Развитие двигательной активности старших дошкольников через игры - соревнования.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Митрофанова Галина Андреевна

 

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.
Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников отводится подвижным играм с правилами, которые подразделяются на сюжетные и несюжетные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_17.docx8.01 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_8.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.

Важное место  в  работе по развитию двигательной активности дошкольников отводится подвижным играм  с правилами, которые подразделяются на сюжетные и несюжетные.  Игры - эстафеты пренадлежат к группе несложных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, так - как ориентируют их на достижение определённой цели.

Игры - эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, целей, подчинением личных интересов, интересам всей команды, а так же тем, что от действий каждого игрока, зависит победа всей команды.

Игры - эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

В каждой игре - эстафете одновременно решается ряд задач.

Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развивается физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность быстрота реакции на сигнал и т. д.  Наряду с этим у детей воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированость идр. Происходит комплексное развитие физическиз и морально - волевых качеств детей.

Игры - эстафеты с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться:

- с целью общей и специальной разминки; улучшения эмоционального состояния детей; повторения и закрепления отдельных упражнений или их целевого использования для развития определённых двигательных способностей.

- перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления изученных упражнений, связаных по структуре с новыми двигательными действиями. Подбираются эстафеты, включающие одно - два задания, простые по организации и требующие минимум времени для провидения. С той же целью можно использовать сложные эстафеты вплоть до комбинированных эстафет, с использованием и установкой различного оборудования.

В игрх - эстафетах для дошкольников преобдадают следующие виды движений и их сочетания;

1) Бег с метанием;

2) Бег с подлезанием под различные снаряды и с перелазанием через препятствия;

3) Бег с впрыгиваниемна в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствия

4)бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, ообручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6 ) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;

7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;

8) бег "змейкой", между предметами;

9) ходьба с перешагиванием предметов;

10) передвижением различными способами по полу и спортивным снарядам.

В каждой игре - эстафете, в зависимости от её сложности, может содержаться в определённом сочетании от 2 до  10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям .

Специфика игр - эстафет заключаются в том, что короткие по времени периоды повышеной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остаётся высокой, т. к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры - эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений  и от того где проходят игры - эстафет,  в спортивном зале или на участке детского сада или на полосе припятствий.

В играх - эстафетах  различаются соревнования 3 - х видо:

Индивидуальное или личное первенство ( доступно детям  с 5 лет и проходит  по принципу  " кто лучше" ).

Такое соревнование дает возможность оценить качество выполнения движений каждым ребёнком.

При правильном  приминении данного вида соревнований снижается количество ошибок; сокращается время выполнения движений.

Коллективно или командное первенство прходит по принципу " чья команда выполнит быстрее или лучше?" Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, создаёт общность интересов и радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.

Используется этот вид соревнований на этапе совершенствования двигательных навыков и доступен детям с 6 - 7 лет.

Индивидуально - коллективное первенство проводится по принципу

"победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой

больше победителей".

Такой вид соревнований способствует формированию у детей умение сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков и доступен детям 7 - го года жизни. По количеству включаемых заданий делятся на простые и сложные этафеты.

Простые эстафеты - включают одно или два несложных задания; ведение мяча, переноспредметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия и др.

Сложные эстафеты - включают более двух заданий, задания могут выступать как полосы препятствий. По требованиям к выполнению задания эстафеты делятся на строго регламентированые и призвольные.

Эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые. Линейные - это когда дети делятся на две команды и выстраиваются друг против друга. По сигналу выполняют игровые задания. Круговые - это перемещения по кругу.

Также существуют эстафеты, в которых задания выполняются поочёрёдными передвижениями по 2 - 3 и более человек. Учитывая классификацию подвижных игр и игр- эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. для этого надо знать методику провидения игр - эстафет. Как подбирать игры?

Игры - эстафеты должны обеспечить разносторонние развитие моторики детей, а так же способствовать, формированию умения действовать в коллективе. Необходимо использовать игры - эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной организацией детей.

При отборе игр - эстафет воспитатель руководствуется, прежде всего, уровнем подготовленности детей и степенью овладения тем или инным видом движений.  Главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр - эстафет, соответствие содержания игровых действий и правилвозрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.Необходимо учитывать общий уровень физического и интеллектуального развития детей данной возрастной группы, уровень техники движения, уровень техники движения, уровень двигательных умений;  состояние здоровья каждого ребёнка, индивидуальные особенности : место провидения игры - эстафеты, время года.  При отборе игр - эстафет нужно учитывать  и время в режиме дня, лучше всего рекомендуется проводить игры - эстафеты утром.

При подборе игр - эстафет необходимо учитывать:

1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх - эстафетах.

2. Форму занятия, в которое включена игра - эстафета.

3. Состав команд по количеству участников, по двигательным способностям, по возрасту и полу.

4.Уровень физической подготовленности детей.

5. Условия и место провидения игры - эстафеты: размеры зала или площадки.

6. Состояние участников ; характер их деятельности перед игрой - эстафетой и непосредственно после эстафеты.

При подготовке к провидению требуется подготовить площадку, атрибуты, отметить места для построения команд; продумать награды ( жетоны, медали, грамоты ), музыкальное сопровождение.

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством детей, выбирается капитан команды. При провидении игр - эстафет с детьми дошкольного возраста находятся 2 - педагога - это судьи.

Судьи следят за правилами выполнения, начисляет очки. Объяснение эстафет должно быть кратким, понятным. Игра начинается по условному сигналу ( команда, чтобы развивать у детей точность и быстроту, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком.)

Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции.

Усвоение игры в повидении детей во время игры в значительной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо начать игру, организовано и свонвременно. Задержка снижает эмоциональный настрой детей. Необходимо приучать детей сознательно соблюдать правила игры.

Не следует игру останавливать криком, резкой командой, надо приучать детей останавливаться по условному сигналу, по свистку. Игрой надо руководить так, чтобы сам процес её доставлял детям удовольствие.

Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлеч. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время.

Поэтому не рекомендуется сразу проводить игру - эстафету большой подвижности, т. к. это может вызвать чрезмерное мышечное напряжение.

Надо учитывать, что с повышением эмоциональногосостояния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не расчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Командой, первой окончившей эстафет, считается та, участники которой выполнили  задание  последнейучастник передал эстафету первому и он поднял руки вверх.

При оценке игры - эстафеты воспитатель отмечает её положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игоровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Оценивать результаты выполнения игровых заданий в эстафетах следует справедлив, т. к. дети старшего дошкольного возраста могут объективно оценить быстроту  выполнения упражнений и очень ревностно реагируют на необъективность. Разное количество очков за выполнение заданий можно начислять лишь в случе одновременного окончания действий двумя и более командами. За каждую эстафету команды получают очки. Это могут быть жетоны или значки, которые судья даёт капитанам команды. Также начислять очки за выполнение заданий можно на табло. Подвидение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда - победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично.

Необходимо учить детей переживать неуспех и справлятся с негативными эмоциями. Однако следует отметить что игры - эстафеты должны приносить радостные переживания.  Элементы соревнований побуждают детей к большой активности, к прявлению различных двигательных и волевых качеств ( быстрота, ловкость, выдержка, самостоятельность, настойчивость).

Таким образом, использование игр - эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

Конспект

Спортивного   праздника         для        детей

старших     и   подготовительных      групп

"   МАЛЫЕ     ОИМПИЙСКИЕ      ИГРЫ"

Задачи:  Воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам  и достижениям  спортсменов.  Содействовать познавательному  развитию  ребёнка путём формирования способностей  в выполнении физических упражнений и игр. Способность формированию здорового образа жизни.  Зал  украшен спортивной символикой,   фотографии спортивных  праздников,  детскими рисунками.   Дети входят под спортивную музыку и выстраиваются в две колоны 

Инструктор: Добрый день, дорогие ребята!

Нас вновь собрала сегодня страна  Спортландия - страна сильных и смелых , выносливых и ловких, быстрых и находчивых. Сегодня мы проводим малые Олимпийские игры среди детей старших и подготовительных групп. Сегодня здесь собрались самые быстрые и ловкие дети нашего детского сада. Именно вы будите бороться за звание победителя.

Ребёнок: Флаг России, взвейся,

С ветром вступая в спор,

Всех детей, как песня 

Объединяет спорт!

Инструктор: На флаг ровняйся!  Смирно!  Поднять флаг соревнований. ( Флаг поднимают спортсмены группы). Вольно.

Группа поддержки.( Спортивный танец " Российский флаг")

Инструктор: ( обращается к заведующему д/с ).  Разрешите открыть  Малые  Олимпийские игры среди детей старших и подготовительных групп ( предоставляется слово заведующему д/с.

Выходят дети.  1 - й ребёнок В старину, в античном мире

                                                      Двадцать пять веков назад.

                                                      Города не жили в мире,

                                                     Шел войной на брата брат

             И мудрейшие решили 

             Ссоры вечные страшны

            Можно в смелости и силе

            Состязаться без войны

2 - й ребёнок: Был простой венок зелёный 

                          Из оливковых ветвей

                          Драгоценней чем корона

                          Всех воинственных царей.

                          Потому что не воитель

                          Получал венок такой

                         А достойный победитель

                         И действительно герой.

                3 - й ребёнок:  С древней Греции с Эллады

                                            Взял пример и новый век

                                          Возродил Олимпиады

                                         Современный человек

                                        А для тех, кто в зале,

                                        Кто в бассейне первым стал

                                         Олимпийские медали

                                         Олимпийский пьедестал

Инструктор:  До сих пор, как и много веков назад в Олимпии горит Священный Олимпийский огонь. Один раз в  4 года от этого огня зажигается факел, как символ открытия очередных Олимпийских игр. Внимание!  Посланник из Олимпии Прометей доставил частицу Священного огня на нашу спортивную Олимпиад. В зал входит Прометей с макетом - факелом в руке.

Прометей: Чтоб нам Олимпийские игры

                   С достоинством встретить сегодня

                 Лучших из лучших позвали

                 Померяться силами в спорте.

               Что вас ожидает теперь

                О дети великой планеты?

                  Успехи в турнира,  а может быть

                 Даже большие победы?

Группа поддержки танец  " Сиртаки"

4 - й ребёнок:  Время мчится будь - то птица

                            И наверно, в добрый час

                            В гордой форме олимпийца 

                          Выйдет кто - нибудь из нас

                         И совсем обычным шагом

                         С Олимпийским чемпионом

                         Мы в одном дворе живём!

Инструктор  представляет жюри, болельщиков

Инструктор: А сейчас разрешите представить команды сегодняшних соревнований( дети заранее разделены на две команды)

Вас приветствует команда " Спортсмены" Наш девиз: " Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом очень дружим".

   Вас приветствует 2 - я команда Закалённые" девиз: "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья"

Инструктор: Прежде чем соревноваться

                         Мы скорей должны размяться

                          Упражнение выполняйте

                        За мной дружно повторяйте

Дети становятся в круг и выполняется музыкально - ритмическая композиция " Вместе весело шагать"  муз. и слова  Шаинского

Ну что ж начинаем соревнования:

1 - я эстафета: " Пролезь в обруч" - 1 -й - ребёнок бежит до обруча одевает на себя обруч через голову и так 3 обруча, добегает до ориентира оббегает его и передаёт эстафету другому.

2 - я эстафета " Комбинированная" - на старте участник зажимает мяч коленями и старается допрыгать до обруча оставить мяч , 3 раза перепрыгнуть как на прыгалках через обруч, взять мяч бросить в корзину и побежать обратно передать эстафету следующему игроку.

3 - я эстафета - " Полоса препятствий - 1 -й участник перепрыгивает на двух ногах через медболы  лежащие на полу, затем пролезает на четвереньках в тунельдобегает до ограничителя и возвращается обратно к своей команде, передаёт эстафету следующему.

Жюри подводит итоги за 3 эстафеты.

Выступает группа поддержки

Инструктор: Продолжаем соревнования: 

4 - я эстафета: " Передай мячи" -  для этой эстафеты потребуется 10 мячей. Корзина с мячами стоит впереди, а пустая в конце. Первый участник берёт мяч с корзины и передаёт следующему участнику и так пока не закончатся мячи в корзине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры

Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры...

Консультация инструктора по физической культуре для педагогов «Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры»

Консультация   инструктора по физической культуре для педагогов«Развитие двигательных качеств старших дошкольниковчерез подвижные игры»...

Развитие двигательной активности детей дошкольников через нетрадиционные формы и методы обучения

laquo;Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым».Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществ...

Буклет для педагогов "Развитие двигательной активности у дошкольников через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОУ"

В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ, как правильно орагнизовать среду в детском саду  для развития у детей двигательной активности....

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....


 

Комментарии