Консультация для педагогов на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста на современном этапе"
консультация

Юдичева Ольга Олеговна

Здоровьесберегающая педагогическая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей, педагогов, родителей).                                                                                                                                                                                            В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинскими работниками и наблюдений педагогов в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  •  Учёт особенностей возрастного развития дошкольников и разработка

            образовательной  стратегии, соответствующей  особенностям памяти,

            мышления, работоспособности, активности и т.д. данной возрастной     

            группы.

  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья  и работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_zdorovesberezhenie.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18 «Росинка» компенсирующего вида

 городского округа Щёлково

   

  Консультация для педагогов на тему:

«Здоровьесбережение                                детей дошкольного возраста                         на современном этапе»

                                                                    Составитель:

                                                                    инструктор по физической культуре

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    Юдичева Ольга Олеговна

г. Щёлково

Здоровьесбережение  детей дошкольного возраста на современном этапе

        В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Сложившаяся  система дошкольного образования  учитывает лишь санитарно - гигиенические нормы условий жизни ребёнка и проводит нормирование двигательных качеств и навыков. В настоящее время   общая проблема развития детей дошкольного  возраста искусственно расчленена на две составляющие. Деятельность преподавателей физической культуры, воспитателей-педагогов обычно направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений. Вторая составляющая – нервно-психическая – обычно отделена от первой, от движения, и отдана «на откуп» психологам, неврологам.        Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов.                                                                  

    Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. Тот факт, что почти 90% наших детей имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушения осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность статики и движений, - обязывает педагога использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии  без предварительной глубокой медицинской и кинезиологической диагностики (кроме детей с выраженными нарушениями развития и органической патологии).  Поэтому возникла проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трёх принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья, и в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребёнка. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности ДОО в соответствии с современными требованиями общества. 

Здоровьесберегающая педагогическая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей, педагогов, родителей).                                                    В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинскими работниками и наблюдений педагогов в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  •  Учёт особенностей возрастного развития дошкольников и разработка

            образовательной  стратегии, соответствующей  особенностям памяти,

            мышления, работоспособности, активности и т.д. данной возрастной    

            группы.

  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья  и работоспособности.

       Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья ребёнку и воспитание       валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • Проведение профилактической оздоровительной работы;
  • Ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • Мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • Формирование полезных привычек;
  • Формирование валеологических навыков;
  • Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

       К механизмам  реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать цель можно отнести:

  • специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы;
  • интеграция данных физических упражнений и приёмов здоровьесбережения в другие режимные моменты;
  • дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности воспитанников;
  • создание эмоционального, положительного настроения и снятие психоэмоционального напряжения.

Главные факторы здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

  • комфортное пребывание ребёнка в ДОО, которое не вызывает повышенной тревожности;
  • личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок;
  • применение на практике здоровьесберегающих технологий.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • “Не навреди!”;
  • сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • доступности и индивидуальности;
  • систематичности и последовательности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Виды здоровьесберегающих технологий используемые в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • сохранения и стимулирования здоровья;
  • обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

    Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.    

К ним относятся следующие виды технологий:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

    Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • ритмопластика;
  • игровой стретчинг;
  • подвижные и спортивные игры;
  • физкультминутки;
  • релаксация;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика корригирующая;
  • гимнастика ортопедическая.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • физкультурное занятие;
  • проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия);
  • коммуникативные игры;
  • занятия из серии «Здоровье»;
  • точечный самомассаж;
  • самомассаж.

Коррекционные технологии:

  • арттерапия;
  • технология музыкального воздействия;
  • двигательная сказкотерапия;
  • технология воздействия цветом;
  • технология коррекции поведения;
  • психогимнастика;
  • фонетическая ритмика;
  • метод кинезиологической коррекции.  

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения.                                 Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить  у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Основные составляющие здоровьесберегающей деятельности в ДОО:

  • комплексное использование в работе с детьми современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
  • создание здоровьесберегающей среды в ДОО;
  • качество лечебно-профилактической работы;
  • высокий уровень компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения.

     Благодаря внедрению современных здоровьесберегающих технологий в ДОО у детей формируется культура здорового образа жизни. Результатом обучения и воспитания дошкольников станут новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

     

                                      Список использованных источников:

  1. Безруких М.М. «Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет»;  Москва «ВЛАДОС»  2001 г.
  2. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» практическое пособие; Воронеж 2007 г.
  3. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» ; Волгоград 2014 г.
  4. Широкова Г.А. «Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»; Ростов – на- Дону,«Феникс» 2009 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"

Консультация для воспитателей  " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, стане...

Презентация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе».

В презентации представлены материалы, отражающие современное состояние и проблемы речевого здоровья дошкольников, факторы влияющие на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. Предназначена для пе...

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"

Консультация для воспитателей  " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...