Сохраняем психическое здоровье детей
методическая разработка

Методическая разработка, посвященная сохранению детского психического здоровья, а также предотвращению расстройств психики Задачи: -обучение языку тела; -снятие мышечного напряжения; - понижение эмоционального напряжения; -дать представления, что между мыслями, эмоциями и чувствами существует связь; - приобретение навыков ауторелаксации; - приобщение детей к классической музыке. Совместно с музыкальным руководителем ДОУ были разработаны занятия, направленные на формирование эмоциональной стабильности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27»

Всероссийский конкурс «Где здоровье, там и я. Со здоровьем мы друзья!»

Номинация конкурса:«Свободная тема»

Здоровьесберегающие технологии. Сохраняем психическое здоровье детей.

Авторы:

Толмачева Юлия Валерьевна, педагог-психолог,

Сахарова Алла Клавдиевна, музыкальный руководитель

г. Северск

В настоящее время термин «здоровье» имеет разноплановые характеристики. Наряду с физическим здоровьем большое внимание уделяется «психическому здоровью» (Б.С. Братусь, 1988).

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывалнедостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов:познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Цель: сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики

Задачи:

-обучение языку тела;

-снятие мышечного напряжения;

- понижение эмоционального напряжения;

-дать представления, что между мыслями, эмоциями и чувствами существует связь;

- приобретение навыков ауторелаксации;

- приобщение детей к классической музыке.

Для достижения максимального эффекта от полного мышечного расслабления включаем фоном специально подобранные музыкальные произведения.

Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательно – образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий являются общеметодические принципы:

1. Сознательности – нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения; осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

2. Активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества.

3. Систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса.

4. «Не навреди!»

5. Постепенности.

6. Доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности детей.

7. Цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность.

8. Оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.

Структура организации образовательной деятельности:

1. Аутогенная тренировка – вхождение (погружение) в занятие:

- блок релаксационных упражнений,

- мобилизация детей на интересную работу.

2. Основная часть: медитация, музыкотерапия (релаксация), косвенное внушение, самомассаж.

3. Аутогенная тренировка – выход из игры:

-  музыкотерапия (повышает настроение, формула психологической устойчивости),

- установка на спокойное расслабленное состояние в группе.

Участники проекта: дети подготовительных групп (№14 и №15) и старшей группы (№17)

Количество занятий в неделю: 1 раз

Часть

Релаксационные упражнения

Музыкотерапия

1-3 занятия

вводная

«Свеча на именинном пироге», «Штангист», «Шалтай – Болтай»

основная

Медитация, самомассаж

К. Сен- Санс «Лебедь»

заключительная

установка на спокойное расслабленное состояние в группе

4-6 занятия

вводная

«Осенний лист», дыхательные упражнения с «листом», «Игра с листиком» (мимическая гимнастика)

основная

Медитация, самомассаж

Моцарт Концерт №21 для фортепиано с оркестром, часть2

заключительная

установка на спокойное расслабленное состояние в группе

Вивальди «Осень»

7-9 занятия

вводная

«Рубим дрова», «Игра со снежинкой» (мимическая гимнастика), «Шалтай-Болтай»

основная

Медитация, самомассаж

И .- С. Бах. Air (Оркестровая сюита Ре-мажор №3)

заключительная

установка на спокойное расслабленное состояние в группе

Д. Маликов. Алтай.

10-12 занятия

вводная

«Насос и мяч», «Выстрел пружинки»

основная

медитация

И.-С. Бах. Прелюдия и фуга До-мажор 1 том ХТК

заключительная

установка на спокойное расслабленное состояние в группе

Ф. Шопен. Прелюдия Ля-мажор.

13-15 занятия

вводная

«Снеговик», перекрестные движения (кинезиология)

основная

медитация

Д. Маликов. Дельфины

заключительная

установка на спокойное расслабленное состояние в группе

М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

(фрагмент)

Встреча длится 15 минут. Педагоги групп отмечают, что после этих занятий дети стали более спокойными, уравновешенными, их легче активизировать на другой вид деятельности.

E:\Рабочий стол декабрь 2015\документы 2019-2020\проет с АК\фото\IMG-20191107-WA0008.jpg

E:\Рабочий стол декабрь 2015\документы 2019-2020\проет с АК\фото\IMG_20191106_120719.jpg

E:\Рабочий стол декабрь 2015\документы 2019-2020\проет с АК\фото\IMG-20191107-WA0011.jpg

E:\Рабочий стол декабрь 2015\документы 2019-2020\проет с АК\фото\IMG-20191107-WA0005.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Как сохранить психическое здоровье ребенка в семье"

На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очере...

Как сохранить психическое здоровье в современной жизни

Рекомендации по сохранению психического здоровья в современном ритме жизни...

Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье дошкольника"

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных...

Консультация для родителей. "Как сохранить психическое здоровье ребенка"

Работа с родителями по здоровьесбережению детей - дошкольников....

Консультация для родителей "Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста".

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье детей"

Консультация для родителей  "Как сохранить психическое здоровье детей"...

Как сохранить психическое здоровье детей.

Консультация для родителей...