Подвижные игры и спортивные соревнования на прогулке
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сорокина Людмила Николаевна

Игры на свежем воздухе  развивают силу, ловкость, смекалку, координацию движения, быструю реакцию, активизируют логическое мышление, расширяют кругозор.

Каждая игра для ребёнка – это опыт общения со своими сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_i_sportivnye_sorevnovaniya_na_progulke.docx103.74 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры и спортивные соревнования на прогулке

«Северный и Южный ветер»

Выбирается 2 водящих: Северный и Южный ветер. Дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей (дотронуться до них рукой). Замороженные принимают какую – либо позу (по желанию детей). Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и восклицая: «Освобождён!».

«Зеркало»

 Дети стоят по кругу. По считалке выбирается Дед Мороз. Он показывает различные движения по своему усмотрению, а дети за ним повторяют. Постепенно темп ускоряется. Победитель самый внимательный и ловкий.

«Колечко, колечко, выйди на крылечко»

Все дети встают в круг и держат руки за спиной. Водящий ходит за кругом. Незаметно от других детей отдаёт колечко кому – нибудь из детей и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Ребенок, у которого колечко, выбегает на середину круга и говорит: «Я колечко!». Дети после этих слов разбегаются, а колечко их догоняет.  Пойманным детям можно дать несложное задание (присесть несколько раз) и возвратить обратно в игру.

Площадка для игры должна быть ровной и нескользкой.

«Льдинка»

Для этой игры понадобится хорошо утоптанная снежная площадка и льдинка. Иное её название «юла». Все играющие образуют круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящего выбирают по считалке и отправляют его в центр круга, вручив льдинку. Водящий должен так ударить льдинку ногой, чтобы она вылетела за пределы круга. А задача играющих – удерживать льдинку, не давая ей вылететь. Игрок, который умудрился пропустить «юлу» меняется с водящим ролями. Победителями считаются те игроки, которые ни разу не пропустили «юлу». Игру можно разнообразить и сделать интереснее, если игроки будут двигаться боковым шагом по кругу вправо или влево.

Правила игры:

  1. «Юлу» можно задерживать только ногами, а не руками, тот, кто пытается сделать это рукой, тут же становится водящим.
  2. Если «юла» пролетит выше колен игроков, то она не считается вылетевшей. Её уровень – ниже колен игроков.

«Снежки»

Предложить детям поиграть в снежки: «Чей снежок самый меткий». Установив какой – либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10 метров. Разнообразьте игры: «чей снежок улетит дальше?», «Кто бросит снежок выше всех!»

Спортивные соревнования

Эстафета «На санках»

Дети встают парами в 2 команды, на линию старта. По сигналу один ребёнок садится на санки, а второй ведёт его по дистанции, у линии поворота они меняются местами. Выигрывает пара, быстрее закончившая дистанцию. Победители получают снежинку.

Соревнование «Гонки на санках»

Дети распределяются на три, четыре команды. У первых в командах санки. Дети ложатся животом на санки и, отталкиваясь руками от снега, передвигаются вперёд – примерно 4 – 5 метров до флажка. Затем встают и, обегая флажок, возвращаются бегом обратно, ведя санки за верёвочку и передавая их следующему игроку. Выигрывает команда быстрее всех закончившая соревнование.

КОМПЛЕКС ПОДВИЖНЫХ ИГР

Пустое место
(развивает внимание, быстроту, реакции,
ориентировку в пространстве)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-нибудь из играющих и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стараясь быстрее водящего прибежать на свое место.

Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и т. д. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

П р а в и л а:

1. Водящий должен коснуться рук играющего, вызывая его на соревнование в беге.

2. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать.

3. При встрече играющие обязательно выполняют условное задание: тот, кто не выполнит здание, становится водящим.

Зайцы в огороде
(развивает внимание, быстроту реакции,
ориентацию в пространстве)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

По сигналу зайцы начинают прыгать на 2 ногах. Стремясь попасть в огород (малый круг). Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев. Побеждают те, кто ни разу не был пойман, а также лучшие сторожа, сумевшие быстрее поймать установленное число зайцев.

П р а в и л а:

1. Сторож имеет право ловить зайцев, как в огороде, так и в большом круге.

2. Пойманные зайцы находятся в установленном месте и не включаются в игру. Пока не будет выбран новый сторож.

3. Зайцы прыгают на 2 или одной ноге по указанию руководителя.

Пятнашки по-новому
(развивает внимание, быстроту реакции, ловкость,
сообразительность, ориентировку в пространстве)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Все играющие разбегаются по площадке; пятнашка получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадает, становится пятнашкой, но если он промахнется, любой игрок может поднять мяч с земли и начать перебрасываться с другим игроком.

П р а в и л а:

1. Чтобы вновь овладеть мячом, пятнашка должен его отобрать (перехватить) или запятнать игрока в момент, когда он держит мяч.

2. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть – и он уже в безопасности.

3. Пятнашка должен стараться не попасть мячом по голове игрока.


Заяц без норки
(развивает ловкость, быстроту реакции,
ориентацию в пространстве, внимание)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

По сигналу руководителя охотник начинает преследовать зайца, а тот, спасаясь, может укрыться в любой норке. Для этого он вбегает в норку под руками играющих. Находившийся там прежде заяц должен без задержки покинуть свою норку и продолжать убегать от охотника. Если охотник настигнет зайца, они меняются ролями. Заранее все играющие, за исключением 2 водящих, рассчитываются по пяти, и номер 1-й выходит в середину, остальные четверо берутся за руки.

П р а в и л а:

1. Охотник не может забегать в норку и пятнать там зайца. Оба зайца могут находиться в норке одновременно не более 3 секунд. Если это правило нарушено, то заяц, не успевший выбежать, становится охотником.

2. Спасающийся от охотника заяц не хватается руками за игроков, образующих норки.

3. После 5–7 минут игры руководитель дает команду, по которой в круг входят вторые номера.

4. Когда участников много, норки могут состоять из 4–5 человек.


Второй лишний наоборот
(развивает особое внимание, быстроту реакции,
изворотливость)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Начинают игру двое водящих, один из которых убегает, а другой его догоняет. Когда убегающему грозит опасность быть пойманным, он может встать вперед любого игрока, стоящего в круге. Оказавшийся сзади считается лишним. Он становится водящим и начинает преследовать того игрока, который сам был только что в роли догоняющего.

П р а в и л а:

1. Обоим водящим запрещается бегать через круг.

Встречная эстафета с обручами
(развивает быстроту реакции,
координацию движений, внимание)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Участники игры делятся на две команды и строятся в две колонны. Каждая команда в свою очередь, делится пополам. Обе группы выстраиваются одна против другой на расстоянии 10–20 шагов. Перед носками ног первых номеров с каждой стороны площадки проводится черта.

Посередине площадки (на черте) перед каждой командой кладут по одному обручу.

По сигналу руководителя первый номер одной из колонн бежит вперед, добегает до обруча, пролезает сквозь него, оставляет обруч на прежнем месте и продолжает бег.

Достигнув противоположной колонны он становится сзади нее.

Эстафета заканчивается, когда все игроки перебегут на противоположную сторону.

П р а в и л а:

1. Игрок, пролезший через обруч, должен обязательно передать эстафету следующему игроку, ударив его по ладони.

2. Первые игроки из каждой колонные не должны переступать линию, за которой они находятся.

3. Через обруч нужно пролезать начиная с головы, а не с ног.

Эстафета-поезд
(развивает координацию движения,
быстроту реакции, ловкость)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Игра начинается по общему сигналу. Игроки, стоявшие первыми, бегут влево вокруг своей команды, обегают ее и, вернувшись на свое место, берут с собой следующего. Теперь вокруг команд бегут один за другим по два играющих. Таким же образом они присоединяют к себе третьего, затем четвертого игрока. Количество вагонов в каждом поезде увеличивается. Когда машинист с полным составом возвратится на свое место, он поднимает руку.

П р а в и л а:

1. Во время соревнования не сходить с места и прицепляться к поезду по одному.

2. Первый игрок каждый раз должен добегать до черты и только после этого возвращаться назад за остальными игроками.


Наседка и коршун
(развивает координацию движения, сообразительность, ловкость, ориентацию в пространстве, быстроту реакции)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

После сигнала коршун старается схватить цыпленка. для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка поворачивается и старается все время быть к коршуну лицом. Остальные игроки, образующие колонну, зорко следят за коршуном и вслед за наседкой быстро перемещаются на площадке так, чтобы хвост колонны находился от коршуна как можно дальше.

П р а в и л а:

1. Если коршун в течение 3–4 минут не схватит цыпленка, то выбирают нового коршуна и новую наседку.

Парная комическая эстафета
(развивает координацию движений, быстроту реакции,
ловкость, сообразительность, внимание)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Для игры берут две одинаковые кружки, наполняют их водой и ставят перед первыми парами. В 10–15 м перед командами чертят по одному кругу диаметром 1 м. В каждый круг кладут по два коробка спичек. По 1-й команде руководителя «Приготовиться» игроки первой пары берут одну кружку вдвоем. По команде «Марш» они бегут к кругу, стараясь не разлить воду. Достигнув круга, игроки оставляют там кружку, берут из круга коробки и кладут их одну на правое, другую – на левое плечо. Затем соединяют руки крест-накрест и возвращаются, передавая коробки другой паре. Все повторяется. При подсчете очков учитывается количество воды в кружке и сколько раз коробок падал с плеч.

П р а в и л а:

1. Не выбегать раньше времени за черту старта.

2. Если коробок упал, то нужно остановиться, поднять, положить на плечо и бежать дальше.

Кто кого перетянет
(развивает усердие, настойчивость, упорство, ловкость)

П о д г о т о в к а:

С о д е р ж а н и е:

Силы в парах должны быть приблизительно равными.

По сигналу руководителя играющие берутся попарно за руки. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего противника за черту. Переступивший за черту обеими ногами считается пленным и выходит из игры. Команда, взявшая большее число пленных, считается победителем.

П р а в и л а:

1. Игрок, перетянувший своего противника, может помчь своему игроку, обхватив того двумя руками за пояс.

2. Игрок, находящийся только одной ногой на противоположной стороне черты, не является пленником.

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель игры: Упражнять детей в беге, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать взаимовыручку.

Описание игры: Играющие встают парами по кругу, одна пара за другой в 1,5-2 метра. Два водящих находятся в середине (в 3 метрах друг от друга). Играющие держаться под руку, а свободные руки ставят на пояс. Все пары медленно движутся по кругу под пение сем знакомой и любимой песни или под музыку. Один из водящих убегает, другой догоняет его. Убегающий, спасаясь, встаёт рядом с какой-нибудь парой и берёт под руку крайнего в ней. Теперь его ловить нельзя. Игрок, находящийся с другой стороны пары, оказывается «третьим лишним». Он убегает от водящего и может присоединиться к любой паре справа или слева от неё, взяв крайнего под руку. Если догоняющий поймает (коснётся) убегающего, то они меняются ролями.

Вариант игры. Играющие встают по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним». Теперь он убегает от водящего.

Правила.

  1. Убегающий и догоняющий могут бегать как внутри круга, так и снаружи.
  2. Убегающий и догоняющий не должны мешать передвигающимся парам и наоборот.
  3. Прогуливающихся в парах свободные руки должны держать на поясе.

«ВОЛК И КОЗЛЯТА»

Цель игры: Упражнять детей в беге, развивать ловкость, быстроту движений, воспитывать доброжелательные отношения между детьми. 

Описание игры: На площадке размером 15×15 см. обозначается круг, диаметром 8-10 метров, а вокруг него на расстоянии 2 метра чертят круги диаметром 1 метр («домики»). Их должно быть на один меньше, чем число «козлят».

Жребием или считалкой выбирают «волка». Он становится между большим кругом и «домиками». «Козлята» находятся в большом круге. Сосчитав хором до трёх, они выбегают из круга и стремятся занять «домики». Одному из них «домика» не хватает, он убегает между домиками-кружками и большим кругом от «волка». Если  «волку» удаётся это сделать, то они меняются местами, если нет, то водящий остаётся «волком» и игра повторяется.

Правила.

  1. «Волк»  начинает пятнать только после того, как «козлята» займут «домики», а один останется без него.
  2. Если «волк», обежав три раза большой круг, не поймает «козлёнка», то погоня прекращается и он остаётся в роли «волка».

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Цель игры: Учить согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать ловкость, решительность.

Описание игры: С одной стороны площадки обозначают «дом», с другой – «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка», а остальные – «гуси-лебеди». Они находятся в «доме».

«Волк» находится на середине площадки, а «пастух» около  «доме» «гусей-лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди – гулять, пока волка не видать!». Все гуси бегут через поле на пастбище, имитируя взмахи крыльев, а после слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!». Они бегут «домой», а «волк» старается их поймать, добегая до самого «дома».

Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2-3 повторений «волк» и «пастух» назначается новые, из восемнадцати непойманных «гусей». В конце отмечаются  лучшие «гуси», которые были самыми ловкими, ни разу не пойманными. А также лучший «волк» – тот водящий, кто сумел поймать наибольшее число «гусей».

«ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ»

Цель игры: Учить детей имитировать действия, упражнять в беге, развивать смекалку, мышление.

Описание игры: выбирают водящего – «охотника», все остальные – зайцы. «Охотник» находится на одной стороне площадки. Здесь его «дом». «Зайцы» находятся на противоположной стороне, начертив на земле круг – это их «домик». Они договариваются, что будут показывать охотнику, например, как делать зарядку, как едят за столом, как подходят к охотнику. Он спрашивает:

– Где вы были, зайчатки, что делали?

Отвечают все дети хором:

– Где мы были – мы не скажем, а что делали покажем!

И начинают движениями отображать задуманное. «Охотник» старается отгадать, что они показывают, и говорит об этом. Если отгадает, то все кричат: «Да!» – и убегают к себе в дом.  «Охотник» ловит их. А если не угадает, все кричат: «Нет!» – и продолжает изображать задуманное. Кого «охотник» поймает, тот идёт к тому в дом и в следующий раз помогает ему отгадывать, что задумали «зайцы».

Игра повторяется игра 2 раза, потом меняется «охотник».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПОЛЗАНИЕМ И ЛАЗАНИЕМ

Цель игр: Упражнять детей в ползании, совершенствуя этот вид движения, учить переползать препятствия, проползать под ними, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади опоры; развивать навыки ползания, воспитывать смелость.

«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

Описание игры: Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стойками верёвкой на высоте 40 см. Это их «домик». На противоположной стороне площадки сидит большая птица. «Наседка» выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовёт цыплят: «ко – ко – ко». «Цыплята» подлезают под верёвку и бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут и клюют крошки. По сигналу: «Большая птица!», цыплята быстро убегают.

Указание к проведению игры:  Роль «наседки» первое время выполняет воспитатель, а потом по назначению воспитателя кто-нибудь из детей. Когда дети-цыплята возвращаются в «дом», убегая от большой птицы, воспитатель может поднять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.

«В ВОРОТИКИ»

Описание игры: Дети сидят на скамье. На расстоянии 2,5 м от них стоят дуги. Ещё через 2 м. находятся две корзины, в одной из них мячи. Дети по 2-3 человека ползут до дуг, подлезают под них, подползают к мячам, встают, берут мяч двумя руками и кладут его в другую (пустую) корзину.

Детей следует учить подлезать и пролезать разными способами. При этом дети усваивают разные понятия: проползти и пройти.

«ПЕРЕЛЕЗТЬ ЧЕРЕЗ СКАМЬЮ»

Описание игры: Организация детей при выполнении этого упражнения аналогична предыдущему. Ребёнок должен перелезть на четвереньках через скамью, направляясь к игрушке. Выполняется упражнение фронтально. Следить за тем, чтобы дети, приблизившись к препятствию, не вставая, а переползали через него.

«БУДЬ ОСТОРОЖЕН»

Описание игры: Перед детьми поставлена гимнастическая скамья. Воспитатель предлагает детям подойти к концу скамьи, стать на неё на четвереньки (опираясь на колени и ладони) и проползти до конца, придерживаясь за её края. Упражнение можно проводить и по наклонной скамье (доске), причём ползти можно вверх и вниз.

«ОБЕЗЬЯНКИ»

Описание игры: Воспитатель предлагает детям – «обезьянкам» – по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3-4-ю рейку, начиная с первой, – «взобраться на дерево за фруктами». Затем взбираются другие. Когда дети научаться уверенно, взбираться на стенку и спускаться, надо усложнить задание, предложив им перебираться с пролёта на пролёт стенки («с дерева на дерево»). Нужно следить, чтобы дети не пропускали реек, во время спуска детям не следует разрешать виснуть на одних руках без опоры на ноги.

«ПРОЙДИ МИШКОЙ, ПРОПОЛЗИ МЫШКОЙ»

Описание игры: Дети располагаются у одной стены зала. Воспитатель ставит перед ними одну за другой две дуги разного размера. Первая дуга высотой 50 см., а через 2-3 м. от неё вторая дуга (высотой 30-35 см.). Воспитатель предлагает детям пройти под первой дугой на четвереньках, как «мишка», опираясь на ступни и ладони, а под второй дугой проползти, как «мышка» (на коленях и ладонях), затем убежать на своё место.

«ВЛЕЗТЬ НА ГОРОЧКУ»

Описание игры: Дети располагаются на одной сторон зала. Воспитатель устанавливает доску наклонно, укрепив один её конец с зацепом за рейку гимнастической стенки – получается горочка. Ребёнок подходит к концу доски, наклоняется, берётся руками за её края и лезет на четвереньках по наклонной доске до гимнастической стенки. Затем ребёнок выпрямляется, берётся за рейку и спускается вниз по лесенке.

Указания к проведению. Доска устанавливается сначала с небольшим уклоном, затем, по мере овладения детьми движениями, воспитатель поднимает её конец на одну рейку выше. Упражнение требует от детей достаточной ловкости, смелости, поэтому необходимо страховать детей, тем, кто затрудняется, оказывать помощь.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Цель игры: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст, убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание игры: Дети сидят на скамье в одной стороне площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом, показывая как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем воспитатель предлагает детям попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!». Дети убегают от воспитателя, который делает вид, что, ловит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выно...

Спортивные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Спортивные занятия, п/и и физические упражнения на прогулке...

Консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке"

Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья....

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 1 (первая неделя)

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 1 (первая неделя) 1) Подвижная игра «Идем за мишкой&ra...

Консультация для воспитателей Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке

Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья. Подготовка к пров...