Литературный материал для формирования культурно-гигиенических навыков
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_material.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный материал для формирования культурно-гигиенических навыков

Младший дошкольный возраст

Навыки

 личной гигиены

Навыки

культуры еды

Навыки бережного обращения с вещами личного пользования

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

Кран откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза,

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Мыло душистое, белое, мыльное,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –

Мыло тебя наконец бы отмыло.

Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едой,

После сна и перед сном.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Съели мы с тобою кашу
Правда, каша хороша?

Это – ложка, это – чашка. 
В чашке – гречневая кашка. 
Ложка в чашке побывала – 
Кашки гречневой не стало!

Умница Катенька (имя ребенка), 
Ешь кашку сладеньку, 
Вкусную, пушистую, 
Мягкую, душистую.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?ппппп
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,

Раз, два, три, четыре, пять

Будем вещи мы стирать

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

 Натянула рукавички,

Застегнула я пальто,

Ветер дергает косички,

Дует весело в лицо.

Я надел рубашку сам

И ботинки завязал.

Я старался, одевался,

В детский сад не опоздал!

Я уже большой

Я одеться сам могу.

Если теплая погода-

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щётки каждый день

Из костюма все пылинки

   

Всем игрушкам спать пора

Уберем их на места

Утром рано мы проснемся

И игрушкам улыбнемся

Так игрушки наигрались!
Целый день они старались.
Снова в угол аккуратно
Я поставлю их обратно.

Литературный материал для формирования культурно-гигиенических навыков

Средний дошкольный возраст

Навыки

личной гигиены

Навыки

культуры еды

Навыки бережного обращения с вещами личного пользования

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят-

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся!

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Причешу я волосы

Гребешком густым.

И почищу зубы

Порошком зубным.

Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

Правильно держите ложку,

Набирайте понемножку,

На дне твоей мисочке –

Полосатая кисочка.

Чтоб она была видна –

Всё съедай скорей до дна!

Сидят дети за столом,

Едят кашу с молоком.

Каша вкусная у нас,

Няня нам добавки даст!

Ешь по вкусу, пей по силам,

Говори друзьям спасибо.

Всё до капли доедай

И запомни правило –

Посуда любит чистоту,

И это очень правильно.

Правильно держите ложку,

Наблюдайте понемножку.

Скатерть, платье не марайте

Ротик свой вы закрывайте.

По моей тарелочке

Лодочка плывет

Лодочку с едою

Отправляют в рот.

(Ложка)

Дождик капает: кап-кап,

Мокрые дорожки,

Всё равно пойдем гулять,

Ведь у нас сапожки!

Маша варежку надела…

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Шапка да шубка,

Вот и весь мишутка!

Надо вещи прибирать –

Не придется их искать!

Заболела 
Эта книжка: 
Изорвал её 
Мальчишка. 
Я больную 
Пожалею: 
Я возьму её 
И склею

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки)

Неваляшку на подушку 
Я никак не уложу. 
Непослушная игрушка – 
Это точно я скажу. 

Зайку с Мишкой укачаю,
Кукле соску нА ночь дам,
Доброй ночи пожелаю
Всем игрушкам-малышам.
Спите, милые игрушки!
Отдыхать и мне пора!
Завтра будут игры лучше,
Чем сегодня и вчера!
Тихо тикают часы:
"Спите, спите, малыши!" 

Литературный материал для формирования культурно-гигиенических навыков

Старший дошкольный возраст

Навыки

личной гигиены

Навыки

культуры еды

Навыки бережного обращения с вещами личного пользования

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

(Губка)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое?

(Полотенце)

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Где вода, там и жизнь.

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Р
асческа)

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

аккуратно и красиво

все столы сервировать.

Мы салфетницы поставим,

а на самый центр стола –

хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь голова!

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

Если я пуста бываю, 
Про тебя я забываю, 
Но когда несу еду — 
Мимо рта не пройду.
(Ложка)

Если хорошо заточен, 
Всё легко он режет очень — 
Хлеб, картошку, свёклу, мясо, 
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(Плащ)

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
(Пальцы и перчатки)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(Тапочки)

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два — вправо,
Раз-два — влево!
— Он не хочет шнуроваться, —
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два — справа,
Раз-два — слева.
— Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть

Мы порядок наведём-

На окошке пыль протрём,

Стулья ровненько расставим,

Книжки в шкафчик мы поставим.

Соберём свои игрушки,

Выбьем мягкие подушки.

В доме мы быстро мы убрали

И нисколько не устали!

Литературный материал для формирования культурно-гигиенических навыков

Подготовительный дошкольный возраст

Навыки

личной гигиены

Навыки

культуры еды

Навыки бережного обращения с вещами личного пользования

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

Чтобы зубы не болели,

Мы их чистим гребешком,

Чтобы волосы блестели,

Мы их чистим гребешком.

Засучу я рукава,

Возьму в руки мыло,

Чисто вымою лицо,

Стану я красивой.

Зубастая пила

В лес густой пошла

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расческа)

Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет.

(Зеркало)

Озеро белое — 

То полно, то мелеет, 

С неба чистая вода — 

То наполнит озерцо, 

А то исчезнет без следа.

(Ванна)


Мы тарелки всем поставим,

вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

а потом уж разложи.

Он орудует так быстро: 
Аккуратно, тонко, чисто. 
Режет, режет всё подряд: 
Фрукты, овощи, салат. 
На пилу чуть-чуть похож. 
Осторожно, острый...

(Нож)

Длиннохвостая лошадка 
Привезла нам каши сладкой. 
Ждёт лошадка у ворот — 
Открывай пошире рот.

(Ложка)

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

Кто столы потом протрет?

Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем!

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)

Варежки для ног
(Носки)

Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
(Зонт)

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами, 
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал и разработанная методика по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Презентационный материал по формированию культурно- гигиенических навыков у дошкольников "ДРУЗЬЯ МОЙДОДЫРА!"

Презентация "Друзья Мойдодыра!" с включением беседы с детьми от имени героя произведения "Мойдодыр" автора К.И. Чуковского. В презентацию включены иллюстрации с выдержками примеров...

для педагогов "Использование иллюстративного материала в процессе формирования культурно-гигиенических навыков"

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья,способствует правильному поведению в быту, в общественных местах....

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...