Родителям ребенка с СДВГ
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

Обширный перечень рекомендаций и советов в помощь родителям гиперактивного ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1razdatki.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Что надо знать родителям особенного ребенка:

***Необходимо признать тот факт, что ваш ребенок не такой, как все. Он отстает в развитии навыков адаптивности и самоконтроля,  они требуют больше терпения, времени и настойчивости.

*** Вы будете выполнять ту часть мыслительного процесса, которую он в настоящий момент не в состоянии осуществить.

***  Необходимо принятие ребенка таким, какой он есть, отсутствие обвинений в адрес ребенка, понимание его. Причиной неадекватного поведения  ребенка являются     физиологические особенности, а не непослушание и упрямство. Дети ведут себя хорошо, если могут.  Проблема детей с СДВГ не в том, что они не знают как нужно себя вести, а в том, что они не могут вести себя так.

***  Необходимо, чтобы все взрослые, которые взаимодействуют с вашим ребенком, ясно понимали, в чем суть его проблем, нормально друг с другом общались, выработали единую линию воспитания, реагирования на поступки ребенка.

*** Использование традиционных методов поощрения и наказания бессмысленно. Придется отказаться от некоторых требований, которые вы привыкли предъявлять своему ребенку. Контроль должен осуществляться в доброжелательной форме.

*** Умение родителей владеть собственными эмоциями и чувствами. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Гиперактивный ребенок  очень чувствительный и восприимчивый, он быстро присоединится к вашему настроению и его захлестнут эмоции.

*** Для того чтобы помочь ребенку избавиться от агрессивной формы общения, родителям  надо  научить его открыто выражать свой гнев словами, в минуты взрыва дать ему возможность высказать все, что он считает нужным. Стоит научить ребенка таким фразам, как: (я) разочарован, подавлен, сбит с толку, испытываю облегчение, (мне) неприятно, противно, комфортно/дискомфортно, «досада»,  «злость», сочувствие, «подожди минутку», «не хочу сейчас это обсуждать», «не могли бы вы мне помочь», «я чувствую себя не в своей тарелке», «я не думал, что так получится» и «я не знаю, что делать».

*** Общаться со сверстниками гиперактивного ребенка тоже надо учить. Ему надо объяснять как попросить игрушку, как ответить, т.е  по ходу общения с другими детьми ему надо спокойно сообщать, что говорить и что делать.

*** Ребенку крайне  необходимы  тепло и забота родителей, старайтесь почаще  просто сидеть с ребенком, обняв его, пошептаться с ним, поделиться секретами, не забывайте спросить у ребенка: «Как настроение? Как ты себя чувствуешь? Как прошел день в школе, саду?»; периодический тактильный контакт (обнять, погладить по голове, тронуть плечо).

Родителям как никому другому важно научиться жить со своим ребенком и его особенностями, сочувственно понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок, и терпеливо помогать ему в их преодолении.

Правила жизни гиперактивного ребенка:

1. Правило «Установление контакта»  Каждый раз, когда вам нужно поговорить с ребенком и что-то вложить в его голову:   обращаться непосредственно к ребенку, называя его по имени; применять тактильный контакт: поверните его к себе, погладьте; присядьте на корточки или на стул, чтобы смотреть не сверху вниз, а непосредственно в глаза ребнку и быть с ним на одном уровне; важны тон, мимика, жесты – спокойные и мягкие;   исключить отвлекающие факторы и помехи (музыку, телевизор, кричащую бабушку и т.п.), - исключить раздражающие факторы (например папу, с которым накануне поссорились); важны тон, мимика, жесты; отсутствие помех и раздражающих    факторов.

2. Закон «Режим во всем и всегда»   -  режим по часам – определенное время сна, питания, отдыха, занятий, развлечений (если вчера читали сказку 15мин то и сегодня тоже) - гулять в одно и то же время; - вставайте в выходные также как и в рабочие дни;  - есть из определенной  тарелки в определенное время; И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время.     

3. Закон «Вместе» -  делать все вместе с ребенком, помогать ему во всем, не делать за него, а делать вместе с ним. Вместе с ребенком надо убирать постель, мыть посуду, прибираться в комнате, собирать портфель, раскладывать одежду и игрушки, отводить его чистить зубы и т.д.

4. Закон постоянства правил   - правила  всегда должны быть постоянны -  что требовали вчера, то и сегодня (если вчера было нельзя, то и сегодня тоже нельзя); - правила должны быть понятные, конкретные и выполнимые. При этом родители сами должны быть примером для своего ребенка – соблюдать режим, правила безопасности и порядок в доме.

5. Порядок и безопасность    - т.е. соблюдать порядок самим родителям (на кухне,  на столе, в комнате и т.д.), - родители должны быть примером во всем, - уменьшить вероятность травм (чтобы ничего дома не упало, не дернул шнур, не коснулся розетки ).

6. Правило кулика -  хвалить свое, т.е. выискивать то, что хорошо в ребенке и постоянно хвалить за это,  стараться  игнорировать  нежелательные проявления в поведении ребенка.

7. Главное не победа, а участие    - этот принцип очень важен для гиперактивного ребенка. Хвалите за участие и процесс, а не за результат (вымыл тарелку не очень чисто – похвалите за то, что он ее помыл).

8. Правила собираться в поход – все тщательно заранее продумывать и планировать;  длительная предполетная подготовка, главное готовиться:  что с собой взять;   продумайте что можно, а что нельзя; что купить ребенку в магазине;  может быть лучше не ходить туда, где будут еще гиперактивные дети или отказаться от какого-либо мероприятия, если не уверены что хорошо получится.

9. Ветер в паруса  - родители должны быть попутным ветром в парусах ребенка, находить уникальные способности, поддерживать и создавать условия для их реализации; чаще создавать и повторять ситуации успеха вашего ребенка. 

10. Жизнь по шпаргалке  - необходимы  списки, которые будут показывать ребенку, в каком направлении двигаться. Списки можно составлять для любого рода деятельности, например: уборка в комнате (список, что необходимо сделать по пунктам);

•последовательность выполнения домашних за¬даний (составлять список вместе, с учетом мнения ребенка, тем меньше будет его сопротивление при исполнении);

•что обязательно должно быть в портфеле; •правила поведения (например, соблюдать режим, сколько и когда смотреть телевизор, вечером собирать портфель в школу);

•границы (в этом списке должно быть все то, чего делать нельзя, например драться, обзываться).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.

***Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.

***Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

***Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

***Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе и дома, списки-напоминалки о том, что необходимо сделать по пунктам (уборка в комнате, выполнение уроков, что должно быть в портфеле, чего нельзя делать и т.д.).

***Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

***Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:

***Применяйте правило «Установления контакта»

***Отвлечь ребенка от его капризов (восклицательное обращение «Посмотри-ка что там такое !!?» и т.п.).

***Предложить выбор (альтернативные виды деятельности).

***Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка, задать неожиданный конкретный вопрос).

***Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

***Не приказывать, а просить (но не заискивать).

***Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).

***Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

***Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

***Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

***Не настаивать на том, чтобы ребенок  принес извинения.

Необходимый алгоритм общения с ребенком:

1.Правило «Установления контакта». 

2. Сочувствие (и его подтверждение).   Вы показываете ребенку, что относитесь к его заботам и потребностям с пониманием. Сочувствие необходимо проявлять методом активного слушания - сочувственно повторить слова ребенка.

3. Выявление проблемы.  Необходимо проговорить две точки зрения, которые необходимо примирить: вашу и вашего ребенка, в расчет принимаются побуждения обеих сторон. Изложить причины, по которым вы настаиваете на том или ином требовании.

4. Приглашение к разговору.   Совместное обсуждение  различных решений проблемы, выявленной с учетом потребностей обоих участников диалога. «Давай подумаем, как нам решить эту проблему» или «Давай подумаем, как нам с этим  справиться». Приглашение к разговору помогает ребенку понять, что поиск решения проблемы – это процесс, в котором вы участвуете вместе с ним, а не указание, которое вы заставляете его выполнять.  Ни в коем случае не говорите ему, что его идея плохая. Вместо этого просто напомните, что идея должна устраивать вас обоих.

Рекомендации родителям гиперактивных детей.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

 

3. В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать категорических запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя», унизительной критики и резких замечаний, сравнений с другими детьми. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.      

6. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями и т.п.)

 

7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

 

 10. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

 

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

 

12. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.

 

13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

 14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

 15. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

 16. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать  в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)

17. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов.

18. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

19. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

20. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

22. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

23. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, катание на велосипеде. Но не переутомляйте ребенка.

24.  Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «докой».  Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а так же если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Подготовила   материалы:

 педагог-психолог МОУ

Смирнова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Портрет ребенка с СДВГ"

Характеристика ребенка с СДВг, рекомендации для родителей по взаимодействию...

Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ

Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ...

Рекомендации для родителей "Ребенок с СДВГ"

Вместе мы найдем ключ к решению Вашей проблемы.......

«Советы родителям ребенка с СДВГ»

Памятка для родителей «Советы родителям ребенка с СДВГ»Как определить имеет ли  ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти по...