Формирование валеологической культуры ребенка в условиях ДОУ
статья

Татьяна Юрьевна Онофрук

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях ДОУ; Консультация для родителей "Азбука здоровья"; "Как нужно ухаживать за собой" занятие в младшей группе; "Мой позвоночник" занятие для старшего дошкольного возраста (из цикла занятий "Знай своё тело")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.docx50.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности. Здоровье человека - это важнейший фактор социально-экономического развития любой страны.

 Современные исследования (как взрослых, так и детей) показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского садика. Именно это является целью валеологии.

  Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним.

 Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:

  • занятия физкультурой;
  • воспитание у детей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
  • ознакомление с правилами рационального питания;
  • закаливание детей;
  • выработку навыков личной гигиены;
  • профилактика и устранение вредных привычек;
  • своевременное обращение за медицинской помощью.

Валеологическую культура ребенка- это совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

 Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Понятно, что развитие в ребенке валеологических умений и навыков требует наличия соответствующих условий.

 Для детей дошкольного возраста важно использовать наглядные пособия, создавать валеологические уголки («Уголок здоровья»), в которых, например, будут представлены правила ухода за ротовой полостью и зубами, волосами, кожей и руками в виде рисунков. Там же можно использовать схемы, иллюстрирующие устройство организма человека, а также комплекс упражнений.

Ежедневно в детском саду воспитатели проводят физкультурные минутки на свежем воздухе или в спортзале, организовываются прогулки на свежем воздухе и подвижные игры. В группах поддерживается оптимальный температурный режим благодаря частому проветриванию.

 Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго к ней отношения.

Темы занятий: «Мы – семья», «Кто я?», «Я – мальчик», «Я – девочка», «Маленькие и взрослые люди» и другие. Дети знакомятся с частями своего тела, органами чувств, с их значением и уходом за ними. Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Дом», «Дочки-матери»).

 Так же используются разнообразные занятия в виде викторин (например, «Где живет витаминка?», «Что любит наше сердце?»), игр (например, игра «Полезное – вредное», в ходе которой, дети называют вредный или полезный продукт, муляж которого демонстрирует воспитатель).

  Роль родителей в воспитании валеологической культуры дошкольников.

Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Во-первых, на детсадовских собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы по тематике закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?»)

В целом, основы здоровья закладываются с самого раннего возраста. Поэтому воспитателям и родителям необходимо приложить совместные усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно - развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность (валеологические уголки, центры, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.) Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом.

 В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

С целью снижения заболеваемости проводятся: фитоаэроионизация, витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных трав, морской водой, дети получают фиточай в состав которого входят лечебные сборы, в зимние месяцы лук, чеснок, в летние зелёные салаты, проводятся закаливающие процедуры. Большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, точечный массаж. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей. Спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные) помогают раскрыть возможности каждого ребёнка, способствуют возникновению положительных эмоций. К вопросам формирования здорового образа жизни привлекаются родители.

Важно создавать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, формировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведения здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.

Цель:

  • воспитать физически и нравственно здорового человека;
  • побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

Задачи:

  • формирование осознанного ведения здорового образа жизни;
  • развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме (гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание);
  • обеспечение психического и физического саморазвития;
  • формирование у ребёнка положительного отношения к своему физическому "Я";
  • изменение внутренних позицией личности по отношению к людям с ограничением жизнедеятельности.

На первом этапе работы по валеологическому воспитанию стоит задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных, от других людей. Темы занятий: "Кто я", "Как меня зовут", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди маленькие", "Я росту".

Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д.), их назначением и уходу за ними. Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте знакомим детей к понятием «организм», с внутренними органами.

При составлении занятий, можно включать в их состав элементы ОБЖ. Предлагать детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т. д.) в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учить оказывать первую помощь, обсуждать, как нужно вести себя, чтобы этого не произошло.

Важно доступно донести сведения до детского сознания, не искажая основные валеологические понятия.

Приёмы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Дети с удовольствием выполняют игровые упражнения с носиком, с ушами, руками и т. д.

Как известно на здоровье человека большое влияние оказывает умение управлять своим настроением, эмоциями. Чтобы сформировать навыки саморегуляции поведения, можно применять социально-поведенческие тренинги, тренинги эмоций аутотренинги.

Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.

Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Список литературы.

  1. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2001 - 407 с.
  2. Дыхан Л. Б. , Кукушин В. С. , Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. 527 с.
  3. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М. : Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
  4. Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова, Г. В. Павлова и др. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - С. 358-359.

Консультация для родителей

«Азбука здоровья»

У детей слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Наша задача - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается большое количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать чрез нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Показать, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Упражнение №1 «Перекличка животных»

Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети (услышав голос ведущего),должны сказать название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий  старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение №2 «Трубач»

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдох медленно дуют в «трубу». Воспитатель хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

Упражнение №3 «Топор»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - «ух!» - на длительном выдохе.

Упражнение №4 «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: «кар!»

Упражнение №5 «Гуси»

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести «гы».

Упражнение №6 «Летят мячи»

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Упражнение N2 7 «Катание мяча»

Исходное положение стоя, ноги широко расставлены. Взять в обе руки резиновый мяч, поднять вверх вдох опустить на пол и толчком покатить по полу и на выдохе произнести звук «б-а- а-а-х» повтор 7-8 раз.

Внимание! Если вы заметили, что ребенок часто дышит или побледнел - прекратите упражнение, так как, скорее всего это следствие гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, просто проделайте вместе с ребенком следующее: складываем ручки, как при умывании водичкой и окунаем в них личико ребенка, при этом делаем глубокий вдох и выдох. Повторяем 2-3 раза и улыбаемся. Все в порядке!

Гимнастика после сна

Комплекс 1

  1. «Глазки просыпаются». « Глазки нужно открывать, чудо чтоб не прозевать». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - зажмурить глаза; 3-4- широко открыть глаза (6 раз).
  2. «Ротик просыпается». « Ротик должен просыпаться, чтобы шире улыбаться». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 -2- открыть широко рот; 3-4- закрыть рот и улыбнуться (6 раз).
  3. «Ручки просыпаются». «Ручки кверху потянулись, до солнышка дотянулись». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 -2- поднять правую руку вверх; 3-4- отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой (6 раз).
  4. «Ножки просыпаются». « Будем ножки пробуждать, их в дорогу собирать». И.п.- лежа на спине, руки вверху. 1-2 - потянуть на себя правую ногу носком; 3-4- и.п. - то же левой ногой (6 раз).
  5. «Вот мы и проснулись!». « И друг другу улыбнулись! К солнышку мы потянулись!». И.п,- встать около кровати на коврик. 1-4-поднять руки вверх, встать на носочки и подтянуться вверх.

Комплекс 2

  1. «Потягушечки». « Вот почти мы все проснулись и в кроватке потянулись». И.п.- лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2- потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник; 3-4- и.п. (6 раз).
  2. «Проснулись!». « Вот проснулись ручки, вот проснулись ножки и хотят скорей бежать к маме по дорожке». И.п. - лежа на спине, руки понять вверх, за головой, глаза закрыты. 1-4- поочередно тянуть от себя правую левую руку; 5—правую и левую ногу (носком, затем пяткой) (6 раз).
  3. «Клубочек». « Не хотим простывать, хоть и начали дрожать. Мы совсем уже проснулись, к солнышку мы потянулись». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2- свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4- раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что тепло, улыбнуться (6 раз).
  4. «Пальчики». « Пальчики хотят проснуться, чтоб в водичку окунуться». И.п.- сидя в постели, ноги скрестно, растирать ладони до появления тепла.
  1. «Умоемся!» « А теперь лицо умоем, глазки широко раскроем. Вот готовы мы вставать, бегать, прыгать и играть!» И.п. - «умыть» лицо теплыми руками(2 раза).

Комплекс 3

  1. «Глазки просыпаются». « Слегка глазки растираем, а потом сладко зеваем». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4- слегка погладить закрытые глаза; 5-8- сделать расслабляющий звук зевоты (4 раза).
  2. «Головка проснулась». « Мы почти уже проснулись и друг другу улыбнулись». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2- поворот головы на подушке вправо; 3-4- и.п.; 5-6- поворот головы на подушке влево; 7-8- и.п. При повороте головы улыбаться друг другу (6 раз).
  3. «Ручки проснулись». « Потянулись мы немножко. Здравствуй, солнышко в окошке!». И.п,- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - поднять правую руку вверх; 2-3- потянуть правую руку; 4- опустить на постель правую руку. То же левой руки (6 раз).
  4. «Ножки проснулись». « Хотим тоже потянуться и совсем-совсем проснуться». И.п. то же. 1- прямую правую ногу вверх; 2-3- I кутя путь правую ногу; 4- опустить правую ногу на постель. То же левой ногой (6 раз).
  1. «Ножки совсем проснулись». « Ножками мы поболтаем и до трех мы посчитаем». И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. 1-8- поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях (4 раза).

Воспитатель

Мы проснулись, теперь надо умыться!

Умываться мы идем,

Одеваться мы идем.

Очень дружные ребята!

Потом песенку споем.

Ля-ля-ля, Ля-ля-ля! Вот такие мы, друзья!

Массаж карандашами

Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитие речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.

Педагоги знают, как дошкольники любят рисовать. Нужно предложить детям поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы. С помощью граненых карандашей дети массируют пальцы, запястья, кисти рук, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Вот с какой вводной беседы можно начинать игры с карандашами.

Мой маленький друг!

В твоем доме, конечно, живут карандаши.

Посмотри, какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, шестигранные, разноцветные.

Ты рисуешь карандашами замечательные картинки — яркие и веселые.

А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.

Возьми свои карандаши и поиграй с ними!

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
  3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.

Предлагаемые Вам ниже упражнения (с карандашами) можно использовать как динамическую паузу на занятии.

Варианты упражнений:

• «Скольжение»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

Инструкция: «Держи пальцами длинный карандаш»

Рекомендации к проведению данного вида массажа:

«Карандаш держи так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз».

Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу»

«Ладошка»

Прорисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе. Массаж карандашом межпальцевых зон.

Инструкция: «Положи на стол ладонь. Широко  сдвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша».

Проговаривание рифмовки: «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».

«Эстафета»

Передача карандаша поочередно каждому пальчику из правой в левую руку.

Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».

«Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.

Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша ладонями.

Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

 Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».

Данные упражнения способствуют:

  • создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
  • развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений; развивается воображение и фантазия.

В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Овладев всеми упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.

Как нужно ухаживать за собой (занятие в младшей группе)

Цель: Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»;

- Подвести детей к пониманию, что чистота-залог здоровья;

- Побуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков:

мыть руки, лицо, тело, расчёсываться, следить за чистотой одежды.

- Повторить названия принадлежностей ухода за собой.

- Активизировать речь детей.

МАТЕРИАЛ: Кукла Айболит, Карлсон; картинки с изображением мыла, расчёски, мочалки, зубной пасты, щётки, полотенца; предметы гигиены.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Добрый доктор Айболит

К деткам в группу он спешит.

К Соне, Вите и Алине,

Коле, Даше и Марине.

И ко всем другим ребятам…

Рассказать о том, как надо:

Руки мыть и вытирать,

Да здоровье укреплять.

Очень важно, чтоб на свете

Были чистыми все дети!

Воспитатель: Ребята, вот пришёл к нам Айболит. А с ним вместе пришёл Карлсон. Посмотрите на него, что же с ним произошло?

(обращает внимание детей на неопрятный вид Карлсона).

Давайте спросим у него, где он так испачкался.

(Читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»)

Давайте посадим Карлсона на стульчик и все вместе расскажем и покажем, как же нужно ухаживать за собой.

Доктор Айболит принёс с собой свой медицинский чемоданчик.

Он с красным крестом,

Что-то важное в нём!

Давайте посмотрим.

(воспитатель поочередно достаёт из чемодана картинки, на которых изображено мыло, расчёска, зубная паста, щётка, мочалка, полотенце, шампунь)

Воспитатель: Скажите, что это за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)

Молодцы! А теперь давайте научим Карлсона умываться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Умываемся» (имитируют процесс умывания)

Водичка, водичка

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Что смеялся роток

И кусался зубок.

- Молодцы! Показали Карлсону, как нужно за собой ухаживать. Сейчас он пойдёт умываться, а Клавдия Ивановна ему поможет (няня уносит Карлсона, приводит его в порядок)

Добрый доктор Айболит

Пачкать руки не велит.

Если всё же твои руки

Целый день, не зная скуки,

Перемазались совсем,

Ты иди, конечно, к крану,

Воду тёплую открой-

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

(Няня приносит чистую куклу, воспитатель обращает внимание детей, какая она стала красивая, предлагает оставить куклу в группе с детьми).

- А сейчас мы все вместе поиграем в игру «УМЫВАЛОЧКА».

Мы помыли наши ручки (трут ладонью о ладонь)

Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка)

А над ручками, как тучки (руки вверх)

Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе)

Ребята! Доктору Айболиту очень понравилось у вас в гостях, но ему пора идти к другим детям.

Ребята, у нас в группе много игрушек. Мы сейчас наденем белые халаты и превратимся в докторов. Пойдём проверять, все ли наши игрушки знают, что чистота-залог здоровья и как это важно (воспитатель и няня помогают детям переодеться, дети под руководством воспитателя, продолжают игру)

Знай своё тело (занятия по валеологической культуре в старшем дошкольном возрасте)

Воспитание здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном возрасте. Цель оздоровительной работы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей целесообразно использование цикла занятий «Знай своё тело» для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из четырёх разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу». Это 8 занятий (по 2 на каждый раздел), их проводят один раз в месяц.

Организация таких занятий предусматривает тесное взаимодействие с воспитателем группы, инструктором по физической культуре, медицинским персоналом.

Основные валеологические знания излагаются на занятии познавательного цикла и включены в расписание как занятия по познавательной деятельности, их проводит воспитатель.  Занятия в физкультурном зале под руководством воспитателя по физической культуре проводятся после того, как дети изучили тему в группе. Вначале в течение 4 – 5 минут проводится итоговая беседа, в ходе которой уточняются основные положения пройденной темы или определяется степень усвоения знаний детьми. Обязательно предусматривается использование наглядного материала по изучаемой теме. Затем знания закрепляются в двигательной деятельности детей, которая планируется так, чтобы сюжетно была связана с вопросами, обсуждаемыми в начале занятия. Специально подбираются комплексы общеразвивающих упражнений, игры, направленные на привлечение внимания ребёнка к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека.

В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, психогимнастика, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика, релаксация. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации к здоровому образу жизни.

«Мой позвоночник»

Цель: дать детям представления о своём теле.

Задачи:

- закрепить знания детей о скелете, гибкости и подвижности позвоночника;

- формировать представление о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку;

- развивать пластичность, гибкость, подвижность позвоночника и суставов, мышечную силу в упражнениях на гимнастической лестнице;

- упражнять в равновесии и группировке при выполнении кувырка, пролезать в туннель, используя позу «волчок»;

- воспитывать у детей осознанное к укреплению своего здоровья.

Предварительная работа: проведение занятий по теме «Знай своё тело. Скелет». Беседа «Мой позвоночник», чтение энциклопедии «Моё тело».

Дети входят в зал и подходят к картине с изображением скелета.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что это? (Это скелет человека)

- Для чего нужен скелет человеку? Из чего состоит скелет? (Из костей)

- Названия каких костей вы знаете? (Дети отвечают)

- Ребята, вы, наверное, уже знаете, что особую роль в организме человека играет позвоночник. Он стержень и опора скелета. Позвоночник помогает нашему телу выполнять различные движения. И о нём нужно всегда заботиться. Почему? (Ответы детей)

- Вот поэтому нужно особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. В этом нам помогут физические упражнения. В нашем спортивном зале есть оборудование, позволяющее следить за своей осанкой. Это ростомер. Давайте подойдём к нему и проверим свою осанку. Сначала пусть это сделают девочки, затем мальчики. Покажем свои ровные спинки друг другу. Спокойно проходим на ковёр, строимся по росту.

Вводная часть

Построение, выравнивание.

Ходьба по залу:

- на носках руки вверх;

- руки на поясе с высоким подниманием бедра;

- руки в «замок» сзади приставным шагом (отвести лопатки назад).

Бег.

Упражнение на дыхание.

Основная часть

 Перестроение в колонну по двое.

Воспитатель. Сейчас мы выполним упражнения, укрепляющие позвоночник. Мы отправимся в волшебный мир превращений, а поможет нам в этом волшебная музыка.

(Звучит музыка. Дети спокойно ложатся на коврики).

- Вот мы оказались в волшебном лесу.

Комплекс упражнений пластик – шоу «Утро в сосновом лесу»

  1. И. п.: лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Это поза сна и покоя. Всё тело, позвоночник, мышцы конечностей расслаблены и спокойны.
  2. И. п.: то же. Вот трава зашевелилась, предчувствуя восход солнца и начало нового дня. Руки скользят по полу вверх – вдох, вниз – выдох (дыхание через нос).
  3. И. п.: то же. Цветы начинают выпрямлять свои стебельки. Руки через верх – за голову и обратно вниз.
  4. И. п.: то же. Повороты головы вправо и влево. Поворачиваются бутоны навстречу восходу солнца.
  5. И. п.: лёжа на спине, упор на логти, голова закидывается назад. Позвоночник прогибаем в грудном отделе, напрягаем и расслабляем. Растения наливаются упругостью.
  6. И. п.: лёжа на спине, сгибание и разгибание ног в коленях. Даже маленькие кузнечики пробуют сгибать и разгибать свои ножки. Ведь скоро им придётся прыгать далеко – далеко.
  7. И. п.: сидя, поворот рук и головы в одну сторону, а согнутых ног в коленях – в другую. Червячки и те разгибают своё гибкое тельце.
  8. И. п.: лёжа на спине, левая рука на животе, а правая - на груди. Диафрагмальное дыхание. На счёт 1-2 – вдох, надули живот; 3-4 – выдох, втянули живот.
  9. И. п.: лёжа на спине, руки вверху, переворот на живот, а затем – назад. Вот и сонный бегемот повернулся на живот, а затем – наоборот.
  10.  И. п.: лёжа на животе, руки согнуты в логтях, прогнуться назад, выпрямляя руки и поворачивая голову вправо и влево. Проснулись любопытные хомячки, выглядывают из своих норок и поворачивают свои любопытные головки вправо и влево.
  11.  И. п.: лёжа на животе,  захватить руками ноги и раскачиваться вперёд – назад, голову высоко не поднимать. Некоторые зверята забрались в речку и раскачиваются в воде, как лодочки.
  12.  И. п.: сидя на коленях, упор на вытянутых руках. Руки скользят вперёд, тело выпрямляется. Кто это спинки свои выпрямляет? Да это же маленькие лисята.
  13.  Ходьба на месте. Ну, а мишки – топтыжки трещат сучьями на весь лес и топчутся на месте.
  14.  И. п.: сед руки в упоре. Это весёлые лягушата разминают лапки, одну сгибают, другую разминают.

Все проснулись. Радуются солнышку (встать на колени руки вверх). Вдыхают утренний воздух. Улыбаются началу нового дня.

Основные виды движений

  1. Выполняются по принципу круговой тренировки. Дети делятся на две подгруппы: мальчики и девочки.

Мальчики выполняют: кувырок – перекат, ползание в позе «волчонка» (с опорой на логти и колени), проползание в туннель с опорой на руки, упражнение на гимнастической лестнице «уголок», ходьба по шариковому массажеру, наклонной доске, шнуру боком приставным шагом с мешочком с песком на голове. (Повтор 2-3 раза)

Девочки выполняют упражнение на гимнастической лестнице «Птичка на ветке» (вис прогнувшись), ходьба по шариковому масажеру, наклонной доске, шнуру боком приставным шагом с мешочком с песком на голове, кувырок – перекат, ползание в позе «волчонка»  (с опрой на логти и колени), проползание в туннель с опорой на руки. (Повтор 2-3 раза)

Контроль и страховку осуществляют инструктор и воспитатель.

  1. Подвижная игра «Не оставайся на полу».
  2. Упражнение на дыхание.
  3.  Малоподвижная игра на внимание «Не ошибись».

Итог занятия

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего мы делали все упражнения? (Дети отвечают)

Правильно, давайте мы будем всегда следить за своей осанкой. И будем заботиться о своём здоровье.

Дети заучивают правило:

Когда хожу, стою, сижу,

Я спинку ровненько держу.

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Формирование валеологической культуры дошкольников"

"Формирование валеологической культуры дошкольников"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности....

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...