Сборник подвижных игр как средство развития основных физических качеств детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

Сборник подвижных игр как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов,2020

Сборник подвижных игр как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста/ сост. М.Н.Антонова–Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020

Руководитель: Кадочникова Анастасия Валерьевна, преподаватель педагогических дисциплин.

 

 

 

 

 

 

Данный сборник представляет собой комплекс подвижных игр в режиме дня, направленных на развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста, даны методические рекомендации по его проведению. Данный сборник подвижных игр позволяет в игровой форме организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.

Цель данного сборника: подбор и систематизация подвижных игр и упражнений в режиме дня, направленных на развитие физических качеств у младших дошкольников.

Сборник адресован педагогам дошкольных учреждений, а также может быть полезным для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020г

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………...........................3

Особенности физического развития детей 3-4 лет……………………………..5

Методические рекомендации по проведению подвижных игр в режиме дня у детей младшего дошкольного возраста...…….………………………………...10

Игры малой подвижности ………………………………………………………17

Игры средней подвижности……………………….…………………………….21

Игры высокой подвижности…………………………………………………….25

Подвижные игры для развития быстроты и ловкости………………….……..29

Подвижные игры на развитие бега……………………………………………..36

Подвижные игры и упражнения на равновесие……………………………….40

Подвижные игры и упражнения на развитие гибкости……………………….43

Подвижные игры и упражнения на развитие выносливости…………………44

Список литературы………………………………………………………….....45

 

 

 

Пояснительная записка.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим условиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Игра занимает в жизни ребенка большое место. Она составляет главное содержание его жизни. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. С помощью игр улучшается физическое развитие ребенка, он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребенка работают легкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В младшем дошкольном возрасте, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка.

Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег, равновесие, прыжки, подлезание и так далее. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, и, следовательно, в равномерном их развитии. Они не просто бегают и прыгают, а изображают, каких либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц.

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного внедрения подвижных игр в физкультурные занятия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Таким образом, подвижные игры являются одним из главных условий развития физических качеств ребенка в младшем дошкольном возрасте. Игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. В них дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.

 

Особенности физического развития детей 3-4 лет.

         Этапы развития дошкольников значительно отличаются от развития детей более младшего возраста. В первые годы организм растет быстро, равномерно, интенсивно увеличиваются рост, масс тела. К возрасту трех лет возрастают возбудимость нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще невелика. Вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц  суставы ребенка отличаются большой подвижностью. С четырех лет развитие немного замедляется. В возрасте младших дошкольников дети нуждаются в свободе двигательной деятельности. Дошкольный возраст – важный этап жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата костного скелета, суставов, связок и мышц. Здоровье детей напрямую зависит от его состояния. У деток не закреплены естественные изгибы позвоночника, и важно следить за осанкой и положением ребенка тела во время ночного и дневного сна. Именно в этом возрасте специалисты начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения. 

         Для детей дошкольного возраста противопоказаны слишком большие нагрузки  на нижние конечности, поскольку процесс окостенения хрящевой ткани еще не окончен. В связи с тем, что связки  и мышцы довольно слабые, а хрящевая ткань не до конца окостенела, возможны деформации стоп, что приводит к плоскостопию. Особое внимание родителям надо уделить профилактике плоскостопия

          В ходе игры и во время занятий физкультурой у детей развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость. У возрастной группы от 3 до 5 лет внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. В связи с этим специалисты рекомендуют показывать упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. Дети младшего дошкольного возраста быстро утомляются от нагрузок в силу своих физиологических особенностей, но утомляемость эта проходит довольно быстро. Во время занятий спортом, важно чередовать упражнения на разные группы мышц. При организации физических упражнений следует помнить о физиологии системы мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки и делать частые перерывы. Нагрузка должна быть интенсивной, но не чрезмерной. 

         Дети дошкольного возраста слишком подвижны и непоседливы. Движения быстрые и импульсивные, а внимание неустойчиво,  в связи с тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую  и дыхательную системы.

          Особое внимание уделяется, развитию мелкой моторики в игровой деятельности используются пальчиковые игры. Такие занятия проходят эмоционально, увлекательно, способствуют развитию речи и творческой активности детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность развивать пространственные представления (вверх-вниз, сзади — спереди). Пальчиковые игры, подобранные в программе необходимы для развития творческого воображения дошкольников.

         Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о подвижных играх. Осваивайте новые направления. Используйте в занятиях инвентарь: обручи, кегли, кубики, мячи и т. п. Это поддержит интерес к игре и поможет усложнить двигательные навыки. Важно подобрать такой комплекс упражнений, чтобы ребенку были интересны эти упражнения. Занятия спортом не должны носить изнурительный характер.

Грамотно выстроенная система активных упражнений для ребенка способствует укреплению опорно-двигательного аппарата,  сердечно-сосудистой системы, активизирует иммунитет. Нормализуется работа центральной нервной системы, физическая активность способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности дыхательной системы. Следите за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе. 

         Именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. 

         Известно, что регулярные занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Важно с раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны,  проводить всевозможные водные процедуры.

         Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

 К оздоровительным задачам относятся:

  • сбережение и укрепления детского здоровья;
  • закаливание детского организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

  • ознакомление малыша с устройством организма человека;
  • обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
  • обучение подвижным играм;
  • научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

  • воспитание смелости;
  • воспитание честности;
  • привитие культурно-гигиенических навыков.

         Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость. Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

         Эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов.

         Одним из важнейших  факторов хорошего физического и психического развития  ребёнка  является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш  стремится к активной деятельности, движениям. В этом  он находит  источник радости. Во многом подвижность ребёнка зависит  от его двигательных умений

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сборник подвижных игр571.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник подвижных игр как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста

Камышлов,2020

Сборник подвижных игр как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста/ сост. М.Н.Антонова–Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020

Руководитель: Кадочникова Анастасия Валерьевна, преподаватель педагогических дисциплин.

Данный сборник представляет собой комплекс подвижных игр в режиме дня, направленных на развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста, даны методические рекомендации по его проведению. Данный сборник подвижных игр позволяет в игровой форме организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.

Цель данного сборника: подбор и систематизация подвижных игр и упражнений в режиме дня, направленных на развитие физических качеств у младших дошкольников.

Сборник адресован педагогам дошкольных учреждений, а также может быть полезным для родителей.

© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020г

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………...........................3

Особенности физического развития детей 3-4 лет……………………………..5

Методические рекомендации по проведению подвижных игр в режиме дня у детей младшего дошкольного возраста...…….………………………………...10

Игры малой подвижности ………………………………………………………17

Игры средней подвижности……………………….…………………………….21

Игры высокой подвижности…………………………………………………….25

Подвижные игры для развития быстроты и ловкости………………….……..29

Подвижные игры на развитие бега……………………………………………..36

Подвижные игры и упражнения на равновесие……………………………….40

Подвижные игры и упражнения на развитие гибкости……………………….43

Подвижные игры и упражнения на развитие выносливости…………………44

Список литературы………………………………………………………….....45


Пояснительная записка.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим условиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Игра занимает в жизни ребенка большое место. Она составляет главное содержание его жизни. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. С помощью игр улучшается физическое развитие ребенка, он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребенка работают легкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В младшем дошкольном возрасте, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка.

Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег, равновесие, прыжки, подлезание и так далее. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, и, следовательно, в равномерном их развитии. Они не просто бегают и прыгают, а изображают, каких либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц.

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного внедрения подвижных игр в физкультурные занятия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Таким образом, подвижные игры являются одним из главных условий развития физических качеств ребенка в младшем дошкольном возрасте. Игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. В них дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.

Особенности физического развития детей 3-4 лет.

         Этапы развития дошкольников значительно отличаются от развития детей более младшего возраста. В первые годы организм растет быстро, равномерно, интенсивно увеличиваются рост, масс тела. К возрасту трех лет возрастают возбудимость нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще невелика. Вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц  суставы ребенка отличаются большой подвижностью. С четырех лет развитие немного замедляется. В возрасте младших дошкольников дети нуждаются в свободе двигательной деятельности. Дошкольный возраст – важный этап жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата костного скелета, суставов, связок и мышц. Здоровье детей напрямую зависит от его состояния. У деток не закреплены естественные изгибы позвоночника, и важно следить за осанкой и положением ребенка тела во время ночного и дневного сна. Именно в этом возрасте специалисты начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения. 

           Для детей дошкольного возраста противопоказаны слишком большие нагрузки  на нижние конечности, поскольку процесс окостенения хрящевой ткани еще не окончен. В связи с тем, что связки  и мышцы довольно слабые, а хрящевая ткань не до конца окостенела, возможны деформации стоп, что приводит к плоскостопию. Особое внимание родителям надо уделить профилактике плоскостопия

           В ходе игры и во время занятий физкультурой у детей развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость. У возрастной группы от 3 до 5 лет внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. В связи с этим специалисты рекомендуют показывать упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. Дети младшего дошкольного возраста быстро утомляются от нагрузок в силу своих физиологических особенностей, но утомляемость эта проходит довольно быстро. Во время занятий спортом, важно чередовать упражнения на разные группы мышц. При организации физических упражнений следует помнить о физиологии системы мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки и делать частые перерывы. Нагрузка должна быть интенсивной, но не чрезмерной. 

           Дети дошкольного возраста слишком подвижны и непоседливы. Движения быстрые и импульсивные, а внимание неустойчиво,  в связи с тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую  и дыхательную системы.

           Особое внимание уделяется, развитию мелкой моторики в игровой деятельности используются пальчиковые игры. Такие занятия проходят эмоционально, увлекательно, способствуют развитию речи и творческой активности детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность развивать пространственные представления (вверх-вниз, сзади — спереди). Пальчиковые игры, подобранные в программе необходимы для развития творческого воображения дошкольников.

            Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о подвижных играх. Осваивайте новые направления. Используйте в занятиях инвентарь: обручи, кегли, кубики, мячи и т. п. Это поддержит интерес к игре и поможет усложнить двигательные навыки. Важно подобрать такой комплекс упражнений, чтобы ребенку были интересны эти упражнения. Занятия спортом не должны носить изнурительный характер.

Грамотно выстроенная система активных упражнений для ребенка способствует укреплению опорно-двигательного аппарата,  сердечно-сосудистой системы, активизирует иммунитет. Нормализуется работа центральной нервной системы, физическая активность способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности дыхательной системы. Следите за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе. 

           Именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. 

           Известно, что регулярные занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Важно с раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны,  проводить всевозможные водные процедуры.

         Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

 К оздоровительным задачам относятся:

  • сбережение и укрепления детского здоровья;
  • закаливание детского организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

  • ознакомление малыша с устройством организма человека;
  • обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
  • обучение подвижным играм;
  • научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

  • воспитание смелости;
  • воспитание честности;
  • привитие культурно-гигиенических навыков.

           Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость. Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

           Эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов.

           Одним из важнейших  факторов хорошего физического и психического развития  ребёнка  является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш  стремится к активной деятельности, движениям. В этом  он находит  источник радости. Во многом подвижность ребёнка зависит  от его двигательных умений.

 

 


Методические рекомендации по проведению подвижных игр в режиме дня у детей младшего дошкольного возраста.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Это характерно для всего периода младшего дошкольного детства.

Воспитателю нужно уметь косвенно руководить самостоятельными играми детей. Наблюдая за ними, он должен для себя отметить, кто не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот, слишком много двигается. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малышей, педагог осторожно руководит их деятельностью. Одним помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предложит поиграть с ним в мяч, третьим, наоборот, найдет занятие поспокойнее. Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время должен стараться привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами очень важны специально организованные подвижные игры и упражнения, протекающие при непосредственном руководстве взрослого.

Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам:

 Этапы развития подвижной игры

 1. выбор игры,

 2. создание интереса детей к игре,

 3. сбор на игру,

 4. организация играющих,

 5. объяснение правил игры,

 6. распределение ролей,

 7. размётка площадки,

 8. раздача инвентаря и атрибутов,

 9. сигнал на начало игры,

 10. проведение игры,

 11. сигнал на окончание игры,

 12. педагогический анализ игры

 Деление развития подвижной игры на этапы было предложено ещё Хухлаевой Д. В.

Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

        Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать № 9, 10, 11, 12.

Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее должен подобрать игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия.

        Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы, времени года, особенностей режима (санаторный или обычный, места проведения (помещение или улица, интересов детей)).

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей.

        Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.).

Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

Рекомендуется использовать  игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.).

Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, - низким голосом, несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.

Постоянное словесное общение с взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи, воображения.

Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы еще не могут хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры.

Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка.

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой - ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).

        Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

 При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

        Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.

Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

        Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

        При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно.

Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).

Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.

        Необходимо правильно оценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре.

Выводы:

1. Методика использования в физическом воспитании детей 3-4 лет подвижных игр позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья младших дошкольников.              

      2. Осуществлять подбор игр для детей младшего дошкольного возраста необходимо с учетом времени года, времени суток и общего состояния детей.

      3. Теоретический анализ научной литературы в области изучения организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста показал, что забота о физическом воспитании детей имеет важное значение.

     4. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения.                        

    5.Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус младших дошкольников, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.


Игры малой подвижности  

«Кто пройдет тише»

Цель: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.
Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках (показывает, как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.


«Зернышки»
Цель: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.
Ход игры: Воспитатель: Посадили зернышки в землю. (Дети садятся на пол, сжимаются в комок.) Полил дождь , а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки. (Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх - и поворачиваясь к «солнышку»).


«Пузырь»
Цель: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.
Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу, взявшись за руки. 
Воспитатель:
Надувайся пузырь.
Надувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».
Игра повторяется 2-4 раза

«Ква-ква-ква»
Цель: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность. 
Описание игры: Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку: 
"Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала...
"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.
Правила игры
1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.
2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.
3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок, на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".
4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.
Примечания:
Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносить ква-ква неестественным для себя голосом.


 «Кошечка»
Цель: игра развивает артистизм, ловкость.
Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко).
Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом, взбирается на диван, ложится, мурлычет.

 «Холодно-тепло»
Цель: развивать внимание, мышление.
Ход игры: Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. 
Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. (Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)
По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются, обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза. 


«Найди пару»
Цель: развивать навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.
Описание игры: На стол выкладывают предметы, которые сочетаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом, почему он считает эти предметы парными.
Правила игры
1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
3. Ребенка сажают за стол.
4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или
ребенок выбирает предмет самостоятельно).
5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.
Примечание: Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.

«Найди по описанию»
Цель: развивать наблюдательность, память и внимание ребенка.
Описание игры:
Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).
Правила игры:
1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет
Примечание
Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.


Игры средней подвижности.

«Сбей грушу»

Цель: развивать равновесие, броски мяча, метание.

     Ход игры: Участники игры делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу (d=15,25 см) и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, подсчитывается общее количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш.  Сбитым считается тот игрок («груша»), в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

 Усложнение

  1. Обе команды стоят на параллельных скамейках.
  2. Скамейка «метателей» стоят перпендикулярно скамейке с «грушами» на расстоянии 5-6 м, перед броском игрок – «метатель» пробегает по скамейке.

«Переправа на плотах»

         Цель: развивать равновесие

              Ход игры: Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправу».

«Горячая картошка»

         Цель: учить передаче мяча

      Ход игры: Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание

     Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение

  1. Мячи разной массы.
  2. Мячи разного размера.
  3. Количество мячей более двух.

«День и ночь»

         Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч

     Ход игры: У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

     Игра проводится 3-4 минуты

«Ручейки и озёра»

Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения

             Ход игры: Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих, в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

     На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.

«У ребят порядок строгий»

Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать

самоорганизованность и внимание.

Ход игры: Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети

строятся в круги.

Отмечается команда, которая правильно и быстрее всех построила круг.

Правила игры. Дети должны встать в те же круги, в которых стояли в начале игры.

«Фигурная ходьба»

Цель: учить детей выполнять в соответствии с заданием разные виды ходьбы: змейкой, улиткой, цепочкой, держась за руки. Развивать умение ориентироваться на площадке, внимание.

Ход игры: по сигналу воспитателя дети ходят разными видами ходьбы.

«Улитка» дети берутся за руки и, повернувшись влево, идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т.е. делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м.

«Змейка» дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой. Затем поворачиваются за ведущим, идут на встречу, так несколько раз.

«Иголка и нитка» дети держатся за руки, образуя цепочку.

Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд ворот. Водящий ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди, одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.


Игры высокой подвижности.

«Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после

окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры: Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловушка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

По окончании слов, дети, стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки).

Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если Ловишка успел это сделать, то он образует с пойманным новую пару, и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится Ловишкой. Если Ловишка не поймал ни кого, он остаётся в той же роли. Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель: Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры: Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется. Чертится круг - в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

 «Простые ловишки»

Цель: учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от Ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.

Ход игры: Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки.

По сигналу – раз, два, три – лови – все дети разбегаются по площадке,

увёртываясь от Ловишки. Тот, кого Ловишка запятнал, отходит в сторону (1 вариант). Ловишка не может ловить того, кто успел присесть (2 вариант).

Нельзя ловить того, кто успел остановиться и встать на одну ногу (3 вариант).

«Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда

нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают Ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный Ловишкой, выходит из игры.

«Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать врассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят: Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос. Два мороза удалые, Кто из вас решится Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза

стараются их заморозить.

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать: умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры: В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за другом. Если детей много можно играть двумя группами.

 «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры:  Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Совушка»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную

имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут

крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и

стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и

забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день», сова

улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.


Подвижные игры для развития быстроты и ловкости.

Игра «Перелет птиц».

Цель: учить детей лазать, быстро ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту, ловкость.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они — птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» — птицы летят на вышку — скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», птицы спускаются с вышки и снова летят.

Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.

Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

Игра «Медведи и пчелы».

Цель: учить детей быстро бегать, лазать по гимнастической стенке. Развивать быстроту и ловкость. Закрепить бег, прыжки.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры:  Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) — медведи, остальные — пчелы. На расстоянии 3—5 м. от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8—10 м. на противоположной стороне — луг. Пчёлы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку — в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» — пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2—3 раза, дети меняются ролями.

Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

Игра «Мыши в кладовой».

Цель: учить детей быстро бегать, подлезать, приседать. Развивать быстроту и ловкость.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Дети-мыши сидят в норках — на стульях или на скамейках, постеленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 40—50 смЭто — кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка, роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем - дети.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: пойманные мышки пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при последующем повторении снова играют.

Игра «Мышеловка».

Цель: учить детей ходьбе и бегу, ходьбе по кругу и приседанию. Развивать ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,                    Берегитесь же, плутовки,

Развелось их просто страсть.           Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели,                Вот поставим мышеловки,

Всюду лезут — вот напасть.           Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.                           

Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог.

В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Игра «Хитрая лиса».

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,  быстро ориентироваться по сигналу воспитателя, увертываться от ловящего.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, — не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные,

т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Игра «День и ночь».

Цель: учить детей быстро бегать, увертываться, ловить товарища.  Развивать быстроту, ловкость, внимание.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Участники игры делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу. 

Воспитатель говорит: «Приготовиться!» — а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается  количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Игра повторяется 4—6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое число раз. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

Игра «Мы веселые ребята».

Цель: учить детей бегу, учить ловить товарища.  Развивать  ловкость, воспитывать бережное отношение друг к другу.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке, на пересеченной местности.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два, три — лови!

  После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.                   

После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети  не скандировали текст, а произносили его выразительно.

Игра «Два Мороза».

Цель: учить детей ловли и бегу.  Воспитывать чувства вежливого отношения друг к другу, развивать речь.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами – 20-30 шагов (12-15м.). Играющие располагаются на одной стороне площадки.  Выбираются двое водящих, которые становятся посредине площадки между домами, лицом к детям, — это Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос.

По сигналу воспитателя: «Начинайте!» — оба Мороза говорят:                      

Мы два брата молодые,                               

Два Мороза удалые:

Я Мороз — Красный нос,

Я Мороз — Синий нос.

 Ну-ка, кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз,    

И не страшен нам мороз.

         После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить,

т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.

Перебежки повторяются 3—4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы, и игра возобновляется.

В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.

Игра «Пустое место».

Цель: учить детей бегать на скорость.  Развивать  быстроту и ловкость.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, — получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

        После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук- тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает; « Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», — и бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, оста в кругу; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Подвижные игры на развитие бега.

«Птички в гнездышках»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями, По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места. Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

«Трамвай»

Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

 Ход игры: 3—4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном' из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный — останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок — и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается. Указания к проведению. Если детей в группе много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более развернутым: во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

«Воробушки и кот»

Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Ход игры: Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу»,— говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей

«Такси»  

Цель: Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Ход игры: Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м), держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребенок — водитель такси, второй — пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Указания к  проведению. Одновременно могут играть 2—3 пары детей, а если позволяет площадь — то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

 «Лохматый пес»

Один ребенок изображает пса, он ложится на травку, голову кладет на вытянутые вперед руки. Несколько детей вместе с воспитателем тихо идут к псу и при этом произносят такие стихи:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет.

«Пёс» вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся

«Курочка-хохлатка»

Воспитатель изображает курицу, дети— цыплят. Один ребенок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит: Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка..
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей-мамой убегают. При каждом повторении на роль кошки можно выбирать другого ребенка.

«Огуречик, огуречик...»

Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (воспитатель или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

Воспитатель должен помнить, что движения детей младшего дошкольного возраста еще несовершенны, поэтому не следует позволять им бегать слишком быстро.

«По ровненькой дорожке»

Дети свободно группируются и идут гулять вместе с воспитателем. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!

На слова «По ровненькой дорожке» дети идут шагом; на слова «По камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед; на слова «В яму — бух» присаживаются на корточки или садятся на траву. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Стихотворение повторяется снова.

После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки,

Вот наш дом - Здесь мы живем.

С окончанием текста дети бегут в дом — заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п. Воспитатель может произвольно удлинять или укорачивать время выполнения этого задания, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.


Подвижные игры и упражнения на равновесие.

«Лабиринт»

Цель: Развивать координацию движений, равновесие, упражнять в ходьбе колонной.

Ход игры: Проложить на дорожке извилистую тропинку и предложить детям пройти по ней, не заступая за ее пределы.

«Ручеек»

Цель: Развитие умений прыгать, держать равновесие, ходить по узкой дорожке.

Ход игры: Чертится "ручеек" шириной до 2-х метров, посредине него рисуются круги "камешки" на расстоянии до 30 см друг от друга.

Дети строятся на берегу ручейка - у черты. По сигналу начинают движение друг за другом, прыгают по камешкам через ручеек. Кто из детей оступился, тот и "намочил ножки". Он возвращается и  пытается перейти через ручеек еще раз.  

«Пройди по дорожке»

Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать чувство равновесия, ловкости, глазомер.

Ход игры:  Воспитатель проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки, длина 2,5 -3 метра) на расстоянии 25-30 см и говорит детям, что это дорожка, по которой они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешая друг другу и не наталкиваясь на впереди идущего.

«Будь осторожен»

Цель: Упражнять в ползании по ограниченной и приподнятой над полом поверхности, приучать быть внимательным.

Ход игры: Дети сидят на стульях, расставленных вдоль гимнастической скамейки. Ребенок подходит к одному концу скамейки, становится на нее на четвереньки и проползает до другого конца скамейки, держась за ее края, затем встает или сползает со скамейки любым способом, идет к пирамидке, которая стоит на стуле на расстоянии 1-2 м. от скамейки. При выполнении упражнения ребёнком воспитатель идет рядом, придерживает по необходимости за туловище.

« На полянку мы пойдем»

Ходьба с преодолением препятствий: перешагиванием через «камешки» - мешочки с песком.


Подвижные игры и упражнения на развитие гибкости.

«Передача мяча»

Цель: Развить гибкость и ловкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.

Ход игры: Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников — передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

Эстафета  «Туннель из обручей»

Цель: Развить гибкость.

Ход игры:  Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами.

«Через мостик»

Дети по очереди влезают на наклонную лесенку, педагог напонимает, что пропускать рейки нельзя.

«Наседка и цыплята»

Цель: Учить детей пролезать под веревку, не задевая ее, приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Ход игры: Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями высоте 35 – 40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит их дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица! » цыплята быстро убегают.

Подвижные игры и упражнения на развитие выносливости.

«Поезд»

Цель: Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Ход игры: Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок – и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, далее  дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

«Солнышко и дождик»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять! » Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой! » они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять! », игра повторяется.

«Вот бегут цыплятки»

Ходьба на носочках, переходящая в легкий бег.


Список литературы:

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991
  2. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста // Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Дворникова О. Б. Педагогические основы физической культуры / О. Б. Дворникова. – Екатеринбург: УГПИ
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.
  5. Жданов С. И. Теоретические основы физической культуры / С. И. Жданов. - Орск: ОГТИ, 2010.
  6. Казина О. Б. Физическая культура в детском саду / О. Б. Казина. - М.: академия Развития, 2011.
  7. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. :Владос, 2002
  8. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа / Л. И. Пензулаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10.  Бондаренко Т. М. Физкультурно– оздоровительная работа с детьми 3 -4 лет. Воронеж, 2012.
  11.  Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М.: Академия, 2000.
  12.  Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. – Николаев: 2003.
  13.  Литвинова О. Система физического воспитания в ДОУ. Планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры / О. Литвинова. - М.: Учитель, 2007.
  14.  Казина О. Б. Физическая культура в детском саду / О. Б. Казина. - М.: академия Развития, 2011.
  15.  Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.
  16.  Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта // Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2000.
  17.  Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с., -М.:Просвещение,2016.
  18.  Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  19.  Филиппова С. О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. С. О. Филипповой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 416 с.
  20.  Фросин П.В.; Фросина В.Н. Русская Азбука – Зарядка. Книга 1«Тело человека». Оздоровительно – познавательное пособие, Санкт-Петербург, 2001г.
  21.  Интернет-ресурс: https://rebenokrazvit.ru/ 
  22.  Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология [Текст] / А.Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Значение подвижных игр при формировании основных видов движений с детьми младшего дошкольного возраста...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста...

Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которы...

Статья на тему «Сборник подвижных игр как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области«Камышловский педагогический кол...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физич...

Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста

Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста...