«Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»
методическая разработка

Крупина Юлия Дмитриевна

материалы работы инновационной площадки ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования».

Слайд 1

   Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом работы на тему «Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»

Слайд 2 (актуальность внедрения инноваций)

     На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения.    

      Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности.  В.В. Путин определил вектор развития образования на ближайшие годы: «Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определен – это инновации».

     В своем выступлении мне бы хотелось рассказать о той работе, которая ведется в нашем дошкольном учреждении в условиях внедрения инновационной программы «Разговор о здоровье, начало»,  об организации  инновационной методической работы с педагогическими кадрами и о том, как это влияет на повышение качества образования в целом.

Слайд 3 (теоретическое обоснование значения инновационной деятельности)

      Одним из показателей качества образования является высокий уровень профессионализма педагогов. Поэтому мне, как начинающему старшему воспитателю пришлось изначально обратиться к первоисточникам информации об организации инновационной деятельности в образовательном учреждении. Я познакомилась с работами таких авторов как К.Ю. Белая, Л.А. Иванова, В.И. Зверева, И.И. Аркин.  В результате изучения теоретических материалов я познакомилась с  некоторыми критериями уровня инноваций и методами их экспертной оценки, с факторами, влияющими на ход инновационной деятельности в образовательном  учреждении. Это помогло мне в организации методической работы с педагогическими кадрами.

 Слайд  4 (актуальность проблемы здоровьесбережения)

    Почему же основным направлением инновационной деятельности мы выбрали здоровьесбережение? Этот выбор был не случайным. Ведь главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. В тоже время, анализируя состояние здоровья наших воспитанников, мы видим, что в детский сад поступают дети уже имеющие какие-либо отклонения в здоровье. В нашем д/с  имеется группа для детей с ограниченными возможностями здоровья,  которую посещают дети с глазной патологией. В ДОУ есть дети – инвалиды, посещающие как коррекционную группу, так и группу общеразвивающей направленности. Все это говорит об актуальности проблемы здоровьесбережения.

   И совершенно закономерно, что в современных образовательных стандартах выделяется такое направление как «Становление ценностей  здорового  образа  жизни,    овладение его элементарными нормами  и  правилами»

Слайд 5

   В тоже время можно констатировать тот факт, что в решении данной проблемы мы сталкиваемся с определенными трудностями.

- Решению задачи становления у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами  (в питании, двигательном режиме, закаливании, при  формировании полезных привычек) не достаточно внимания уделяется как в ДОУ, так и  в семье.

- Отсутствует преемственность в работе между ДОУ, школой и родителями воспитанников в решении данной проблемы.

- Существует определенный дефицит современных программ и методических разработок по воспитанию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.

     Все это стало для нас побудительной причиной для включения в инновационную деятельность.

   В настоящее время МБДОУ «Детский сад № 430»  является инновационной площадкой кафедры здоровьесбережения ГБОУ ДПО НИРО по проблеме «Разработка и апробация модели преемственности дошкольного и начального общего образования в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Ведется работа по апробации инновационной авторской программы «Разговор о здоровье. Начало» (авт. Гладышева О.С., Яковлева М.А.)

Слайд  6 (Цели и задачи методической работы в условиях введения инноваций)

ЦЕЛЬ: Создавать условия для повышения качества образовательного процесса в ДОУ через развитие  профессиональной  компетентности педагогов в процессе участия в инновационной деятельности

      ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать повышению  уровня  педагогической компетенции воспитателей и специалистов ДОУ в области применения здоровьесберегающих программ и технологий через различные интерактивные формы методической работы.
  2. Разработать систему непрерывного образования педагогов в условиях внедрения инноваций на основе индивидуально-дифференцированного подхода к педагогическим кадрам.
  3. Активизировать работу по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов  по проблемам здоровьесбережения путем  самообразования

Слайд 7

  В соответствии с поставленными целями и задачами были определены этапы работы, которые представлены на слайде

Слайд 8 (работа на организационно-диагностическом этапе)

    Основные задачи, которые были определены на первом этапе работы  следующие: 1.Обоснование актуальности проблемы перед педагогическим коллективом ДОУ.

2.Создание необходимой нормативной базы инновационной деятельности.

3.Создание условий, необходимых для организации инновационной деятельности

    Говоря о создании нормативной базы, необходимо отметить, что были приняты следующие распорядительные документы:

- Приказ ГБОУ ДПО НИРО о создании инновационной площадки кафедры здоровьесбережения по проблеме «Разработка и апробация модели преемственности дошкольного и начального общего образования в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»

- Заключен трехсторонний договор о партнёрстве в инновационной деятельности между ДОУ, школой и ГБОУ ДПО НИРО

- Ежегодно издаются  приказы  «Об организации инновационной  деятельности  в ДОУ»  в текущем учебном  году, определяются участники инновационной работы.    

Слайд 9

    На первом этапе также было важно определить готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности.

    Мною были подобраны специальные анкеты с целью оценки готовности педагогов  к участию в введении инноваций. В ходе изучения оценивались такие профессиональные  качества педагогов, как мотивационно-творческая направленность личности педагога, креативность, профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности. Изучались индивидуальные особенности личности педагога, такие, как уверенность в себе, ответственность, работоспособность. Все это позволило нам определить три группы  педагогов: с высоким уровнем  готовности педагога к участию в инновационной деятельности (чел.),  со средним уровнем  и  с низким. (диаграмма)

Слайд 10 (обеспечение индивидуального подхода в работе с кадрами)

    Вся дальнейшая работа с педагогическим коллективом строилась индивидуально, с учетом полученных данных.

     Так педагоги с высоким уровнем  готовности к участию в инновационной деятельности вошли в состав рабочей группы, которая занималась разработкой Программы инновационной деятельности, в разработке системы взаимодействия педагогов ДОУ и школы, на базе их групп были созданы инновационные площадки.

     Кроме того в настоящее время в нашем коллективе уделяется большое  внимание такой форме работы с педагогическими кадрами как наставничество.  К каждому молодому или начинающему педагогу прикреплен наставник, который помогает своему молодому коллеге  овладеть мастерством педагогического труда. В настоящее время у нас сложились 7 пар наставник – и его подопечный.

     Надо отметить еще один важный фактор повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров – это самообразование. В результате осознания нашими педагогами важности заявленной  проблемы, часть из них взяли для самоподготовки разные аспекты  здоровьесбережения в ДОУ, углубленно работают над выбранной темой.

Слайд 11 (организация работы на втором этапе)

  Следующий этап работы мы определили как  теоретико-методический. Основная задача данного этапа заключалась в разработке научно-методических основ здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ.

1. Первым шагом в методической работе стало изучение авторской программы О.С. Гладышевой «Разговор о здоровье: начало». Для этого был организован педчас с воспитателями и специалистами ДОУ по изучению программы «Разговор о здоровье: начало», в ходе которого педагоги познакомились со структурой Программы, ее принципами, основными задачами, с содержанием образовательной работы по каждому модулю Программы.  (сделать гиперссылку на презентацию программы)

2. Важной задачей этого этапа было – сформировать  готовность  педагогов ДОУ к организации здоровьесберегающего образовательного процесса. В решении данной задачи оказали большую помощь такие формы работы с педагогами, как

-  организация курсовой подготовки педагогов:  дистанционные курсы  на кафедре здоровьесбережения НИРО по проблеме «Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях введения ФГОС» (курсы прошли 11 человек)

- организация внутрифирменного  методического обучения педагогических кадров по проблемам здоровьесбережения (конкретные примеры форм работы с педагогами). Использовались самые разные формы работы, например:  

- Консультации с элементами деловой игры по теме: «Основные понятия здоровьесбережения», где были даны  методические рекомендации для педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ

- Очень эффективной в методической работе оказалась такая форма как деловая игра. Например, была проведена игра  «Что? Где? Когда?», целью которой было  ознакомление педагогов с современными  здоровьесберегающими технологиями, которые можно применять в работе с дошкольниками.

- Кроме этого проводились мастер-классы педагогами – специалистами по использованию тех или иных здоровьесберегающих технологий  (гиперссылки на видео)

- С целью повышения педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе использования современных педагогических технологий в образовательном процессе в ДОУ была проведена методическая неделя: "Использование современных здоровьесберегающих педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя". В рамках методической недели воспитатели всех возрастных групп показали мероприятия с детьми с использованием тех  технологий, которые они используют в своей работе. (фото с мероприятий на слайд)

Слайд 12   (3 этап – практический)

Следующий этап – практический. Основная задача данного этапа - реализация модели здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ.

Практическая работа заключалась в следующем:

- Была проведена корректировка основной образовательной программы ДОУ в части формируемой участниками образовательных отношений. Инновационная программа «Разговор о здоровье: начало» была  введена  в содержательный раздел нашей ООП.  

- Далее был скорректирован комплексно-тематический план, введены темы, определенные программой «Разговор о здоровье: начало».

   На данном этапе шла большая работа по апробации инновационной Программы:

 - Была проведена  вводная психолого-педагогическая диагностика  в экспериментальных группах, разработанная авторами инновационной программы «Разговор о здоровье: начало».  В обследовании участвовали не только дети, но и родители воспитанников.

Слайд 13 (на слайде – фото с наших занятий, гиперссылки на разработанные конспекты)

- Проводилась практическая работа по апробации и внедрению модулей авторской программы «Разговор о здоровье: начало».  На данном этапе мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методического комплекта к инновационной программе по каждой возрастной группе. Т.е., тот практический материал, который был рекомендован кафедрой НИРО, был разработан в основном для детей подготовительной группы, а некоторые занятия больше подходили для учеников начальной школы. Мы же должны в результате инновационной деятельности создать методический комплект к Программе, начиная с младшего возраста.   В связи с этим моей основной  задачей, как старшего воспитателя, стало оказание помощи воспитателям в экспериментальных группах в адаптации  или составлении  необходимых  конспектов образовательных ситуаций, дидактических игр, НОД и т.д. для реализации задач каждого модуля программы.

Слайд 14  (на слайде – фото с участием в конференциях в НИРО)

    Результаты педагогической деятельности постоянно отслеживались и анализировались. Использовалась такая форма  как проведение практических семинаров, круглых столов на тему: «Содержательно-технологические основы здоровьесберегающего образования в ДОУ», в том числе с участием наших коллег из школы 62 и наших научных руководителей – М.А. Яковлевой, одним из авторов Программы.

- Были организованы взаимопосещения  занятий в ДОУ и уроков в начальной школе по программе «Здоровье», а также наши педагоги принимали участие в семинаре в Больше-Мурашкинском районе по знакомству с опытом работы коллег, которые также участвуют в этом эксперименте.

- В практической реализации инновационной программы помогает и участие в сетевом электронном ресурсе, созданном на сайте НИРО на кафедре здоровьесбережения в образовании. С помощью данного ресурса происходит обмен опытом внедрения парциальной программы  «Разговор о здоровье: начало» между всеми участниками эксперимента, размещаются авторские разработки сценариев занятий и др.  

Слайд 15

Результатами  работы на  практическом этапе стало следующее:

- Были опробованы диагностические методики изучения терминальных и инструментальных   ценностей ЗОЖ и внесены предложения к изменению некоторых из них (методика Рокича)  в целях их  адаптации к возможностям детей дошкольного возраста. В дальнейшем эти предложения были использованы авторами программы и вошли в раздел «Диагностика терминальных и инструментальных ценностей ЗОЖ» (стр.173)

- Были подготовлены методические материалы  для организации разнообразных форм взаимодействия с детьми старших и подготовительных групп и родителями по содержанию по каждому модулю  авторской программы (конспекты занятий, игры, сценарии итоговых мероприятий)

- Инструктором по физической культуре С.А. Кузнецовой была разработана система оздоровительных досугов в соответствии с тематикой каждого модуля Программы. Опыт работы по использованию оздоровительных праздников и досугов был обобщен в 2017-18 уч. году. По материалам данного опыта была опубликована статья в научном журнале «Практика школьного воспитания» (№ 1 2018 г.)

Слайд 16 (аналитический)

Результаты работы с кадрами

- была разработана система методической работы с кадрами в условиях ведения инновационной деятельности в результате чего:

- повысился уровень профессиональной  компетенции педагогов, не только участников инновационной деятельности, но и всего педагогического коллектива. Об этом можно судить по качеству организованных с детьми занятий.  

  На протяжении 2017-18 учебного года педагогами ДОУ были организован ряд открытых мероприятий для слушателей курсов НИРО по разным модулям инновационной программы. Эти занятия показывают, что педагоги уверенно используют  в работе с детьми по формированию навыков и привычек ЗОЖ такие современные технологии, как метод проектов, квест-технологию, возможности ИКТ-технологий. Самостоятельно находят и включают в занятия и в совместную деятельность вне занятий фрагменты детских обучающих фильмов или познавательных мультфильмов. Самостоятельно готовят нужные по тематике компьютерные презентации и др.

Слайд 17

    О повышении качества образования мы судим не только по тем результатам, которые были достигнуты в повышении профессионального уровня педагогов, но главный наш показатель – это ребенок, выпускник детского сада. По завершении  апробации инновационной программы в конце прошлого учебного года мы смогли сделать следующие выводы:

- по завершении первого модуля программы «Давайте познакомимся» улучшается социально-эмоциональное состояние воспитанников. Наблюдается определенное развитие коммуникативных навыков воспитанников (желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении).

- У детей постепенно меняется система ценностей: устанавливается  отношение  к здоровью как величайшей ценности в жизни (на доступном для дошкольника уровне) становится отправной точкой в формировании  определенного поведения детей.

Слайд  18 (диаграмма)

   На данных диаграммах хорошо видно, как меняется у детей представления о роли факторов, поддерживающих здоровье. На приоритетные позиции выходят такие условия как «спорт», «знания», «природа», «отдых».

- Самое значительное возрастание роли в системе ценностей отмечено для фактора «здоровый образ жизни».

Слайд  19 (перспективы работы)

   Наши ближайшие перспективы – закончить формирование методического комплекта к Программе на каждую возрастную группу в заявленном авторами объеме: 10 занятий на средний возраст, 10-12 – на старший и 12-15 на подготовительную группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

Опыт управленческой деятельности по теме: «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»

Общая направленность представленного управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоен...

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Консультация для педагогов)

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯЕкатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада № 30 «Родничок» г.СерпуховаСовременное дош...

Публикация "Третье заседание опорной площадки «Индивидуализация образовательной деятельности как средство повышения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС».

Публикация из СМИ  подтверждает мой участие в работе городской опорной площадки по индивидуализации оразовательной деятельности в условиях  введени ФГОС....

Заседания опорной площадки «Индивидуализация образовательной деятельности как средство повышения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС»

Публикации из СМИ подтверждают моё участие в работе городской опорной площадки по индивидуализации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС....

ADVICE-ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ "СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ": «Патриотическое направление программы воспитания»

Сетевое сообщество в рамках деятельности Муниципальной инновационной площадки-ДОО №5,51,58 г.Улан-Удэ  организовали advice-туры, в которых приняли участие 692 педагога из 26 ДОО Бурятии. МБДОУ де...