Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»
учебно-методический материал (младшая группа)

Сухова  Оксана  Ивановна


Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:


Педагогический опыт по теме:
 «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»

     Проблема: Отсутствие у детей культурно - гигиенических навыков.

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

3Формировать правила поведения за столом.

4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно - гигиенических навыков.

План педагогического опыта:

1. Изготовление картотеки художественной литературы для формирования КГН : стихи, сказки, загадки, потешки.

     2. Чтение художественной литературы в режимные моменты.

3. Составление картотеки «КГН упражнения» и выполнения упражнений. «Мыльные перчатки», "Делаем прическу", «Носики - курносики» и т. д.

4. Беседы с детьми о правилах культуры гигиены используя дидактический материал.

5. Сюжетно – ролевые игры«День рождения Жучки», «Собираемся на прогулку», «Купание куклы», «День рождения куклы Кати».

     6. Консультации для родителей: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Как ухаживать за молочными зубами у детей», «Как приучать детей к опрятности и аккуратности».

7. Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Этикет для малышей», «Расскажи про детский сад».

8. Рассматривание картинок на темы «посуда», «одежда», «мебель».



Актуальность

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.

Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  1. Личный пример.
  2. Алгоритмы действий.
  3. Использование сюжетных и дидактических игр.
  4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  5. Игровые и проблемные ситуации.
  6. Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

   Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.

   В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании)

   В непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности детей.

   Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.


Например:

● при умывании :      Выходи, водица,

                                    Мы пришли умыться!

                                    Лейся на ладошку
                                   По-нем-нож-ку.

                                    Нет, не понемножку –

                                    Посмелей!

                                    Будем умываться веселей !

● при расчёсывании:  Петушок-петушок,

                                      Расчеши мне гребешок.

                                      Ну, пожалуйста, прошу,

                                      Я кудряшки покажу.

● при кормлении:        Каша вкусная дымится,

                                       Лёша кашу есть садится,

                                       Очень каша хороша, ели кашу не спеша.

                                       Ложка, за ложкой,

                                        Ели понемножку.

● при засыпании:      Вот лежат в кроватке розовые пятки.

                                    Чьи это пятки - мягки, да сладки?

                                     Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

                                    Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

● при одевании:       Даша варежку надела: «Ой,  куда я пальчик дела?»

                                   Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.

  Навык мытья рук:
Приступая к гигиенической процедуре,  проговариваю  с детьми весь процесс:

Завернуть рукава одежды;

Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга;

Смыть мыло под струёй воды;

Стряхнуть воду с кистей;

Снять полотенце;

Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают) ;

  Навык одевания – раздевания:

Все действия стараюсь сопровождать стихами и потешками.

  При формировании навыка  самостоятельно одеваться (заметила, что детям легче научиться снимать одежду, чем надевать) надо:

- посадить ребенка на стульчик;

- сопровождать каждое действие словесно («возьми штанишки, сядь на стул»);

- взять штанишки за резинку;

- поднять и просунуть одну ногу в штанишки затем  вторую в пустую штанину

-держать крепко штанишки за резинку, встать со стула и натянуть их вверх.

Формирование правил поведения:

Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;

Аккуратно убирать одежду.

Во время всего процесса одевания или раздевания побуждаю детей к самостоятельности.

  Навык пользования расчёской:

-Знать свою расчёску и место, где она лежит;

-Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;

- Спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;

-Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре);

-Исключить возможность пользования чужой расчёской.

  Навык  пользования носовым платком:

-Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;

-Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;

-Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д.

-Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью) ;

-Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

-Обращать внимание на чистоту носового платка!

  Навык пользования туалетом:

-Закреплять умение проситься на горшок и пользоваться только своим.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Если ребенок освоил эти навыки, то можно закреплять их в дидактических упражнениях и играх.

Результаты проделанной работы:

- многие дети без напоминания моют руки после туалета, после занятий лепкой и рисованием, после прогулок, сами спешат помыть руки перед едой, ищут и используют мыло;

- многие дети могут самостоятельно одеться и раздеться, во время сборов на прогулку некоторые дети знают очередность одевания;

- после сон часа девочки пытаются сами достать свои расчески и просят их заплести;

- если кто - нибудь испачкается или намочит одежду то они сами пытаются ее переодеть или просят помощи у взрослых;

     - в самостоятельной детской деятельности на первый план вышли игры в докторов и поваров;

- основы правил поведения за столом во время приема пищи в процессе усвоения.

Перспективы на будущие:

Мы ежегодно набираем новый состав детей, поэтому работа по развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания будет всегда актуальным для нас.

Мы будем расширять и углублять работу данного направления за счет обогащения сенсорного опыта детей и использования новых технологий, методов, приемов, таких как:

- проектирование

- моделирование и т. д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы

В консультации даётся информация о том, что относится к культурно - гигиеническим навыкам, а так же формирование культурно - гигиенических навыков в едином союзе семьи и детского сада....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки».

Формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарн...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы(2-3 лет)

Задачи формирования КГН удетей 2-3 лет. Формы работы с родителями....

«Чистюли». Краткосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы

laquo;Чистюли». Краткосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группыКраткосрочный проект «Чистюли», для первой младшей группы.Воспитате...

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы Тема: «Чистые ладошки»

Цель: Учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий....