Водное поло как вариативная форма развития двигательных навыков старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье кратко изложена суть работы в данном направлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгих Андрей Ильич,
инструктор бассейна
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 402», г.о. Самара
Водное поло как вариативная форма развития двигательных навыков старших дошкольников
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане—
Всегда и везде—
Вечная слава воде!
Корней Чуковский,
детский писатель
Вода—колыбель жизни! Эта фраза с детства знакома всем. Вода представляет собой особую биологическую среду, оказывающую наиболее благотворное воздействие на человеческий организм и открывающую широкие возможности для физической активности.
Плюсы от водных занятий очевидны: -мышцы развиваются без нагрузки на опорно-двигательный аппарат; -улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем; -оказывается положительное влияние на центральную и периферическую нервные системы; -укрепляется иммунная система, совершенствуется механизм терморегуляции; -нормализуется режим сна и бодрствования; -повышается общий тонус организма; -совершенствуются движения, увеличивается выносливость; -формируются морально-волевые качества личности.
Занятия в воде с раннего возраста создаёт, а затем поддерживает хорошую базу для более правильного физического развития ребёнка, даёт ощущение свободы действия. Лучше освоиться с водой помогают различные передвижения по дну бассейна и подвижные игры. В игре дети перестают бояться воды, у них вырабатывается умение держаться на воде, смело погружаться в воду, задерживать дыхание. Именно поэтому, в качестве вариативной части к программе по плаванию, мной была выбрана игра «мяч на воде» или водное поло.
Водное поло – одна из наиболее увлекательных командных спортивных игр, имеющая богатые исторические традиции и широкое международное признание. Успеха в этой игре может добиться только та команда, игроки которой действуют слаженно, дружно, коллективно. Занятия водным поло способствуют воспитанию дисциплинированности и коллективизма, приучают действовать согласованно, подчинять свои интересы общим интересам, находить удовлетворение в успехе коллектива, команды.
За основу была взята рабочая программа по водному поло для ДЮСШ и адаптирована для ДОУ, с учётом возрастных особенностей воспитанников (5-7 лет) и технических условий (бассейн длиной 10 метров, шириной 4 метра, глубиной 0,7-0,9 метра). Основными формами занятий являются: игровые, учебно-тренировочные и теоретические занятия, восстановительные мероприятия, медицинский контроль, матчевые встречи. Организация образовательной деятельности осуществляется в течение всего календарного года. Программа рассчитана на 2 года. Реализация программы представляет собой параллельное освоение способов передвижения в воде и приёмов техники владения мячом. На занятиях по плаванию, в конце основной его части, детям последовательно предлагается к изучению тот или иной элемент водного поло. Это добавляет эмоциональности, повышает интерес воспитанников и позволяет разнообразить монотонные плавательные упражнения. Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спорта; формирование представления об оздоровительном и прикладном значении таких видов спорта как плавание и водное поло. При проведении теоретической подготовки учитывается возраст, а материал излагается в доступной форме: короткие сообщения, объяснения, обсуждения, рассказы и беседы, мультимедийные пособия, видеоролики, презентации, слайды, показ упражнений инструктором и т.д.
С чего начинать?
Конечно же, любому занятию в воде, предшествуют упражнения на суше. Так, в зале, в первый год обучения, помимо разминки и комплекса упражнений плавательной подготовки, дети выполняют имитационные упражнения «замах-бросок», знакомятся с мячом, учатся производить с ним различные действия: подбрасывания, отбивания от пола, ловля и держание; бросают мяч инструктору, партнёру, в ворота (с вратарём и без него) и в корзину. В соответствии с изучаемым на занятии двигательным навыком, подбираются игры: «Передай мяч», «Мяч водящему», «Играй, мяч не теряй», «Собачка» [Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» 1983] и др. В воде пройденный материал повторяется, а к вышеперечисленным играм добавляются такие как: «Морской бой», «Ручеёк», «Водный баскетбол», эстафеты с мячом и т.д.
Второй год обучения.
Продолжается воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, закрепляются приобретённые навыки владения мячом, а методические приёмы и упражнения ступенчато усложняются по мере их приближения к структуре осваиваемого двигательного действия. Так, в водном поло, практикуются два вида учебно-тренировочных занятий: тематические и комплексные. На тематических занятиях юные спортсмены имеют возможность многократного повторения упражнения, что позволяет быстрее овладеть изучаемым движением. Усложняются задачи и темы занятий, например: «Навесной бросок», «Толчок мяча», «Ведение мяча», «Игра вратаря», «Игра защитника», «Игра нападающего», «Обманные действия» и т.д. Усложняются и игры. В зале это: «Зайчик», «Гонка мячей», «Баскетбол», «Ручной мяч» [Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. 2013]. Каждому ребёнку предоставляется возможность проявить себя в качестве любого игрока (вратарь, защитник, нападающий). Это способствует выявлению способностей детей и склонностей к определённой деятельности. Игры в воде: «Тюлени», «Пятнашки», «Мячик в домике», «Водный баскетбол», «Водное поло» по упрощённым правилам. Комплексные занятия способствуют совершенствованию всех аспектов подготовленности игроков за счёт широкого использования различных тренировочных средств. Такие занятия преобладают в конце второго года обучения, когда дети уже владеют навыками игры и могут их применять. Обычно это матчевые встречи. Тренировочные игры в подготовительной группе проводятся по упрощённым правилам. Цель первых учебных игр в водное поло состоит в том, чтобы создать у начинающего ощущение раскованности, удовлетворить его потребность в движении, вызвать у него понимание необходимости и готовности к изучению основ игры; а также отрабатываются простые тактические приёмы: мяч принял—отдал, отдал—открылся, если мяч у твоей команды—все бегут атаковать ворота соперника, если мяч у соперника—все обороняются, защищают свои ворота. Занятие состоит из трёх частей: 1. Задачи подготовительной части занятия организовать внимание занимающихся. С этой целью проводится построение и перекличка. Повторяются правила безопасного поведения на воде. Затем занимающиеся знакомятся с содержанием занятия и порядком выполнения упражнений. После этого начинается разминка, которая проводится на суше и в воде. В зависимости от характера предстоящей работы в разминке используется обще- или специально-подготовленные упражнения, с помощью которых организм спортсмена всесторонне подготавливается к выполнению заданий основной части занятия. 2. В основной части решаются следующие задачи: повышение уровня общей работоспособности, улучшение плавательной подготовки, становление техники. В зависимости от задачи занятия подбираются соответствующие средства их реализации. К ним относятся специальные упражнения в плавании, разучивание отдельных элементов игры. Подбор упражнений, их сочетание и последовательность выполнений определяется конкретными условиями для работы, а так же уровнем подготовленности игроков. 3.В заключительной части занятия интенсивность нагрузок постепенно снижается за счёт выполнения упражнений невысокой интенсивности, что бы привести организм в спокойное состояние. Пульс становится более редким, дыхание относительно равномерным, мышцы расслабляются. В этой части занятия используются плавание в медленном темпе и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.
В рамках работы по данному направлению, кроме детей, инструктор бассейна взаимодействует с другими участниками образовательных отношений: воспитатели групп, медицинский персонал, семьи воспитанников, специалисты ДОУ. Так же проводятся различные мероприятия в бассейне: открытые занятия, показательные выступления, праздники водных видов спорта, чемпионаты по играм с мячом, эстафеты и т.д. В начале и в конце учебного года осуществляется мониторинг, проводятся контрольные упражнения: 1.Проплывание бассейна вдоль (10 метров) кролем на груди; 2.Проплывание кролем на спине; 3.Проплывание со сменой стилей; 4.Броски мяча на дальность; 5.Броски мяча на точность (по воротам) с трёх метров и с пяти метров.
В результате реализации программы дети имеют представление о спортивных и прикладных способах плавания, обладают широким кругом двигательных навыков; освоены: начальные приемы владения мячом, элементы техники выполнения основного броска, как на суше, так и в воде; получен необходимый минимум теоретических знаний по водному поло и плаванию для использования в игровой деятельности. Юные спортсмены более дисциплинированы; проявляют стойкий интерес к новым и знакомым игровым упражнениям в воде, избирательны при выполнении плавательных упражнений, стремятся к лучшему результату, осознают зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, способны самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру, имеют представления о своем здоровье, знают, как можно поддержать, укрепить и сохранить его, следят за личной гигиеной; умеют практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения на воде.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоров физически и морально, научился уверенно чувствовать себя в воде, плавать и бороться, стал стройным, атлетически сложенным, ловким, сообразительным, умел общаться в коллективе, играть, мыслить и побеждать в игровых и жизненных ситуациях, возможно это то, что нужно вашему ребенку. В любом случае, даже если вы не добьетесь высот в большом спорте, эта игра, несомненно, окажет положительное воздействие на воспитание личностных качеств и физических способностей, сформирует навыки и умения, которые будут востребованы в жизни.
Список литературы
Булгакова Н. Ж., Маринич М. Н., Максимова М. Н. Водные виды спорта –М.: Академия, 2003, -315 с.
Горбунов В. В. Вода дарит здоровье.—М.: Советский спорт, 1990, -32 с.
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для детей 2-7 лет-М.: Мозаика-Синтез, 2013, -14 с.
Кабанов А. С. Мяч на воде. –М.: Физкультура и спорт, 1988. -79 с.
Рыжак М. М. Техника игры ватерполиста –М.: Физкультура и спорт, 1971, 127 с.
Фролов С. Н. Подружись с водой –М.: РУСАЙНС, 2016, -116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной деятельности старших дошкольников на прогулках
организация осознанной двигательной деятельности старших дошкольников на прогулках средствами подвижных игр и упражнений в основных видах движений...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-104150-1352492825.jpg)
Развитие двигательной активности старших дошкольников через игры - соревнования.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников от...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-106246-1361942194.jpg)
Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры
Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278554-1602744755.jpg)
Консультация инструктора по физической культуре для педагогов «Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры»
Консультация инструктора по физической культуре для педагогов«Развитие двигательных качеств старших дошкольниковчерез подвижные игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-760708-1471889502.jpg)
Консультация " Развитие двигательных навыков у дошкольников посредством музыки"
Обучение детей посредством движений, музыкально - ритмической деятельности, начиная со второй младшей группы и до школы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-1425617-1665028554.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»
Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-1439631-1669637529.jpg)
Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....