ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Тулинова Людмила Анатольевна

Здоровьесбережение – это система мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это совместная работа медика, психолога и педагогов, направленная на формирование ценностного и осознанного отношения к своему здоровью. Целей здоровьесбережения можно достигнуть с помощью разнообразных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И  В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

 Здоровьесбережение – это система мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это совместная работа медика, психолога и педагогов, направленная на формирование ценностного и осознанного отношения к своему здоровью. Целей здоровьесбережения можно достигнуть с помощью разнообразных технологий.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на: - сохранение и стимулирование здоровья: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, хороводные игры, народные игры. - обучение правильному здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, занятия физической культурой, физкультурные праздники и досуги. - коррекцию состояния детей: массаж и самомассаж, артикуляционный массаж, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, логоритмика. Помня об основных принципах ФГОС дошкольного образования  аспекты обучения подвижным играм и играм с элементами спорта строим с учетом уровня развития и исходных данных, физического состояния каждого ребенка. Все мероприятия по здоровьесбережению в МБДОУ «Детский сад №22 «Улыбка» проводятся совместно и под контролем узких специалистов. Закаливающие процедуры с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) осуществляются под руководством медицинского работника. Особое внимание педагоги нашего образовательного учреждения уделяют подвижным, спортивным играм и игровым упражнениям на свежем воздухе, это структурный компонент каждой прогулки. Поэтому на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи движениям. Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводятся подвижные игры, с чередованием основных движений. Планирование под.

В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе.

 Подвижные игры можно разделить по основным движениям: - игры с бегом – «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышке»; - игры с прыжками – «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку»; - игры с подлезанием и лазаньем – «Наседка и цыплята», «Кролики», «Мыши в кладовой»; - игры с бросанием и ловлей – «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю»; - игры на ориентировку в пространстве – «Угадай, кто и где кричит», «Горячо – холодно», «Найди свое место». Самые любимые спортивные игры наших детей это: Бадминтон – спортивная игра с воланом и ракетками. Для этой игры не нужны специальные условия, можно играть на любой небольшой площадке. Оказалось, у многих детей бадминтон есть дома, и осталось повысить компетентность родителей с помощью консультаций и научиться играть. Взаимодействуя с родителями, мы решаем одну из задач ФГОС ДО, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Игра «Городки» в упрощённом виде доступна для детей старшего дошкольного возраста. Городки – старинная русская народная игра, развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса. Правила игры в городки для дошкольников значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. И здесь дети проявляют своё творчество в придумывании новых фигур. Любимая игра у мальчиков «Футбол». Обучение проводим основным приёмам техники игры: удары по мячу, ведение и приём мяча, приёмы игры вратаря. Одно из увлекательных спортивных упражнений у детей – катание на велосипеде.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как  жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре,  бросание кубика с цифрами и т.п.

При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того,  что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли (например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.).

Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.).  В подвижной игре, как и в большом спорте, иногда результат зависит  не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, везения, погодных условий. Если ребенок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за случайного вмешательства не участвующих в игре детей, лужи, ямки  воспринимается ребенком как трагедия и может нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем  значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее необходимо продумать условия для проведения игры и необходимый спортивный инвентарь. К тому же сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьезной на то причины.

Однако позитивное воздействие всех методов и приемов определяется не только их качественными характеристиками, но и грамотным применением в общей системе образования.

 Список литературы

1. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье!: программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет / Л. Н. Волошина. – М.: АРКТИ, 2004. 2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. – М., 2004

3. Зацепина, М. Б. Воспитание и обучение детей в детском саду / М. Б. Зацепина. – М., 2008.

4. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду / Л. И. Пензулаева. – М., 2015. 5. Теплюк, С. Н. Игры и занятия на прогулке / С. Н. Теплюк. – М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание - как одна из составляющих здоровьесберегающих технологий.

Мы поставили перед собой задачу поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды....

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.     Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...

Презентация "Использование аппаратно-программного комплекса "Экватор" как составляющая здоровьесберегающей технологии в работе педагога-психолога ДОУ"

В презентации  дано краткое описание возможных режимов работы по программе  и целевой аудитории, на которую направлено действие аппаратно-программного комплекса "Экватор"...

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...

«Гимнастика для глаз как составляющая здоровьесберегающей технологии»

laquo;Гимнастика для глаз как составляющая здоровьесберегающей технологии»...

Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».

laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....

Закаливание - как одна из составляющих здоровьесберегающих технологий

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакц...