Использование сказкотерапии с детьми среднего возраста
материал (средняя группа)
Сказзкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей работе с детьми средней группы я продолжила работу по использованию здоровьесберегающих технологий.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Актуальность и преимущества метода сказкотерапии подтолкнуло меня изучить и применить его в воспитательно - образовательной работе с детьми.
Целью моей работы стало:
Использование метода сказкотерапии в психокоррекционно- развивающей работе с детьми в системе здоровьесбережения. Исходя из цели,были определены следующие задачи:
• Формирование психологического здоровья, основ нравственного сознания, самосознание ребенка;
• Знакомство с культурой разных народов и сохранение народных традиций;
• Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка;
• Развитие речевого творчества и воображение ребенка;
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
Преимущества использования данного метода, по мнению специалистов,заключается в следующем: «Сказкотерапию» следует рассматривать как здоровьесберегающий элемент. Разноплановые мероприятия с его использованием позволяют решить многочисленные воспитательно – образовательные задачи ДО. Скорректировать возникающие проблемы, ситуации связанные не только с психологическим здоровьем и неадекватными психоэмоциональными проявлениями и наклонностями ребенка, но и с физическим его развитием. Именно в психофизиологическую основу развития ребенка безболезненно ложится сказка, как лекарство для души человека. Неся в себе большой воспитательный потенциал, развивая, и обогащая внутренний мир детей. Она служит раскрытием его многогранной уникальной личности, обеспечивая его духовно – нравственное становление.
Использования в образовательном процессе метода сказкотерапии, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает внутренние самоограничения.
Основными задачами сказкотерапии являются:
1. Становление социальной адаптации;
2. Формирование позитивной модели поведения в реальной жизни и конструктивных межличностных отношений;
3. Развитие познавательной активности, стремление к успеху и веры в свои силы;
4. Воспитание патриотических качеств и становление гражданской позиции.
Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы. И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает. и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи! Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Важная роль в основе моей деятельности отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию воображения и творческого потенциала, умение управлять своим поведением и эмоциональными проявлениями, а воспитательно – образовательный процесс организуется с учётом интересов и потребностей ребенка.
Основным правилом проведения сказкотерапии это создание положительной психологической атмосферы занятий и добровольное участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Здесь важно найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае использую образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. Исходя из практического опыта, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей начинаю проводить сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение. При этом стараюсь дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
До проведения сказкотерапии детей сначала знакомлю со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
Между сеансами сказкотерапии обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам стараюсь распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии предлагаю в этюдах изобразить отрицательные черты характера, составляю комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии выявились следующие возможности работы со сказкой:
. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребенка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
. Творческая работа по мотивам сказки:
-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
-Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
-Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
-Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки.
Сказкотерапия вводит ребенка в сложный мир человеческих отношений, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии дополнительно решаются определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Функции сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказокобращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапииоснована на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• о жизненных ценностях;
• о постановке целей;
• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки) .
3. В сказкев символической форме содержится информация о том:
• как устроен этот мир, кто его создал;
• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с родителями и детьми;
• как прощать.
Рассмотрим типологию сказок,которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:
1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
2. Народные сказки.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
3. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.
4. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.
5. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок».
6. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому,здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
7. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
8. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.
9. Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
10. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психокоррекционную просто читаю ребенку, не обсуждая. Давая ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Основные используемые методы в сказкотерапии:
• Рассказывание сказки.
• Рисование сказки.
• Сказкотерапевтическая диагностика.
• Сочинение сказки.
• Изготовление кукол.
• Постановка сказки
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.
Ребенок ведет себя плохо,если:
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.
- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего, заботиться о своих друзьях.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
- У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.) .
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет):
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочныйсюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
• Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки,
Систематическое использование сказкотерапии позволило мне научить детей управлять своими негативными эмоциями и их проявлениями с целью «не навреди» окружающим, что, на мой взгляд, является значимым результатом моей деятельности.
Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...
Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...
Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".
Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития. Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...
Конспект НОД открытого мероприятия по совметной деятельности педагогов с детьми и их родителями по области "Социально-коммуникативное развитие" с использованием инсценировки с детьми среднего возраста. Тема: "Мамонтёнок ищет маму".
Театрализованная деятельность детского коллектива с педагогами в честь праздника мам, посвящённая Дню Матери....
Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и
Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....
Реализация приемов технологии сказкотерапии с детьми средней группы.
ПРОЕКТ ПО ПДД ...
Реализация приемов технологии сказкотерапии с детьми средней группы.
В данном материале освещается реализация приемов технологии сказкотерапии с детьми средней группы....