Опыт работы "Использование координационных лесенок на занятиях по физической культуре"
методическая разработка (старшая группа)
В данном материале вы можете познакомиться с интересной и эфективной формой работы по здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование координационных лесенок
на занятиях по физической культуре»
Актуальность выбранной схемы
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов. В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, раздражаются и наоборот апатичны. На сегодняшний день у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, а так же нарушение мелкой и общей моторики. А мы знаем, что дошкольный возраст является периодом, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребёнка. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.
Передо педагогами стала проблема: найти интересные и эффективные формы работы. Одним из средств развития, это использование координационно (скоростной) лестницы в физическом воспитании в детском саду.
Характерные особенности координационной лестницы
Вариативность (в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),
Доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста),
Безопасность и простота в использовании
Мобильность (компактная, легкая)
Цель и задачи
Цель: Развитие скоростных качеств и координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью лестницы скорости и координации.
Задачи:
Оздоровительные
Укрепление опорно-двигательного аппарата
Развитие физических качеств (быстроты, координации)
Образовательные
Упражнять детей в ходьбе и беге в разном темпе
Учить совершать прыжковые движение в разных направлениях
Закреплять умение преодолевать препятствие
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Теоретические основы
Координация – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Координационная лестница - скоростная лестница тренирует, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Каркасные мышцы труднее всего тренировать, т.к. они глубокие, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать.
Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее, подвижнее и ловчее.
Такую лестницу можно купить в спортивном магазине, но можно сделать и самому. Размер ячеек подбирается таким образом, чтобы отрабатывались все элементы движения с необходимой амплитудой и частотой (примерно 45х38см).
Мы изготовили вот такие две лестницы из материала (заменитель кожи), которые хорошо протираются и моются. Они яркие, легкие, ребенок легко может их поднять и перенести в нужное место.
Методика работы на координационных лестницах разработана по принципу «от простого к сложному»
Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа.
Вначале, чтобы вызвать у детей интерес к необычной лестнице, можно предложить детям простые упражнения: пройтись по лестнице, ступая в каждый пролет, пройтись, переступая через один. Попрыгать на одной ноге, на двух и т.п.
Затем мы разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе я уделяю не скорости, а правильности выполнения движений.
На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп.
На третьем этапе используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.
Особенности методики работы
с координационной лестницей
1. Сначала упражнение выполняется медленно, отрабатывая технику его выполнения.
2. Все занятия с координационной лестницей разбиваются на ПОДХОДЫ и РАЗЫ (повторы): 2 раза прохождения считаются за 1 подход.
На боковые упражнения необходимо сделать 4 повтора, потому что каждая сторона тела должна быть развита в равной степени (по 2 раза на каждую сторону – влево и вправо).
Линейные упражнения (по прямой лицом вперед или назад) могут повторяться только 2 раза, т.к. в них задействовано все тело целиком.
3. Для развития силы ног, ребенок должен немного сгибать ноги в коленном суставе, выпрыгивая вверх.
4. Обращать внимание на то, чтобы ребенок, выполняя движение, не наклонял туловище вперед.
5. Обращать внимание на правильную (маховую) работу рук.
В обучении детей широко использую схемы движения на координационных лестницах.
Детям демонстрируют схему движения, по которой они выполняют задания. Схемы также идут от простого к сложному.
Где и когда можно использовать координационные лестницы?
В нашем детском саду используем лестницу, как для разминок , так и для развития основных видов движений. Как элемент полосы препятствий использую упражнения с лестницей в играх – эстафетах, спортивных досугах.
Закрепляя упражнения, провожу индивидуальную работу преимущественно на прогулке.
Так же закрепление упражнений провожу через подвижные игры.
На прогулке в теплый период я использую лестницу, как выносной материал или рисую её мелом на асфальте.
Кто может работать с координационной лестницей?
Координационную лестницу могут использовать воспитатели, специалисты образовательного учреждения: музыкальный руководитель, учитель-логопед, психолог. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, задает ритм и темп движениям.
Проводятся интегрированные занятия, включающие в себя развитие речи детей, движения, ритма, музыкальных способностей, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью.
Предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагмент занятия по ФЭМП.
Детям необходима поддержка инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и двигательной. Поэтому «Лесенка – чудесенка» должна находится в спортивном уголке, где каждый ребенка имеет возможность выбрать упражнение (по схеме), придумать свое, найти партнера для игры, научить другого тому, что умеет сам.
Что дало в работе с детьми использование
координационных лестниц?
1. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
2.Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
3.Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
В заключении я хочу произнести слова Ж.-Ж. Руссо:
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития координационных способностей у дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
Особенности развития координационных способностей у дошкольного возраста на занятиях по физической культуре....
Координационная лестница. Конспект занятия по физической культуре
Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста на развитие координации, скорости и ловкости....
«Применение координационно-скоростной лестницы на занятиях по физической культуре»
Развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести, ориентировки в пространстве......
Скоростная лестница, как средство повышения координационных способностей в старшем дошкольном возрасте на занятиях по физической культуре .
Одной, из главных целей физического развития в дошкольном образовании является развитие физических качеств ребенка. Особенности координационных способностей детей старшего дошкольного возраста &mdash...
Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением слуха, старшей группы. «Формирование координационных способностей»
Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Обр...
Сборник методических материалов "Использование координационной лестницы на занятиях по физической культуре с детьми 3-7 лет"
В данном методическом пособии представлены игры и упражнения с использованием координационной лестницы для детей 3-7 лет, а также раскрыты особенности использования координационной лестницы....
Педагогический проект «Использование нестандартного оборудования для развития координационных способностей на занятиях по физической культуре»
Поиск новых путей и подходов для развития координациооных способностей детей с ТНР, через использование мяче сокс и координационной лестницы....