для педагогов "Использование иллюстративного материала в процессе формирования культурно-гигиенических навыков"
консультация (младшая группа) по теме

Кириенко Елена Сергеевна

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья,

способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Использование иллюстративного материала

в процессе формирования

культурно-гигиенических навыков"

                                                       

                                                      Подготовила: воспитатель

                                                       Кириенко Елена Сергеевна

      Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.  

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.    

Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. 

Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!». Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности в самообслуживании.

        Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. 

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия   вместе со взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Одно из условий, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Одна из основных задач воспитания детей раннего возраста - это воспитание культурно- гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

 Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей - стремление к самостоятельности.

Как это все донести до непонятливого маленького незнайки?

Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Для малыша лучшим примером всегда являлись сказочные герои, а самым непреложным правилом- детские стихи, потешки.

Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а красочные иллюстрации, стишок или потешку он обязательно запомнит, и с удовольствием будет повторять.

И это обязательно поможет вам и вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса!

Предлагаю вашему вниманию иллюстративный и художественный материал, который я использую для формирования культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством различных методов и приемов

Слайд 2

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений .

Слайд 3

Целеустремленность Организованность Дисциплинированность Выдержка Настойчивость Самостоятельность Развитие воли ребёнка

Слайд 4

Развитие эстетического вкуса

Слайд 5

Этическое развитие ребёнка

Слайд 6

Развитие нравственных чувств

Слайд 7

Единство требований со стороны взрослых

Слайд 8

Во время умывания *** Прохладной водою И мылом душистым Моемся сами Быстро и чисто. *** Тра-та-та, тра-та-та, Где там прячется вода? Выходи, водица, Мы хотим умыться. Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись! Вот оно и не упало, Нам не мыть его сначала!

Слайд 9

Во время умывания С полотенцем я дружу, И его с собой ношу. Если мокрый я, тогда Друг мой выручит всегда.

Слайд 10

Прием пищи Кашу вкусную сварили. По тарелкам разложили. Горячо, бери немножко, Помогает кушать ложка.

Слайд 11

Прием пищи У нас салфетки вот какие, Есть бумажные, льняные. Всем салфетки помогают, Руки, губы вытирают.

Слайд 12

Дневной сон Мы гуляли, мы играли И немножечко устали. Чтобы сил еще набрать, Надо нам чуть-чуть поспать. Ты закроешь глазки, И приснится сказка: Про кота мурлыку, Журавля-курлыку, Лисоньку-хитрулю, Мышку-крохотулю, Зайчика-хвастушку И жужжалку-мушку, Про шмеля-гуделку, Хлопотушку-белку, Про сластену-мишку.

Слайд 13

Одеваемся на прогулку *** В небе солнышко гуляет, С ясным днем нас поздравляет, Собирайтесь, детвора, Уж гулять давно пора. Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять, Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться. Дверцу шкафа открывай, По порядку одевай!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством различных методов и приемов

Слайд 2

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений .

Слайд 3

Целеустремленность Организованность Дисциплинированность Выдержка Настойчивость Самостоятельность Развитие воли ребёнка

Слайд 4

Развитие эстетического вкуса

Слайд 5

Этическое развитие ребёнка

Слайд 6

Развитие нравственных чувств

Слайд 7

Единство требований со стороны взрослых

Слайд 8

Во время умывания *** Прохладной водою И мылом душистым Моемся сами Быстро и чисто. *** Тра-та-та, тра-та-та, Где там прячется вода? Выходи, водица, Мы хотим умыться. Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись! Вот оно и не упало, Нам не мыть его сначала!

Слайд 9

Во время умывания С полотенцем я дружу, И его с собой ношу. Если мокрый я, тогда Друг мой выручит всегда.

Слайд 10

Прием пищи Кашу вкусную сварили. По тарелкам разложили. Горячо, бери немножко, Помогает кушать ложка.

Слайд 11

Прием пищи У нас салфетки вот какие, Есть бумажные, льняные. Всем салфетки помогают, Руки, губы вытирают.

Слайд 12

Дневной сон Мы гуляли, мы играли И немножечко устали. Чтобы сил еще набрать, Надо нам чуть-чуть поспать. Ты закроешь глазки, И приснится сказка: Про кота мурлыку, Журавля-курлыку, Лисоньку-хитрулю, Мышку-крохотулю, Зайчика-хвастушку И жужжалку-мушку, Про шмеля-гуделку, Хлопотушку-белку, Про сластену-мишку.

Слайд 13

Одеваемся на прогулку *** В небе солнышко гуляет, С ясным днем нас поздравляет, Собирайтесь, детвора, Уж гулять давно пора. Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять, Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться. Дверцу шкафа открывай, По порядку одевай!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""

Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Как с помощью малых фольклорных форм  сформировать   культурно-гигиенические навыки у детей?Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведени...

Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»

Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»...

Конспект образовательной деятельности «Кукла Зоя ложится спать» по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игру

Развитию у детей раннего возраста самостоятельности в процессе формирования КГН способствует игра. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный с...