Разнообразие форм и методов в развитии танцевального творчества детей дошкольного возраста. Импровизация собственных движений, сочинение собственного танца.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Клюева Наталья Александровна

Ваш ребенок двигается под музыку- и он будет здоров!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnoe_tvorchestvo.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие форм и методов в развитии танцевального творчества    детей дошкольного возраста.

Импровизация собственных движений, сочинение собственного танца.


Если понаблюдать за окружающим миром, то трудно не согласиться с тем, что он находится в непрерывном движении, движении танца. «Танцевать» умеют все, будь то зверушка, деревце, взрослый человек или чудесное  явление природы – ребенок.

 По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват,

трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Возможность познать мир ребенку дают музыка и движение помогают. У ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.

 Как отмечает Ольга Петровна Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

         Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.

Импровизация (от лат. improvisus – непредвиденный, внезапный) – первичный и самый древний вид творчества. Импровизировать – значит сочинять сразу, в отличие от исполнения пьесы, заранее выученной по нотам. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла.

В основе двигательной импровизации лежит развитие у дошкольников восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении.

Именно «творчество-изобретение» на современном этапе носит название «креативность».

Раздел «ритмических креативных заданий» предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на:

развитие выдумки;

творческой инициативы;

формирование навыков выразительности танцевальных движений;

содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;

умения согласовывать движения с музыкой. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития свободного самовыражения и раскрепощенности.

Вследствие традиционного обучения большинство детей (особенно мальчиков) фактически не умеют и не любят танцевать. При переходе к выполнению творческих заданий они испытывают огромные трудности и очень часто отказываются импровизировать в танце. Творчество по существу отсутствует. Дети не могут быть изолированы от современной эстрадной музыки, которая их окружает. 

         В процессе обучения я использую несколько методов. 

Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

 Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

  Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

  Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

        

Для облегчения организационного момента, а именно, построения детей для парного танца предлагаю следующий способ. Выбрать спокойную народную мелодию, назовем ее «Прогулка». Выучить такое упражнение: мальчики приглашают девочек, затем пары (мальчик слева, девочка справа) спокойным шагом идут по кругу по линии танца (против часовой стрелки). Во время «прогулки» пары выравнивают круг и соблюдают дистанцию. С окончанием музыки дети останавливаются. Построение для парного танца закончилось. В дальнейшем надо закрепить мелодию за этим упражнением. И без слов, без команд, дети, услышав знакомую мелодию, сразу встают и идут парами. Таким образом, роль команды выполняет музыка. Согласитесь, что это лучше, чем заучивать с ребятами на каком цветочку должна стоять их пара перед танцем.

Для подготовки к ритмичному танцу выбрать быструю музыку в темпе бега.

Также можно выбрать музыку для команды «Сели на стульчики».

Дальше начинается работа с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.

         Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

         В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.

         Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

         И, конечно же, занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное. На основе игры «Кто быстрее займет стульчик» мы придумали танец на основе русских народных движений

Вывод. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым и физически и эмоционально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи...

Презентация «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы «Радуга» исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательн...

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, фор...

Формы и методы обогащения двигательного опыта детей дошкольного возраста

Структурные компаненты организации деятельности дошкольников по обогащению двигательного опыта...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Консультация для родителей "Использование нетрадиционных форм и методов по развитию речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителейИспользование нетрадиционных форм и методов по развитию речи детей дошкольного возраста...