Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кичина Наталья Анатольевна

консультация для педагогов и родителей по воспитанию здорового образа жизни как в детском саду так и в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей. Повышение педагогического мастерства по разделу «Валеологическое воспитание дошкольников».

Задачи: Создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников. Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья детей. Разработать программу совместной работы детского учреждения (группы) и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Актуальность: В современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям.    Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка. Необходимость поддержания здорового образа жизни ведёт к устойчивости и адаптации организма к внешним и окружающим факторам. К созданию в будущем генетически здоровой семьи.

«Здравствуйте!» Нет дня, чтобы человек не произнёс его. Так на земле начинается день. «Здравствуйте!»

Кажется на первый взгляд простое слово. А какое оно солнечное! И сколько радости и света несёт в себе! В нём всё: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей и пожелание здоровья!

Слово «здравствуйте» - очень старое. Связанно оно со словом «дерево». Когда то давно люди, произнося его, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево (дуб). И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным!

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых значимых. Перед нами взрослыми стоит очень важная задача – воспитать человека 21 века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого.

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

- Как, вы считаете, что такое Валеология? (варианты ответов)

Валеология – это наука о здоровье, о путях его обеспечения, о формировании и сохранении здоровья в конкретных условиях жизнедеятельности.

Главная идея и цель детского сада – совместно с семьёй помочь ребёнку ввырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Быть здоровым естественное желание каждого человека. Но, к сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих детский сад. Этому, конечно есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, прожиточный уровень составляет ниже потребностей человека (хотя бы взять питание) и конечно же низкая валеологическая культура самого человека.

Для успешного решения вопроса, валеологизация педагогического процесса строится таким образом, чтобы создать процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребёнка.

Принципы валеологического воспитания дошкольника

  1. Системный подход – воспитание осуществляется в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоциональную – волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
  2. Деятельностный подход – валеологическая культура осваивается в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач возможно только при объединении усилий специалистов детского сада и родителей.
  3. Принцип «не навреди» - предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления.
  4. Принцип гуманизма – в валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами являются общечеловеческие ценности.
  5. Принцип альтруизма – предусматривает потребность делится освоенными ценностями. «Научился сам – научи друга»
  6. Принцип меры – для здоровья хорошо, то, что в меру.

Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через такие формы работы как: занятия – игры, занятия – беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологичексой направленности органично переплетаются во все режимные моменты и деятельность детей.

На занятиях по валеологии дети знакомятся:

  • С элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть, с теми, какие доступны для изучения и наблюдения.
  • С основой при первой помощи при травмах.
  • С основами безопасного поведения.
  • Приобретают навыки ухода за органами.
  • Приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.
  • Приобретают навыки и умения в помощи ухода за ближними.

Среди методов и приёмов используются: беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно – ролевые игры.

В связи с тем, что дети старшего возраста, способны к элементарному анализу и синтезу, предлагается: экспериментирование, элементарные опыты, длительные и краткосрочные проекты как в кругу семьи, так и сада, широко используется ИКТ.

Система работы по валеологическому воспитанию позволит выработать разумное отношение детей к своему организму, привить КГН, помочь ребёнку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нетрадиционный подход к оздоровительно – профилактической работе с детьми имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физ...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, как фактор формирования здорового образа жизни.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Формирование знаний об органах чувства в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Формирование знаний об органах  чувства  в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста.     Здоровье - это счастье! Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и...

Особенности валеологического воспитания детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям по профилактике заболеваний.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI ...

валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

анализ программ валеологического воспитания...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в игре

1. Термин «Валеология» Термин «валеология» означает «наука о здоровье». Несколько лет назад это слово быстро вошло в моду и широко распространилось на всех ступеньках образовательной системы. Оставив ...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Именно в дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие органов и становление фун...