среда, в которой дети развиваются как бы в комфортных условиях и именно игры способствуют развитию положительных эмоций детей.

Эмоциональное воздействие взрослых: образное изложение, яркие примеры, музыкальное сопровождение, чтение стихов, потешек, использование к месту пословиц, поговорок, загадок - всё это помогает ребенку легко и радостно усвоить новые знания и сформировать желательные умения и навыки.

Родители могут применять один из любимых видов деятельности детей – рисование. Когда ребенок уже знаком с понятием, можно его закрепить с помощью рисования. Можно предложить ребенку следующие темы для рисования:

-Нарисуй себя.

-Нарисуй веселого (грустного) человечка

-Нарисуй добро (здоровье), как ты его себе представляешь.

-Нарисуй полезную пищу.

-Нарисуй предметы, которые опасны для здоровья.

Большое влияние на воспитание культурно-гигиенических навыков оказывает не только специально организованные занятия, педагогические ситуации, но и окружающая внешняя среда. Самое убедительное объяснение теряет свою воспитательную ценность, если взрослый делает отступления от правил.

Тормозят формирование навыков, автоматизированное и осознанное их применение, разночтения между получаемыми знаниями и действительными поступками взрослых.

Например, мама постоянно говорит о том, что после прогулки надо разуться и помыть руки, а сама в сапогах проходит на кухню и что-то перекусывает. Второй яркий пример – в детском саду рассказывают о пользе здоровой и вреде вредной пищи. Ребенок имеет знания, но они не подкрепляются правилами и нормами семьи. Каждый день или по выходным семья любит обедать в Макдональдсе.

Как понимаете, важно поддерживать реальную связь с детским садом и школой для поддержания единства требований к ребенку. Тогда ребенку не придется хитрить, подстраиваться под нормы той социальной среды, в которой он находится.

На что еще родители могут обратить внимание при знакомстве детей с понятием «здоровье»

Для трехлетних детей важными в воспитательном плане остаются игры-забавы, игры-развлечения, связанные с собственным телом (с пальчиками, с лицом, с конечностями). Дети этого возраста легче воспринимают рассказ взрослого, чем чтение. По времени такие игры занимают не больше 10-15 минут.

Для детей четырехлетнего возраста также важны игровые методы и приемы, по длительности до 15-20 минут.

Для старших дошкольников интересны беседы, рассказы, рассматривание картинок и иллюстраций, рисование, сравнения, дидактические игры. По времени до 30 минут.

В разделе «В помощь родителям» - «Культурно-гигиенические навыки» находится специальная подборка потешек, стихов для ознакомления детей с понятием «здоровье». Используйте на здоровье своих детей.

Есть в природе так называемые ампельные растения. Это красивые, вечнозеленые растения, у которых стебель не стоит, а стелется, свисает. Эти растения очень податливы, их можно уложить или привязать как душе угодно. Но сами они никогда не смогут держать свой стебель.

Дошкольника можно сравнить с любимым растением. Но внутренний стебель ребенка должен быть прямостоячим, надежным, крепким. От вас, родители, зависит каким вырастет ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что наши дети знают и что должны знать о здоровье.

рекомендации для педагогов и родителей...

Сценарий фильма-концерта, посвященного 70-летию Победы в ВОВ по теме «Пусть войны не знают наши дети»

Патриотическое воспитание всегда было и остаётся приоритетным направлением в воспитании дошкольников в России. Материал представляет собой сценарий концерта, поставленного детско-взрослыми коллективам...

Забота о природе – это забота о нашем здоровье, здоровье наших детей.

Необходимость формирования знаний у детей о бережном отношении к окружающей среде....

Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!

Внимание дети 5 этап.«Пусть  наши  дети  будут  живы, здоровы и счастливы!» Накануне  Нового года, в детском саду с 26.12.2016 г по 11.12.2017 г организовано не одно меро...

Беседа с родителями детей 5-6 лет: "Что знают наши дети о правилах дорожного движения?"

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомте детей с правилами, которые должен знать ребёнок....

Анкета для родителей. Могут ли наши дети ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они правила дорожного движения.

Анкета поможет узнать насколько наши дети могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они правила дорожного движения...

Десять дворовых игр, которые наши дети даже не знают.

Вспомните своё детство, как Вас родители не могли дозваться домой, в какие игры Вы тогда играли. А наши дети о таких даже не знают......