Утренняя гимнастика с логопедом в сентябре. Подготовительные упражнения.
консультация (старшая группа)

Карло Наталья Викторовна

Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной предполагает подготовительный этап в работе логопеда. На подготовительном этапе проходит работа по нормализации мышечного тонуса, развития психомоторных координаций, психических процессов. В этот период я провожу с детьми утреннюю логоритмическую гимнастику, включаю в комплекс и упражнения на восстановление мышечно-суставной чувствительности. Работа по восстановлению нейронных связей организма требует  непрерывности. Для каждого ребёнка это будет свой период времени на овладение движениями, закрепление. Дети с ТНР в силу особенностей дыхания подвержены частым простудным заболеваниям, поэтому пропускают занятия в детском саду. Родители детей с проблемами речи на первом году обучения в логопедической группе ещё не могут в силу отсутствия опыта оценить важность выполнения с детьми тех или иных заданий. Им часто кажется, что  задания в рабочей тетради, задания с картинками важнее двигательных упражнений. Потом их легче выполнить с детьми:сделал один раз - и готово, а разного рода гимнастики нужно выполнять постоянно. В этой консультации я объясняю родителям один из  механизмов овладения ребёнком двигательным навыком и приглашаю их к сотрудничеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_podgotovitelnye_uprazhneniya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Утренняя гимнастика с логопедом в сентябре. Подготовительные упражнения.

Всем с детства хорошо известно изречение: «Движение – это жизнь». Подтверждение мы находим и в школе, изучая биологию, физику. Но особенно хорошо понимают значение этой фразы родители, когда их ребёнок делает первые попытки переворачиваться, ползти, ходить. С этого радостного момента «Малыш пошёл» вся жизнь – непрерывное движение. И вот уже ваш ребёнок умеет подниматься и спускаться по ступенькам, ходит по бордюру, перепрыгивает через препятствия, бьёт по мячу, катается на самокате…

Качество движений ребёнка – показатель не только физического, но и его психического развития. Каждое движение – результат работы многих систем организма: зрения, слуха, осязания, ощущений с мышц, суставов, обработка мозгом всей поступившей информации, корректировка начального плана движения и, наконец, его реализация.

Помимо движения частей тела, хорошо видимых нашим глазам, в организме происходит множество невидимых или малозаметных движений. Это движения глаз при осматривании предмета, это движение лимфы, крови по артериям и венам, это движение пищи в пищеварительной системе, воздуха – в дыхательной…

Каждое движение имеет несколько уровней. С некоторыми из них мы рождаемся, это подарок природы. Другими овладеваем в процессе развития, обучения, социализации. И в то же время успешность овладения уровнями  определяет наши успехи в развитии, обучении, социализации.

Уровень А. Осуществляется без участия психики.  У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения - тонусом мышц. На этот уровень поступают сигналы, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень В. С этого уровня начинается участие психики. Он регулирует движения, совершающиеся в пространстве системы координат собственного тела. Это такие движения как моргание, зевание, потягивание и т.п.   На этом уровне перерабатываются сигналы, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. 

Уровень С. Управляет предметными действиями в пространстве. То есть предполагается наличие ещё какого-то предмета кроме собственного тела. Для этого уровня очень важны дистантные ощущения. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - к их форме, положению, длине, весу и пр.

Уровень D. Это уровень смысловых действий с предметами в пространстве. Он сугубо человеческий.  Он связан с культурными программами использования вещей. Ребёнок начинает обучаться ему на втором году жизни. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета.

Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным смыслом. Управляет всеми символическими действиями. На нем появляется возможность сделать любой объект «заместителем». В этот уровень входят использование любых типов языков и знаковая деятельность. Формируется к концу второго года жизни.

Помимо моторных команд на ход движения влияют дополнительные факторы:

  1. Реактивные силы. Если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус. Это хорошо видно в тех случаях, когда у вас под ногами нетвердая опора. 
  2.  Инерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
  3. Внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причем это сопротивление далеко не всегда предсказуемо.
  4. Исходное состояние мышцы.
  5. Кроме этого, имеется такой аппарат как акцептор результата действия Анохина. Именно этот аппарат дает единственную возможность организму исправить ошибку поведения или довести несовершенные поведенческие акты до совершенных.

Акцептор результатов действия обязателен в компенсаторных процессах, где он направляет весь ход восстановления нарушенных функций, а также в любых процессах саморегуляции.

У ребёнка с проблемами звукопроизношения всегда имеются выраженные в разной степени нарушения осанки, свода стопы (плоскостопие или полая стопа), снижение либо повышение мышечного тонуса плечевого пояса, шеи, нарушения в формировании прикуса, и как следствие – нарушение тонуса мышц, участвующих в артикуляции. У детей влияние систем организма друг на друга велико. Положение нижней челюсти для мозжечка является маркером положения тела в пространстве. Слабость мышц, удерживающих нижнюю челюсть, провоцирует формирование излишних перегибов в грудном или поясничном отделах позвоночника, увеличивается нагрузка на тазобедренный сустав, на голеностоп, отсюда вальгусная стопа, ведь функция определенных моторных центров и мышечных групп меняется таким образом, чтобы восстановить равновесие. В свою очередь,  восстановление одной из функций улучшает работу всей цепи.  

Компенсаторные возможности детского организма велики. Однако, получить устойчивый результат можно только в том случае, если начинать коррекцию с самого начала цепочки, с тех уровней, которые по каким-то причинам пострадали во внутриутробном периоде либо в процессе родовой травмы, либо в раннем детстве во время болезни, либо какой-то вредности (микротравмы, ушибы...).

И здесь опять вспомним изречение «Движение – это жизнь», только теперь наша задача помочь организму научиться двигаться по-новому, правильно выстраивая цепочку движений, подводя его к правильной физиологичной работе всех мышц. Только в этом случае логопед сможет не только поставить звуки, но и ввести в речь, чтобы ребёнок произносил их легко.

Поэтому на первых занятиях очень важна подготовка организма к коррекции проблем. Нужно помочь мозгу ощущать тело: движение пальцев, рук, шеи…  Это необходимо для развития мозжечка, контроля опорно-двигательного аппарата организмом, регуляции тонуса мышц, облегчения существования в пространстве среди других статических и динамических объектов. У детей с нарушениями речи обычно снижен уровень ощущения себя в пространстве бессознательно.  Им нужно всё контролировать мозгом: и своё тело, и свои дела, и обстановку вокруг. Мозг устаёт от контроля, даёт сбои: заболевания, повышения внутричерепного давления, плохой сон, снижение аппетита, капризность, агрессию…

Для формирования нейронных связей подготовительные упражнения нужно делать каждый день или через день. Если перерыв дольше, то придётся начинать всё с начала.

Я надеюсь, что изложенные мною сведения убедили вас в необходимости ежедневного выполнения с вашим ребёнком упражнений, которые постепенно сформируются в комплекс. Если вы успеваете приводить ребёнка в детский сад к 8.10, то он выполняет этот комплекс утром, и поможет, и подскажет, и покажет упражнения. Вам нужно будет организовать ребёнка выполнять их в выходные дни.  Исправляйте неточные движения, хвалите ребёнка за старание, за новые умения. Подготовительные упражнения мы будем выполнять в течение сентября обязательно, а дальше – будем переходить к новым по мере улучшения качества движений и состояния мышечного тонуса.

Если ребёнок приходит в детский сад после нашей гимнастики, то разучивайте и выполняйте с ребёнком упражнения самостоятельно.

Есть ещё вариант – скорректировать свой утренний график и темп деятельности и приводить ребёнка к началу занятий.

Упражнения на восстановление мышечно-суставной чувствительности (проприорецепторы).

Противопоказаний  к выполнению этих упражнений нет. Нужно учитывать особенности организма: если выполняете вечером, то вернитесь в конце комплекса к тому упражнению, которое успокаивает ребёнка. Если упражнения тонизируют, то выполняйте их в первой половине дня, подбирайте дозировку, наблюдая за вашим ребёнком.

  1. Надавливание. Необходимо проминать каждый сустав, каждую клеточку тела, начиная с пальцев рук, плечи, шея, голова, рёбра, спина, ягодицы, ноги, стопы… (По Бернштейну уровень А). Проминать глубоко, неторопливо, можно возвращаться к тем частям тела, которые просят этого.

Если вы «продавливаете» ребёнка, то нужно «прощупать» его всего. Выполняйте спокойно, тогда снимается напряжение. Не сразу, но через несколько сеансов – точно.

Если он делает сам, то говорите вслух: вот рука, кисть, локоть, плечо, голова….

  1. «Трясучки». Трясти кистями рук, затем подключать руки, двигать руками в процессе потряхивания. Расслабляться, чувствовать, как мышцы отрываются от костей, как в  трясущемся автобусе. Трясти одной рукой, другой. Затем подключаем ноги: на полусогнутых ногах трясёмся, ощущая мышцы тела, спины, ягодиц, шеи, лица. Трясём одной ногой отдельно вперёд, назад, в сторону, стопой, затем другой. Затем, подпрыгивая, не отрывая носки от пола, трясёмся, разбрасывая руки в стороны, как бы танцуя. Можно делать невысокие шаги ноги на ширине плеч. Заканчиваем, замедляя темп и снижая амплитуду.

Руки положить на грудь и живот, сделать 10 вдохов – выдохов.

 (взрослые могут не класть руки, а детям – для полноты ощущений). Можно немного покачаться для восстановления сердцебиения, если упражнения закончились.

  1. «Покачивания и прокручивания стоя».  При эпилепсии – нельзя. Стать ровно. Копчик тянется к полу, макушка – к потолку, колени мягкие.

Раскачиваемся плавно, не отрывая стопы. Сначала вправо- влево секунд 15, затем – вперёд – назад, затем круги – по пять в каждую сторону ( это пока даётся тяжело). Затем подключаем кисти, локти, плечи, колени и выполняем свободные вращательные движения, подключаем руки, шею, плечи, бёдра, голова. Всё тело вращается по ощущениям. Даём мозгу возможность почувствовать каждый сустав, каждую часть тела. Замедляем прокручивания и опять переходим в покачивания, тянемся копчиком вниз, макушкой вверх, новые ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура для дошкольников: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения

Физические упражнения-важное мероприятие для развития ребёнка.Предлагаю вашему вниманию обучение выполнению некоторых элементов упражнений.доступных для проведения с детьми в домашних условиях....

Утренняя гимнастика. «У бабушки на даче» Подготовительная группа

«У бабушки на даче»              I.вводная часть.Построение в колонну по одному. Ходьба обычная, ходьбаприставным шагом, по бордю...

Картотека утренней гимнастики на свежем воздухе для подготовительной группы

Утренняя гимнастика на свежем воздухе для подготовительной группы....

"Картотека утренней гимнастики с элементами логоритмики и дыхательных упражнений для детей логопедических групп 5-7 лет"

Уже много лет мы  работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение речи  в большинстве случаев сочетается с нарушениями дыхания и недостатками в двигательной сфере. Поэтом...

Комплексы утренней гимнастики в младшей группе. Сентябрь 2022

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!Именно такими словами начинается каждый день детей младшей группы. Как набраться бодрости на целый день?  Есть выход – утренняя  зарядка!Утре...

Утренняя гимнастика с родителями, с элементами дыхательных упражнений

Именно зарядка, проведенная совместно с родителями, поднимает настроение, создает атмосферу тепла и уюта...

Комплекс утренней гимнастики в средней группе, сентябрь

СентябрьКомплекс утренней гимнастики № 1Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение «Пчелки»  бег по кругу с поднятыми в стороны руками, произн...