Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и нарушений осанки. «Быть здоровым - здорово!»
методическая разработка

Белова Людмила Николаевна

В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и этот показатель постоянно увеличивается.

В условиях детского сада необходимо уделять большое внимание работе по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Проект физкультурно-оздоровительной работы

по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

«Быть здоровым - здорово!»

Содержание:

1.  Актуальность.

2.  Цель.

3.  Задачи.

4.  Участники реализации проекта.

5.  Сроки реализации.

6.  Ожидаемый результат.

5.  Средства (технологии).

6.  Содержание  технологий.

7.  Принципы.

8.  Этапы  реализации.

9.  Результативность.  

Актуальность: 

Высокий показатель нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. Только 10 % процентов детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются неуспевающими не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Осанка формируется в процессе роста ребенка. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Плоскостопие так же является нарушением опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Появляется боль в стопе. Любое нарушение в развитии споты отрицательно отражается на осанке ребенка. Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и этот показатель постоянно увеличивается.

Из всего этого очевидно, что в условиях детского сада необходимо уделять большое внимание работе по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у воспитанников.

Задачи:

Здоровьесберегающие:

  • использование физических упражнений и массажа для профилактики плоскостопия;
  • формирование правильной осанки и культурно-гигиенических навыков.

Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх.

Участники реализации проекта:  воспитанники, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по плаванию, родители, воспитатели других групп.  

Сроки реализации: Долгосрочный (с сентября по май).

Ожидаемый результат: 

- снижение высокого показателя по плоскостопию и нарушениям осанки.

-  стабильное эмоциональное  благополучие  детей;

-  повышение уровня двигательной  активности воспитанников;

-  приобретение навыков  в  саморасслаблении;

-  формирование у дошкольников основ валеологического сознания,    потребности заботиться о своем здоровье;

-  повышение  уровня  компетентности  родителей  в  данном  вопросе.

Средства  (технологии):

  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика на свежем воздухе (летом);
  • хождение босиком, солнечные ванны (летом);
  • физкультминутки с использованием упражнений для снятия напряжения и формирования правильной осанки;
  • подвижные игры как часть физической культуры (развлечения), на прогулке, в групповой комнате;
  • контроль за осанкой воспитанников во время ООД, приёма пищи, игр;
  • динамические паузы;
  • технология музыкального воздействия;
  • музыкальные подвижные игры;
  • релаксация (со средней группы);
  • самомассаж стоп;
  • гимнастика после дневного сна;
  • хождение по массажным дорожкам;
  • умывание;
  • плавание;
  • гимнастика перед входом в бассейн;
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевые минутки;
  • игры с элементами психогимнастики;
  • коммуникативные игры (со 2 мл. группы);
  • витаминизация, соки, фрукты;
  • кислородный коктейль;
  • беседы по валеологическому воспитанию детей;
  • консультации для родителей;
  • групповое родительское собрание на тему «Здоровый образ жизни».

Содержание  технологий

Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей.

Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

Осанка — это привычное положение тела человека в покое и при движении. Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека. 

Формирование осанки у человека начинается с первых дней жизни. По мере развития движений у ребенка образуется четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника; шейный и поясничный - выпуклостью вперед - лордоз (если смотреть на позвоночник сбоку), грудной и крестцовый - выпуклостью назад - кифоз. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп. Начинает определяться и закрепляться осанка. Таким образом, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие и детская косолапость.

Плоскостопие – это деформация стопы, в результате которой снижается ее свод.

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.

Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Необходимо учитывать, что она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Музыкальные подвижные игры оказывают благотворное влияние на повышение качества движения. Музыка способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. Движение, сливаясь с музыкой, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается музыкальность, умение через движения передавать характер музыки. Благодаря музыке действия ребенка совершенствуются, он выполняет их свободно, мягко, непринужденно.

Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку — способность усложнять свои движения в определенный промежуток времени в соответствии с метроритмическими изменениями музыкального произведения. А.В.Кенеман писала, что определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Релаксация -  снимает  психоэмоциональное  напряжение  детей,  психическое  и  физическое  утомление.

Самомассаж стоп. Массаж и самомассаж стоп имеет ряд особенностей и преимуществ относительно массажа других частей тела. На стопах есть нервные окончания, воздействуя на которые мы оказываем влияние на все внутренние органы и системы человека. То есть, проведя массаж или самомассаж на небольшой площади, в течение непродолжительного времени, затрачивая на это минимум усилий можно благотворно влиять на весь организм.

Хождение по массажным дорожкам помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. При хождении по массажным коврикам достигается эффект глубокого приятного точечного массажа стоп.

Умывание способствует появлению положительного эмоционального отклика у детей, бодрости; сохранению и укреплению здоровья.

Плавание положительно влияет на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.

Гимнастика перед входом в бассейн – подготовка организма к упражнениям в бассейне.

Пальчиковая гимнастика положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит, слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу,- это развитие точных движений (тонкой моторики).

Речевые минутки направлены на:  профилактику нарушений звукопроизношения; развитие фонематического слуха, формирование основ фонематического восприятия; формирование лексико-грамматического строя речи.

Игры с элементами психогимнастики помогают  развитию  эмоциональной  и  двигательной  сфер, формированию  этических  представлений  у детей. Способствуют  раскрепощению  и  объединению  детей, совершенствованию  творческих  способностей  дошкольников.

Коммуникативные игры объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию межу собой.

Витаминизация - мероприятия, направленные на восполнение потребности организма в витаминах. Осуществляется либо целенаправленным приемом отдельных витаминов или их сочетаний (поливитаминов) в виде специально синтезированных фармакологических препаратов.

Кислородный коктейль обладает тонизирующими свойствами. Используется в терапевтических и профилактических целях как одно из сопутствующих средств оксигенотерапии. Может способствовать устранению синдрома хронической усталости и избавлению от гипоксии, активизации клеточного метаболизма и т. д. Обогащение тканей дополнительным кислородом (оксигенотерапия) способствует нормализации функционирования иммунной системы, клеточного метаболизма, снижению усталости и т.д.

Валеологическое воспитание это составная комплексного процесса воспитания, обучения и развития, которая направлена на достижение воспитанниками телесного и социального здоровья и благополучия.

Принципы  проекта:

-  принцип  научности – проведение  мероприятий, направленных  на           укрепление  эмоционального  здоровья, научно  обоснованными  и  практически апробированными  методами;

-   принцип  активности  и  сознательности – поиск  новых, эффективных  

    методов  и  целенаправленной  деятельности  по  здоровьесбережению  детей;

-   принцип  комплексности  и  интегративности – решение  

    здоровьесберегающих   задач  в  системе   воспитательно-образовательного              

    процесса  и  всех  видов  деятельности;

-   принцип  адресованности  и  преемственности – учет  разноуровневого  и  

    разновозрастного  развития  и  состояния  здоровья;

-   принцип  результативности - обеспечение  положительного  результата

    независимо  от  возрастной  категории  детей  и  уровня  их  физического  и  

    психического  развития;

- принцип систематичности и последовательности - путь от простого к

   сложному, от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап:

- Составление списков детей с нарушением осанки и плоскостопия.

- Сбор, изучение  и  систематизация  инноваций  в  области профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

-  Изучение  методики  (специфики)  организации профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

- Создание условий в группе для  реализации проекта (систематизация материала):

 Составление списков детей с нарушениями осанки и плоскостопия.

● Разработка перспективного плана работы.

● Оформление картотек: пальчиковой гимнастики, физкультминуток, подвижных игр, музыкальных подвижных игр, речевых минуток, игр с элементами  психогимнастики, релаксации, музыкального сопровождения, коммуникативных игр, утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна..

● Приобретение массажных роликов с ручкой, теннисных мячиков для самомассажа стопы ног детьми.

●  Изготовление массажных дорожек.

● Дополнение физкультурного уголка в соответствии с возрастом.

 Подбор наглядно-просветительского материала по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

● Организация работы с семьями воспитанников.

● Изучение опыта воспитателей других групп.

Сроки выполнения: Сентябрь-октябрь

II. Основной этап.

1)Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: 

№ п/п

Технологии

Время проведения

1.

Утренняя гимнастика.

Ежедневно:

- до завтрака

2.

Гимнастика на свежем воздухе

Ежедневно (летом):

- до завтрака 

3.

Хождение босиком, солнечные ванны

Ежедневно (летом):

- на прогулке.

4.

Физкультминутки с использованием упражнений для снятия напряжения и формирования правильной осанки.

Ежедневно:

- во время ООД.

5.

Подвижные игры.

Ежедневно:

- как часть физической культуры (развлечения),

- на  прогулке;

- во  второй  половине  дня после  ООД.

6.

Контроль за осанкой воспитанников.

Ежедневно:

- во время ООД,

- приёма пищи,

- игр.

7.

Динамические паузы.

Ежедневно:

- в перерыве между ООД,

- на прогулке.

8.

Технология музыкального воздействия.

Ежедневно:

- на утренней гимнастике,

- во время подготовки к дневному сну,

- во время релаксации (со средней группы),

2 раза в неделю:

- во время ООД по музыке.

1 раз в месяц:

- на музыкальном развлечении,

- во время театрализованного развлечения.

В повседневной деятельности:

- в разных видах организованной деятельности,

- в дни рождения детей,

- во время музыкальных дидактических и подвижных игр,

- во время театрализованных игр.

9.

Музыкальные подвижные игры.

По плану.

10.

Релаксация.

Ежедневно:

- в первой половине дня после ООД.

11.

Самомассаж стоп.

Ежедневно:

- перед дневным сном.

12.

Гимнастика после дневного сна.

Ежедневно:

- во время постепенного подъема детей.

13.

Хождение по массажным дорожкам.

Ежедневно:

- после дневного сна.

14.

Умывание.

Ежедневно:

- во время режимных моментов.

15.

Плавание.

1 раз в неделю:

- в первой половине дня (после ООД).

16.

Гимнастика перед входом в бассейн.

1 раз в неделю.

17.

Пальчиковая гимнастика.

Ежедневно:

- во время проведения «Речевых минуток»,

- во время ООД.

18.

Речевые минутки.

Ежедневно:

- в первой половине дня, во время подготовки к обеду.

19.

Игры с элементами психогимнастики.

По плану.

С педагогом-психологом.

20.

Коммуникативные игры.

По плану.

С педагогом- психологом.

21.

Витаминизация.

Соки, фрукты.

Ежедневно:

-в осенне-весенний период.

- согласно меню детского сада.

22.

Кислородный коктейль.

1 раз в месяц:

- курс 10 дней.

23.

Беседы по валеологическому воспитанию детей.

По плану.

2)    Организация  взаимодействия  с  узкими  специалистами по профилактике плоскостопия и нарушений осанки  воспитанников.

Инструктор по физической культуре:

  • утренняя гимнастика,
  • НОД по физической культуре,
  • подвижные игры как часть физической культуры (развлечения),
  • технология музыкального воздействия.

Музыкальный руководитель:

  • технология музыкального воздействия,
  • музыкальные подвижные игры,
  • динамические паузы,
  • пальчиковая гимнастика.

Педагог-психолог:

  • физкультминутки,
  • игры с элементами психогимнастики,
  • релаксация (со средней группы),
  • коммуникативные игры (со 2 мл. группы),
  • технология музыкального воздействия.

Учитель-логопед:

  • пальчиковая гимнастика,
  • речевые минутки,
  • динамические паузы.

Инструктор по плаванию:

  • обучение плаванию,
  • гимнастика перед входом в бассейн.

Медицинская сестра:

  • витаминизация, соки, фрукты,
  • кислородный коктейль,
  • подбор наглядно-просветительского материала по профилактике плоскостопия и нарушений осанки,

Родители:

  • информационное просвещение родителей в сфере профилактики плоскостопия и нарушений осанки детей,
  • помощь в изготовлении массажных дорожек,
  • оформление стенда «Расти, малыш, здоровым»,
  • выступление на родительском собрании с семейным опытом по данной теме.

Воспитатели других групп:

  • обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий.

III. Этап  –  заключительный.

-   анализ, обобщение  результатов  проекта;

-   внедрение  опыта  проектной  деятельности  в  работу  педагогического

    коллектива  учреждения.

-   дальнейшая  разработка  и  планирование  работы по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Результативность  проекта:

Используемая литература

1. Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653

2. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125

3. Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321

4. О.В. Хухлаева  Практические  материалы  для  работы  с  детьми  3-9  лет   Психологические  игры, упражнения, сказки – 3-е  изд. – М.: Генезис,  2011. –   176 с.: ил – (Психологическая  работа  с  детьми)

5. Журнал  «Воспитатель  ДОУ», 2008   ООО  «ТЦ  СФЕРА», 2008

6. Алябьева  Е.А.  Занятия  по  психогимнастике  с  дошкольниками: Методическое  пособие. – Изд. 2 - е  перераб., доп. – М.:ТЦ  Сфера, 2008. – 160с.

7. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Пальчиковая гимнастика. Москва, 2002.

8. ru.wikipedia.orgКислородный коктейль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методические технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (профилактика плоскостопия и нарушения осанки).

Организационно-методические технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (профилактика плоскостопия и нарушения  осанки).ВВЕДЕНИЕ.Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает...

Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприят...

Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки: «Поможем ребенку быть здоровым».

В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главны...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки : «Будем здоровы!»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки : «Будем здоровы!»...

Дополнительная программа Физкультурно-оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия и нарушения осанки «Здоровячок» Для детей 5-7 лет

Основными целями данной программы являются - содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и коррекция дефектов о...

Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста «Поможем ребенку быть здоровым».

В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главны...