Проект по летней-оздоровительной работе "Безопасный детский туризм"
проект (старшая, подготовительная группа)

Белугина Ирина Владимировна

В этой статье хотим поделиться краткосрочным проектом под названием "Безопасный туризм". Наш детский сад расположен в непосредтсвенной близости к лесу, поэтом актуальность данного проэкта очевидна. Результатом проведенных мероприятий стало закрепление знания  по безопасному поведению не только в походе, но и в лесу, у водоемов, при общении с животными, насекомыми. Это дало дополнительные знания нашим воспитанником и расширило их кругозор в области  экологии и безопасного поведения в природе.

Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество),  яркие незабываемые впечатления от общения с природой.  Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект.  Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

В статье приведены примеры формы организации детей, методическое сопровождение, перезентации используемы, фотоотчеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта:

• Полное название проекта: Безопасный детский туризм

•  Исполнитель проекта: Белугина Ирина Владимировна - воспитатель МДОУ детского сада №27 общеразвивающего вида п. Озерецкий.

•  Вид, тип проекта: краткосрочный, исследовательско - творческий.

• Место проведения: МДОУ детский сад №27 общеразвивающего вида п. Озерецкий

• Сроки проведения: 20.07.2020-24.07.2020г.

• . Участники проект: воспитанники старшей группы, воспитатели.

• Возраст детей: 5-6 лет.

 

Пояснительная записка

Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество),  яркие незабываемые впечатления от общения с природой.  Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.   Проблема, на решение которой направлен проект. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.  Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Данный проект является одной из наиболее активных форм физкультурно-оздоровительной работы, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в нашем учреждении.

Актуальность

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде. Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

Ожидаемые результаты и их оценка

1 Сформировать знания о детском туризме.

 - Знакомить с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, с правилами разведения костра.  

 -  Сформировать такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

 -Ознакомить, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже будет болеть, становится сильнее, выносливее и более организованным.

  - Ознакомить с разные виды туризма.  

Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

 «Как подготовиться к путешествию». «Костры, используемые в туризме»

Цель: Выявить уровень знаний детей о том, какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

Выявить знания о пользе костра в турпоходе и какой он должен быть.

2   - Разучить ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.

 - Ознакомить с лекарственными растениями, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма. «Растения»

Цель. Выявить уровень знаний детей о растениях родного края.

- Познакомить детей как можно оказать первую медицинскую помощь.  «Помогу себе сам»

Цель. Выявить уровень знаний детей о том, как оказать первую помощь.

 3 Сформировать умения необходимые в    туристическом походе.

  - Умение распределять туристические     обязанности.

      - Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.

      - Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными     условиями. «Собирайся, дружок, в поход»

Цель. Выявить уровень знаний детей о том, что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке.

    Сформировать умения необходимые туристам в туристическом походе.

   - Умение читать карту своей местности.

   - Умение ориентироваться по плану

    4. «Правила поведения в лесу»

Цель. Выявить уровень знаний о карте, умение ориентироваться по карте

 Наблюдения за умением детей работать сплоченно в команде

1. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

2. Методический материал (песни, речёвки, игры)

3. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

4. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»  

5. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природных явлениях.

6. Конспект НОД рисование «Весела полянка»

7. Сценарий развлечения «Правила поведения в лесу» (ориентирование на местности)

8.Презентации о туризме.

 

Субъектом реализации данного проекта является п. Озерецкий Орехово-Зуевского городского округа Московской области, территория МДОУ детский сад № 27 общеразвивающего вида.

Принципы:          

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Задачи:

●Сохранять и укреплять здоровье детей.

●Создать условия для реализации потребности детей двигательной деятельности.

●Воспитать потребность в здоровом образе жизни, в физических упражнениях и подвижных играх.

●Воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопонимания.

●знакомство детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;

●закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;

●воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.

Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада;

План реализации проекта

№ п/п

Форма организации детей

Название

Задачи

Участники

Ответственные

1

Просмотр презентации на видео.

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Дети старшей группы

Воспитатель Белугина И.В.

2

Консультация для родителей. В форме памяток, рассылок в группы, личных консультаций

«Детский туризм - дело серьёзное»

"Как научить

детей любить и беречь природу"

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес,

знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Рекомендовать родителям с

малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Родители

Воспитатель Белугина И.В.

3

Литературная гостиная. Чтение.

Загадки о ягодах и грибах

Сказка «На лесной тропинке»

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу»

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами

Загадывание загадок.

Пословицы, народные

приметы.

Дети старшей группы

Воспитатель Белугина И.В.

4

Игра-развлечение.

«Собирайся, дружок, в поход».

"Придумай и

отгадай"

Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с карты.

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно переносить в рюкзаке

Дети старшей группы

Воспитатель Белугина И.В.

5

Просмотр презентации на видео.

«Как подготовиться к путешествию».

«Костры используемые в походе»

Выявит уровень знаний детей о туризме.

Закреплять знания детей о

безопасном поведении в лесу, о видах костров, о правилах безопасности при обращении с огнем

Дети старшей группы

Воспитатель Белугина И.В.

Заместитель заведующего по безопасности Сыч.Т.Ю.

6

Музыкально-спортивное развлечение с элементами исследования

«В гости к Лесному Ёжику».

Закрепить полученные знания по  вопросам безопасности в лесу(ядовитые ягоды и грибы, насекомые), виды костров и правила обращения с огнем.

Дети старшей группы

Инструктор по физ-ре Колобова Е.Б.

Воспитатель Белугина И.В.

7

Соревновательная игра.

"Кто быстрее соберёт рюкзак?"

Закрепить знания детей о том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях.

Дети старшей группы

Инструктор по физ-ре Колобова  Е.Б.

8

Разучивание туристских речёвок, песен.

Речёвка «Мы туристы» Песни  «Вместе весело шагать»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Дети старшей группы

Воспитатель Белугина И.В.

В ходе организации пешеходных прогулок широко использовались:

• разнообразные средства туризма: физические упражнения с использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств: координация движений - прыжки с одной ноги на другую, по кружкам, спрыгивание с повышенной опоры, прыжки в глубину и др., упражнения на равновесие (ходьба по бревну, по наклонной лестнице, ходьба по веревке и т д.), игры на ориентировку в пространстве («Разверни круг», «Найди свой дом», «Ручейки и озера».);

• подвижные игры с поисковыми ситуациями – «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», проводимых как в помещении, так и на местности,

• доступные для дошкольников туристические упражнения (укладка рюкзака, палатки), игры и соревнования с туристской тематикой: “Охотники и зайцы”, “Заготовим дрова для костра», «Принеси воды с родника”

• игры с элементами спорта.

  «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая

Продуктивно-игровая

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности. Художественно-иллюстративный материал

         

«Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая

Литературно-познавательная

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята туристята")

Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Тарзан», «Ох и Ах».

Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

• сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу

• совместная работа родителей и детей (умение завязывать узлы, умение разводить костры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)

• Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Содержание эколого - туристской подготовленности дошкольника:

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать какую пользу приносят походы и экскурсии. Дать понятия таким виды туризма как: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Рассказать о растениях и животных родного края.

3. Помогу себе сам.

Дать понятия о растениях - врагах и друзьях: о лекарственных, плодово-ягодных, съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских узлов. Правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки.

5. О карте. Какие карты бывают.  Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу.  Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.

«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая

Продуктивно-игровая

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др.,  сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности. Художественно-иллюстративный материал

   Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Тарзан», «Ох и Ах».

Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

 Сотрудничество с родителями:

 • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу

• совместная работа родителей и детей (умение разводить костры, умение ориентироваться на местности)

• Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Результативность работы

Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились ориентированию на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, ползания по наклонным поверхностям, по спортивным комплексам на спортивной площадке, по лестнице. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

В виду того, что наш детский сад расположен в лесной местности и дети, часто встречаются с природой, все эти занятия позволили нам укрепить знания  детей  по безопасному поведению не только в походе, но и в лесу, у водоемов, при общении с животными, насекомыми. Это дало дополнительные знания нашим воспитанником и расширило их кругозор в области  экологии и безопасного поведения в природе.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.

2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г.  Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.

3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.

4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр  в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.

5. Как знакомить дошкольников с природой:  Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.

6. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, - 1996 №7 - С. 20-25.

7. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.

8. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.

9. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ  “Родина”,  1993 - 30 с.

10. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.

11. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.

12. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.

13. Молодова Л.П.  Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.

14. Никитин  Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е  изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.

15. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал  для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.

16. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.

17. Николаева С.Н. Формирование экологической культуры.  Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.

19. Прохорова Г.А. Программа дошкольного экологического воспитания Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган.: ГУНО, Областной Комитет экологии и природных ресурсов, 1993. - С. 5-13.



Предварительный просмотр:

https://zidar.ru/wp-content/uploads/2013/09/DSC_1526.jpg

http://uralectour.ru/d/3p2rbtujj7y.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/964102/d9ce9053-101f-40e5-9018-1db1f5b6a7e4/s1200?webp=false

http://storage.inovaco.ru/media/project_smi3_678/f5/2a/bc/5d/50/f1/82036_full.jpg

https://fireman.club/wp-content/uploads/2017/06/CHto-vzyat-s-soboy-v-les.jpg

Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с туризмом, и кто такие туристы»

Задачи: - Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,

- Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д.;
- Воспитывать интерес к туризму.
Материал: Картинки с изображением разных видов туризма (скачала из интернета).

Ход занятия

Дети сидят за столиками перед каждым ребенком ложу картинки разных видов туризма.
Дорогие ребята мы сегодня с Вами будем знакомиться с туризмом, и кто такие туристы.
Рассмотрите внимательно картинки и ответе мне на вопрос.
Какие виды бывают туризма?
Дети отвечают ( горный, велосипедный, пешеходный, водный)
Правильно, потому, что на картинках изображены туристы разных видов туризма.
А как вы думаете, кого можно назвать туристами?
Молодцы, туристами называют людей, которые любят ходить в походы.
А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)
Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.
Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне.
Что у туристов весит за плечами?

Молодцы эти большие мешки называются рюкзаками.
Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?
Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком.
Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой палатки - небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться. Рассматриваем содержимое рюкзака, куда входит: палатка, спальный мешок, коврик, сменная одежда, сапоги резиновые, продукты, фляжка. Скажите мне, зачем туристу сменная одежда, сапоги резиновые и фляжка? Молодцы на случай непогоды. И в лесу, чтоб не укусила змея. А в фляжке питьевая вода.Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинки

Правильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.
Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.

Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах?
Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы кроссовки и головные уборы обязательно.
Как вы думаете, что делают туристы в походе?
И чтоб мне ответить на этот вопрос послушайте стихотворение.
Юрия Карташова, которое поможет вам правильно ответить на поставленный вопрос:
-Скажи, зачем спешишь турист,
Лесною раннею тропинкой?
-Послушать соловьиный свист,
Взглянуть на бриллиант-росинку.
-Скажи, зачем идёшь, турист,
Из дома ты в края иные?
-Весны увидеть первый лист,
Вдохнуть все запахи лесные
И продолжал поэт-турист
Своё возвышенное слово!
-Как мир хорош! Как воздух чист!
Как не влюбиться в жизнь тут снова!

Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу,
проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.
-А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.
Турист должен знать
Дети отвечают
Природу надо
-Уважать!
Лесных зверей
-Не обижать!
Всякую букашку
-Надо любить!
А деревья нельзя
-Рубить!
Все живое надо
-Охранять!
Цветов и ягод много
-Не рвать!
В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды бывают туризма? Что необходимо туристу взять с собой в поход? Если ответы детей Вас порадуют, значит, Вы не зря старались.
Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры "Туристы"

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о природе, природопользовании, правилах поведения на природе.

Задачи:

  1. Формировать эколого-туристские знания;
  2. Учить оказывать первую помощь;
  3. Развивать диалогическую речь, навыки общения;
  4. Воспитывать в группе поддержку и взаимовыручку.

Интеграция с образовательными областями: безопасность, здоровье, социализация, познание, коммуникация, музыка, труд, физическая культура.

Словарная работа: путешественник, турист, рюкзак туриста, поход, карта маршрута, травма, первая медицинская помощь.

Предварительная работа:

• Беседы «Удивительный мир растений и животных», «Как я устроен?», «Помоги себе сам», «Собирайся, дружок, в поход», «Нормы и правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга? ».

• Игры «помоги другу в беде», «Кто больше назовёт! », «Хорошо-плохо», «Кто быстрее» и др.

• Практические занятия с элементами туризма.

• Чтение художественной литературы: Ю. Александров, Е. Антропов «Советы туристу», В. Бианки. «Как муравьишко спешил домой», «Кто как лето проводит», И. Токмакова. «Где спит рыбка» и др.

• Отгадывание загадок о растениях и животных.

• Разучивание походных песен.

• Изготовление атрибутов игры.

Оборудование: карта маршрута, туристическое снаряжение, реквизит для прохождения маршрута: “кочки”, “мостик”, канат для прохождения через «пропасть», аудиозаписи с детскими и туристическими песнями.

ХОД ИГРЫ:

Дети входят в зал под песню «Туристы».

В зале сидит Незнайка и плачет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это здесь сидит? (Ответы детей)

Воспитатель: Незнайка, что случилось, кто тебя обидел? Как ты здесь

очутился?

Незнайка: Я решил отправиться в поход. Нашел красивую полянку, поставил

палатку и начал играть. Потом я увидел зайчонка и решил его поймать. А он

хитрый оказался и быстрый: прыг-скок, прыг-скок и исчез, а я заблудился.

Так я очутился в вашем садике. Помогите мне, пожалуйста, я в поход очень

хочу.

Воспитатель: Мы бы тебе с удовольствием помогли, только, боюсь, мы сами

можем заблудиться, ведь мы не знаем, в каком направлении идти.

Незнайка: Так у меня есть карта– маршрут.

Воспитатель: а что же ты, глупенький, сам не воспользовался ей?

Незнайка: Я читать не умею. (плачет)

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети. Да!

Воспитатель: Эх, какие вы быстрые! А вы знаете, что такое поход? (это

дальняя прогулка или групповое мероприятие, с целью узнать что-то новое)

Воспитатель: А куда можно пойти в поход? (в лес, на речку, в горы)

Воспитатель: А как называют человека, который любит путешествовать?

(путешественник, турист).

Воспитатель: Молодцы и правда все знаете. Скажите, ребята, а какими

качествами должен обладать турист? (туристы смелые, сильные, спортивные,

находчивые, дружные, веселые)

А сами-то вы хотите стать туристами? Справитесь с походными

трудностями? (Ответы детей)

Воспитатель: я предлагаю вам сегодня отправиться в поход в лес. Хорошо, в

этом нам поможет карта.

Для чего туристам карта? что она показывает? (Направление движения)

Воспитатель. Так давайте же станем туристами и отправимся в поход! Ой,

Незнайка, а где же твой рюкзак?

Незнайка: Так вот он!

Воспитатель: А что же он у тебя совсем пустой? Как же ты собрался

путешествовать?

Незнайка: А что, его еще и собирать надо?

Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Незнайке, что нужно взять с собой в

поход?

Проводится игра "Собери рюкзак" (дети собирают рюкзак для Незнайки, из

предложенных предметов, выбирают только необходимое).

Воспитатель: Для чего в походе карта, веревка, ведро, спички, и т. д? Для

чего может понадобиться аптечка? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь все готовы, но прежде, чем

отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Примерные ответы детей:

Не кричи, не пугай диких животных.

Не рви цветы, другим людям тоже хочется любоваться их красотой.

Не ломай зря деревья, не делай на них вырубки. От этого они сохнут и

погибают.

Не лови бабочек, муравьёв и других животных.

Не мусори в лесу.

Обязательно убирай за собой стеклянную посуду. Пожар в лесу может

возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель: Молодцы, рюкзаки приготовили, правила поведения в лесу

вспомнили, теперь рассмотрим маршрут.

Дети рассматривают карту, комментируют каждое обозначение.

Воспитатель: Итак, в путь! (Звучит музыка)

Туристы:

Мы-дети стихий, Мы- дети лесов;

Костер наш очаг, Палатка наш дом,

Вперед и вперед,

Победа нас ждет,

Не смотря на усталость,

Бесстрашно идем,

Турист-почетное звание,

Носи его гордость храня,

Мы-туристы, и это-главное,

Наша дружба крепче, чем броня.

Примерный маршрут:

• ходьба змейкой по лесу;

• прохождение по мостику-массажной дорожке через речку;

• прохождение «болота» прыжками по кочкам;

• переправа через «пропасть» - ходьба по верёвке приставным шагом.

Воспитатель: (Звучит аудиозапись со звуками природы)

Вот мы и пришли на нашу полянку. Теперь нам с ребятами нужно сделать

привал. А ты, Незнайка, знаешь, что такое привал?

Незнайка: Нет, не знаю. Расскажите мне. (Ответ детей: остановка в пути для

отдыха) .

Незнайка: Ух ты, а что делают на этом вашем привале?

Воспитатель: А сейчас сам поймешь. Итак, ребята, привал! Скажите, а костер

здесь можно разводить? (да, потому что нет запрещающих знаков и водоем

близко).

Чтобы в походе всё было организованно, мы с вами разделимся на 2

команды «девочки» и «мальчики» . выберите, кто будет у нас медсестрой.

Если кто-то из вас поранится , то обратитесь к ней за помощью.

Мальчики «разжигают костер», ставят палатку, девочки готовят обед,

накрывают походный стол. Все садятся «покушать походную кашу», спеть

песню.

Воспитатель: Вот и заканчивается наш привал, а с ним и наш поход.

Скажите, что делают туристы, когда покидают привал? (Убирают мусор,

наводят порядок на «полянке», собирают рюкзаки.)

Дети убирают и становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, вам понравился наш поход? (Да)

- Сейчас вам больше всего понравилось?

- Какие новые слова запомнили? Что они обозначают? (турист, карта, поход,

маршрут, привал)

Воспитатель: Мы шли сюда через лес, через болото, перешли через бурную

речку, оказались так далеко от детского сада. Как же нам вернуться обратно?

Незнайка: Я останусь на моей любимой полянке. А вам наша карта!

Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесите волшебные слова: « Ну- ка

за руки возьмись и в саду очутись! »

(звучит музыка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колодец Звездный Нодья Полинезийский Камин Таежный Шалаш

Слайд 2

Это жаровой костер. Два полена кладут на угли параллельно на некотором расстоянии друг от друга, поперек них — еще два и т.д. В костре хороший доступ воздуха к огню, поленья обычно горят равномерно по всей длине. Медленно сгорая, они образуют много углей, дающих высокую температуру. Этот костер удобен как для приготовления пищи, так и для обогрева и сушки одежды.

Слайд 3

Поленья укладывают или даже устанавливают под углом к центру. При этом они частично опираются друг на друга. В верхней части пламя получается концентрированным, жарким. Костер этот удобен для освещения лагерной площадки и варки с небольшим количеством котлов. Для такого костра можно использовать валежник, хворост, другие тонкие дрова. Костер дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева, образует мало углей и нуждается в постоянном пополнении топливом.

Слайд 4

Поленья (5-8 штук) укладывают на угли с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит больше в центре. По мере сгорания поленья сдвигают. Из-за своего узкого, жаркого медленного пламени является костром для освещения. Образует много углей.

Слайд 5

Так называемые "таежные" костры имеют несколько разновидностей. Широкий фронт огня позволяет на таком костре варить пищу для большой группы, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Это костер длительного действия, он не требует частого подкладывания дров .

Слайд 6

Для такого костра заготавливают бревна одинаковой длины и толщины, желательно еловые, сосновые, кедровые. Два бревна кладут рядом на землю, в зазор помещают хорошую растопку или, лучше, угли из другого костра, затем кладут на них третье бревно. Нодья разгорается постепенно и горит ровным жарким пламенем несколько часов.

Слайд 7

Если дров мало, можно сложить камин из камней или сырых поленьев: на нем можно быстро сварить пищу. Удобен для разведения в ветреную погоду.

Слайд 8

Разводится в яме, когда необходимо большое количество углей, обычно используется для приготовления пищи, запеченной в золе. Удобен для разведения в ветреную и дождливую погоду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Белугина И.В. Мы юные туристы!

Слайд 2

Кого можно назвать туристами? Правильно, туристы - это люди, которые ходят в походы, это путешественники.

Слайд 3

Что такое туризм? Туризм – это прежде всего походы на природу. А зачем люди ходят в походы? Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, ловкими и закаленными.

Слайд 4

Какие виды туризма вы знаете? Велосипедный Водный Пеший Горный Конный Лыжный Автомобильный

Слайд 5

Туристическое снаряжение. Снаряжение туриста зависит от вида и времени года. Но есть снаряжение которое необходимо в любом походе. Это- Рюкзак Фонарь Фляжка Палатка Компас Карта Котелок

Слайд 6

Правила поведения в походе на природу.

Слайд 7

Собери рюкзак.

Слайд 10

Удачного вам похода!



Предварительный просмотр:

Речевки для похода детям

Речевки для похода - веселые кричалки песенки для поддержания хорошего настроения. Обязательно возьмите с собой в поход какую-нибудь хорошую речевку. Она поможет всем школьникам стать дружным туристическим коллективом.

https://gamejulia.ru/images/i/rechevki-dlya-pohoda.jpg

***
Отправляемся в поход,
Что отряд с собой возьмет?
Котелок и ложку,
Кружку и картошку!
Сварим суп, согреем чай.
Веселее не скучай!

***
Кто шагает с рюкзаками?
Кто со скукой не знаком?
Кто отстал - догоняй.
Кто устал, не унывай!
Кто идти захочет с нами,
Нашу песню запевай!

***
Эй, лихая детвора,
Нам в поход давно пора.
Бим - бом! Та - ра - ра!
Никогда не скучно нам.
Солнце светит ярко - ярко,
Нам от солнца жарко - жарко!
Лето, воздух и вода -
Наши лучшие друзья!

***
Раз, два! - Носом вдох!
Три, четыре! - Выдох ртом!
Пять, шесть!- Дышим глубже!
Семь, восемь, двести! - Шаг на месте!
Десять, девять! - Не спеша!
Как погода? Хо-ро-ша!!!

***
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут…  - Дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!»
Эй, ребята! Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, лодку и рюкзак!
Мы голодные как звери!
Открывайте шире двери!
Нам еда полезней будет!
Силы новые разбудит!
Кто отстал? - Не отставай!
Кто устал? - Не унывай!
Кто идти захочет с нами
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут… - Дороги!
Наш девиз:«Всегда вперед!»
Наши лучшие предлоги: «Через», «сквозь» и «поперек»!

***
Здравствуй, лето, здравствуй, отдых!
Свежий ветерок!
Нас зовут опять походы!
Тысячи дорог!
Солнце машет ярким флагом!
Скор и легок шаг!
В руку – палку, на бок – сумку!
За спину – рюкзак!
На веревках – вверх по склонам!
Через реки вброд!
Для туристов закаленных!
Путь один – вперед!
Молодые полны отваги!
Смелы, как орлы!
Разобьем походный лагерь!
До утренней зари!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топографические знаки Знакомство с картой Воспитатель:Белугина И.В..

Слайд 2

Что такое карта Топографическая карта - изображение на бумаге объектов местности в уменьшенном виде. Объекты местности - (реки, населенные пункты, дороги, растительность, заводы и т. п.) изображаются на карте условными знаками.

Слайд 3

Условные топографические знаки Условные топографические знаки - маленькие рисунки, которые немного похожи на местные предметы, если смотреть на них сверху, на карте показано местоположение отдельных предметов. Все топографические знаки делятся на пять групп: Строения и сооружения; Дороги; Водоемы (реки, озера, родники…); Растительность; Рельеф. Все знаки имеют три отличительные свойства - форму, цвет и размер.

Слайд 4

Условные знаки РАСТИТЕЛЬНОСТИ Смешанный лес – хвойные и лиственные деревья Хвойный лес Лиственный лес

Слайд 5

озеро Фруктовый сад Луг Кустарники Вырубленный лес

Слайд 6

Условные знаки ГИДРОГРАФИИ Болото проходимое Болото непроходимое Озеро Река Родник

Слайд 7

Условные знаки СТРОЕНИЯ, ДОРОГИ, РЕЛЬЕФ Жилые строения Овраг Грунтовая дорога с тропой Холм Яма

Слайд 8

Проверьте себя озеро

Слайд 9

родники

Слайд 10

болота

Слайд 11

кустарники

Слайд 12

луга II II II II II II II

Слайд 13

Отдельные деревья Хвойное дерево Лиственное дерево

Слайд 14

Полевые и лесные дороги

Слайд 15

Попробуйте составить карту по рисунку

Слайд 16

Проверяем

Слайд 17

МОЛОДЦЫ !

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план летне-оздоровительной работы в детском саду для инструкторов по физической культуре

Как построить летне-оздоровительную работу в детском саду, что бы она была интересной, разнообразной, не скучной?.Для этого можно расширить диапозон занятий, вводя здоровье-сберегающие технологии; раз...

План организации летней оздоровительной работы в детском саду

Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...

Летняя оздоровительная работа в детском саду: " Праздник Нептуна", развлечение "Саламандра - повелительница огня"

Интересные конспекты развлечений для детей в детском саду на улице в летний период...

Анализ летне-оздоровительной работы в детском саду

Анализ работы по лете-оздоровительному периоду в детском саду...

Формы и методы работы с детьми в летне-оздоровительный период в детском саду

Прекрасная пора - лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой....

Организация летней оздоровительной работы в детском саду.

Организация летней оздоровительной работы в детском саду....

Игры в летний оздоровительный период в детском саду

       В летний оздоровительный период физкультурные занятия проводятся на спортивной площадке детского сада. Летом появляются большие возможности для игровых упражнен...