Консультация для педагогов на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста на современном этапе"
консультация
Здоровьесберегающая педагогическая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей, педагогов, родителей). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинскими работниками и наблюдений педагогов в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учёт особенностей возрастного развития дошкольников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. данной возрастной
группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_zdorovesberezhenie.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Росинка» компенсирующего вида
городского округа Щёлково
Консультация для педагогов на тему:
«Здоровьесбережение детей дошкольного возраста на современном этапе»
Составитель:
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
Юдичева Ольга Олеговна
г. Щёлково
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста на современном этапе
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Сложившаяся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно - гигиенические нормы условий жизни ребёнка и проводит нормирование двигательных качеств и навыков. В настоящее время общая проблема развития детей дошкольного возраста искусственно расчленена на две составляющие. Деятельность преподавателей физической культуры, воспитателей-педагогов обычно направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений. Вторая составляющая – нервно-психическая – обычно отделена от первой, от движения, и отдана «на откуп» психологам, неврологам. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. Тот факт, что почти 90% наших детей имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушения осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность статики и движений, - обязывает педагога использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии без предварительной глубокой медицинской и кинезиологической диагностики (кроме детей с выраженными нарушениями развития и органической патологии). Поэтому возникла проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трёх принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья, и в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребёнка. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности ДОО в соответствии с современными требованиями общества.
Здоровьесберегающая педагогическая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей, педагогов, родителей). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинскими работниками и наблюдений педагогов в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учёт особенностей возрастного развития дошкольников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. данной возрастной
группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья ребёнку и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- Проведение профилактической оздоровительной работы;
- Ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- Мотивация детей на здоровый образ жизни;
- Формирование полезных привычек;
- Формирование валеологических навыков;
- Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать цель можно отнести:
- специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы;
- интеграция данных физических упражнений и приёмов здоровьесбережения в другие режимные моменты;
- дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности воспитанников;
- создание эмоционального, положительного настроения и снятие психоэмоционального напряжения.
Главные факторы здоровьесбережения детей в образовательном процессе:
- комфортное пребывание ребёнка в ДОО, которое не вызывает повышенной тревожности;
- личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок;
- применение на практике здоровьесберегающих технологий.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- “Не навреди!”;
- сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- доступности и индивидуальности;
- систематичности и последовательности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Виды здоровьесберегающих технологий используемые в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- сохранения и стимулирования здоровья;
- обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие виды технологий:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия;
- формирование правильной осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика;
- игровой стретчинг;
- подвижные и спортивные игры;
- физкультминутки;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика корригирующая;
- гимнастика ортопедическая.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие;
- проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия);
- коммуникативные игры;
- занятия из серии «Здоровье»;
- точечный самомассаж;
- самомассаж.
Коррекционные технологии:
- арттерапия;
- технология музыкального воздействия;
- двигательная сказкотерапия;
- технология воздействия цветом;
- технология коррекции поведения;
- психогимнастика;
- фонетическая ритмика;
- метод кинезиологической коррекции.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Основные составляющие здоровьесберегающей деятельности в ДОО:
- комплексное использование в работе с детьми современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
- создание здоровьесберегающей среды в ДОО;
- качество лечебно-профилактической работы;
- высокий уровень компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Благодаря внедрению современных здоровьесберегающих технологий в ДОО у детей формируется культура здорового образа жизни. Результатом обучения и воспитания дошкольников станут новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Список использованных источников:
- Безруких М.М. «Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет»; Москва «ВЛАДОС» 2001 г.
- Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» практическое пособие; Воронеж 2007 г.
- Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» ; Волгоград 2014 г.
- Широкова Г.А. «Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»; Ростов – на- Дону,«Феникс» 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...
ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, стане...
Презентация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе».
В презентации представлены материалы, отражающие современное состояние и проблемы речевого здоровья дошкольников, факторы влияющие на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. Предназначена для пе...
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...