Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении.
методическая разработка

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_sportivnyy_prazdnik.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:


     Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гумманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребёнка на самых ранних стадиях. Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни. Успех воспитания здорового ребёнка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;

- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;

- активным участием родителей в воспитательном процессе;

- установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительно образования.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Валеологическое воспитание дошкольников мы основываем на следующих принципах:

- системный подход – т. е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка.

Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

Мероприятия проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

-Соблюдение личной гигиены.

-Рациональное питание.

-Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.

-Соблюдение режима дня.

-Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).

-Профилактика простудных заболеваний

-Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.

-Создание условий для двигательной активности.

-Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.

-Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

-Проведение игрового модуля по валеологии.

Основопологающим принципом в работе мы считаем – принцип «Не навреди», который предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.

Немаловажным для нас является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»

И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Чтобы помочь детям лучше запомнить информацию, в занятие включается несколько приёмов запоминания – через звуки, запахи, вкус, движения, воображение. Например, через физкультурные минутки и гимнастику для глаз, рассказы и сказки на нравственно-эстетические темы и т. д. При этом включается максимальное количество органов чувств.

В теплый период времени, когда учебный год закончен, организовываются экскурсии и целевые прогулки к школе, на водоем, в лес, в музеи и кинотеатры, библиотеки и выставки. Проводятся беседы по охране здоровья. Лучше если в роли лектора выступят дети, а педагог вступит в роль ученика. Это забавляет и воодушевляет детей.

Какими бы слабыми способностями ни обладал человек, он может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приёмов запоминания. Один из таких приёмов называют мнемотехническим. Составление коллажей и мнемотаблиц – творческая работа. Их можно сделать разнообразными и интересными.

Таким образом, коллажи – учебные пособия, выполняющие следующие задачи:

1) Развитие зрительной памяти,

2) Умение говорить, рассказывать,

3) Обучающая задача, т. к. они содержат различную информацию.

Мнемотаблицы – это схемы, структуры, в которые можно заложить различную информацию.

Совместная работа воспитателей, музыкальных руководителей и медицинского персонала нашего ДОУ и детской поликлиники способствует дальнейшему их внедрению валеологических принципов.

Валеологические игровые модули очень важны. Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача занятий по валеологии – научить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"

Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

«Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении»

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека &nda...

Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.

Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ....

Статья "Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении"

Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.В общей пе...

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС...

Статья "К вопросу воспитания валеологической культуры в дошкольном учреждении"

К вопросу воспитания валеологической культуры в дошкольном учреждении(Название журнала: "Традиции и новации в дошкольном образовании" №1, 2020год. Рубрика: "Формирование здорового образ...