Артикуляционная гимнастика
картотека

 Копылова Татьяна Васильевна

Артикуляционная гимнастика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx119.13 КБ

Предварительный просмотр:

http://m.xn----7sbabmfeaik7e4a5b.xn--p1ai/tinybrowser/images/photo/2017/iyun/06/_full/_01.jpg

Артикуляционная гимнастика

Динамические упражнения для языка

№1«Побелим потолок» 

 Будем наводить порядок        ( Движение языком вдоль верхнего неба                                                                  

Моляров возьмем бригаду          от корня языка к верхним зубам)

Язычок вверх поднимаем

И побелке помогаем                  

№2«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело        (Движение языком по верхней и нижней губе

На губу варенье село                   «облизывание»)

Нужно ей язык поднять

Чтобы капельку слизать

№3«Жабка»

Тянет губы до ушей

Хоть завязочки пришей

У нее смешнючий вид

Улыбается стоит                (Растягиваем губы в «улыбку»)

№4«Футбол»

Кончилось уже безделье

Будет языку веселье

Мяч в ворота забивать

Будем с ним сейчас играть

Язык на губке притихает

Ф-Ф-Ф-тихонько выдыхает    (Выполняем  толчкообразные прирывистые движения

                                                     выдоха, язык  между губам

№5 «Лошадка»

Будто в цирке выступает

Конь подковами играет

Ты не бойся и смелей

Запрягай его скорей         (Цокаем язычком)

№6 «Фокус»

С вами в цирке побывали

За фокусами наблюдали

Но и сами мы с усами

Фокусы покажем маме

Язык наш нужно показать

Сначала зубкам волю дать      (Пожевали язычок зубами)

Та-та-та-та-та

Заморились уже зубы

Пусть язык покажут губы

Па-па-па-па-па                         (Пожевали язычок губами)

№7 «Булка»

Три паренька по переулку

Играя будто- бы в футбол

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол              (толкаем язычком щеку, ротик закрыт)

Шел мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя

К той булке  руку протянул (вытягиваем язычок вперед)

Потом ,насупившись сердито (дуть на кончик высунутого языка)

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто(губы трубочкой)

При всех ее поцеловал

-Вы кто такой ,-спросили дети

Забыв на время про футбол

-Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел (цоканье +погрозить пальцем)

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой

Артикуляционная моторика языка

 №8«Леденцы»

Пирожные, мороженое, варенье  (облизываем языком верхнюю и нижнюю губу)

Какое же это объеденье                                      

Но лучше всех ,конечно, леденцы

Ведь так удобно брать их на прогулку (выполняется упражнение «орешек»-толкаем языком щеку  изнутри)

Друзей всех разом можно угостить.

Конечно не намажешь их на булку      («маляр»-обводим языком верхнее небо, зубы)

Зато за щеку можно положить («орешек»)

А если он на палочке, то даже облизать («лакание»-движение языка снизу-вверх)

Ах, как же хороши эти леденцы!

№9«Водичка»

Булькает водичка

Нечего бояться

Это наша внучка     (Цокаем языком)

Любит умываться

Чтоб белели зубки  (Проводим языком по зубам)

Чтоб смеялся ротик («улыбка»)

Чтоб алели щечки    (Надуваем щеки)

Не болел животик!

Пальчиковые игры

№10«Уточки»

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно пальцы одной руки опускаются на стол)

Раз, два ,три, четыре, пять

(те же действия с другой рукой)

Уточки идут гулять

(пальцы сложены холмиком, совершают волнообразные движения)

А на встречу им цыплята

(пальцы сложены щепоткой)

Вышли зерен поклевать

(показывают, как клюют зерно на одной ладошке и на другой)

Приглашают на обед

(ладошками зовут утят)

 А утята им в ответ -нет

(движение кистью в стороны)

Мы по речке поплывем

(волнообразные движения кистями рук)

Сладкой ряски мы найдем

№11«Хоровод»

Как у наших у ворот

(локти на столе, одна кисть лежит на друг

Мыши водят хоровод

(на столе руки образуют круг)

И цыплята пляшут

(пальцы растопырены и совершают похлопывающие движения о стол)

Крылышками машут

(пальцы сомкнуты вместе, кроме большого ,и совершают кивающие движения)

А утята пляшут

(руки на столе, опираются на локти, пальцы сложены щепоткой)

Хвостиками машут

(ладошки согнуты, совершают движения вправо-влево)

Прилетели птички -веселые синички

(руки на столе опираются на локти, большой и указательный пальцы сложены вместе, а остальными пальчиками машут)

№12«Воздушный шарик»

Соедините кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик». Пальцы должны быть слегка согнуты.

Круглый и воздушный

Ветерку послушный

№13«Ключик»

Указательный палец левой руки изображает ключик. Его надо вставить в «замочек» (кулак правой руки).Сделайте несколько поворотов «ключа»-заведите «машину»

Ключик в руку мы возьмем

И моторчик заведем:

«Чик-чик-чик»

№14«Моторчик»

Все пальцы, кроме больших, сцепите в замок и вращайте свободными пальцами относительно друг друга

Я моторчик завожу-

И жу-жжу ,жу-жжу,жу-жжу!:

№15«Карандаш»

Во время чтения загадки указательный палец «рисует» на столе

Пишет он,  когда диктуют,

Он и чертит и рисует

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом

№16«Сапожки»

Два пальца -указательный и средний-«шагают» по столу .Остальные пальцы сожмите в кулак.

Если дождик, мы не тужим-

Бойко шлепаем по лужам,

Будет солнышко сиять -нам под вешалкой стоять

№17«Дождик»

Приходил-стучал по крыше,

Уходил -никто не слышал

Расслабьте кисти рук и ударяйте кончиками пальцев по столу, изображая падающие на землю капли дождя. Темп может меняться: сначала идет сильный дождь(быстрые движения),потом дождь слабеет (движения замедляются).

№18«Улитка»

Тук-тук, улитка  (левую руку сожмите в кулак и положите на стол, изображая улитку, правой рукой, так же сжатой в кулак, стучите по левой)

Высуни рога  (из левого кулачка высовываются, слегка шевелясь, указательный и средний-«рога»),

Дам тебе я хлеба (Протяните вперед ладони обеих рук)

И кринку молока   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...