Проект «Туризм — средство оздоровления и приобретение навыков безопасности»
учебно-методический материал (старшая группа)

Бочкова Елена Анатольевна

       Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет. Именно в этом возрасте возникает естественный интерес детей расширить свой кругозор за счет расширения пространства, т.е. детям в этом возрасте уже хочется заглянуть дальше, чем дорога в детский сад и обратно, хочется заглянуть в соседний двор, на соседнюю улицу и т.д. Это необходимо использовать для привития безопасных и компетентных навыков и умений существования в природной среде, а также укрепления здоровья по средствам занятий туризмом.

       Программа будет реализовываться в трех направлениях: работа с детьми, достижение основной цели и решения основных задач; работа с родителями, только пример родителей дает в этом возрасте детей максимальный эффект в формировании мировоззрения; мониторинг развития детей.

        Программа подразумевает использование разных форм и методов преподнесения детям материала, это -  рассказы и практические занятия, видео и фото материалы, экскурсии и походы, игры и конкурсы во время занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turizm.docx94.07 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю :_________

                                                                                                                                           Шарафутдинова А.И.

                                                                                                                                 Заведующий МАДОУ

                                                                                                                                Детский сад№12

                                                                                                                                         МР Учалинский район РБ

Проект «Туризм — средство оздоровления и приобретение навыков безопасности»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

2. Авторы проекта: Бочкова Елена Анатольевна воспитатель 1 категории МАДОУ дет. сад № 12 г. Учалы респ. Башкортостан

Савицская Наталья Александровна отличник образования РБ, педагог дополнительного образования, судья 1 категории по спортивному туризму, сотрудник МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК

3. Руководители проекта:

Савицская Наталья Александровна отличник образования РБ, педагог дополнительного образования, судья 1

        категории по спортивному туризму, сотрудник МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК

Бочкова Елена Анатольевна воспитатель 1 категории МАДОУ дет. сад № 12 г. Учалы респ. Башкортостан

4. Кадры: Воспитатели – Бочкова Е. А. Сулейманова Е.Ю.

             Педагог дополнительного образования - Савицкая Н.А.

            Руководитель физического воспитания МАДОУ д/с №12 Васимова  Р.Н.

5. Адрес организации: — г. Учалы ул. Кирова д. 3

6. Телефон: —20608

8. Вид, тип проекта: долгосрочный, исследовательско-творческий.

11. Место проведения: муниципальное административное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Золотой петушок» г. Учалы респ. Башкортостан,  МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК

12. Сроки проведения: с лето 2014года - по лето 2015 года.

13. Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, педагог дополнительного образования станции «Турист» МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК, руководитель физического воспитания МАДОУ д/с №12, родители воспитанников. 

14. Возраст детей: 5-6  лет.

15. Форма проведения: коллективный проект.

 Пояснительная записка

       Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет. Именно в этом возрасте возникает естественный интерес детей расширить свой кругозор за счет расширения пространства, т.е. детям в этом возрасте уже хочется заглянуть дальше, чем дорога в детский сад и обратно, хочется заглянуть в соседний двор, на соседнюю улицу и т.д. Это необходимо использовать для привития безопасных и компетентных навыков и умений существования в природной среде, а также укрепления здоровья по средствам занятий туризмом.

       Программа будет реализовываться в трех направлениях: работа с детьми, достижение основной цели и решения основных задач; работа с родителями, только пример родителей дает в этом возрасте детей максимальный эффект в формировании мировоззрения; мониторинг развития детей.

        Программа подразумевает использование разных форм и методов преподнесения детям материала, это -  рассказы и практические занятия, видео и фото материалы, экскурсии и походы, игры и конкурсы во время занятий.

Обоснование.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Недостаточный уровень развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста, стала необходимость применения подвижной деятельности в развитии и воспитания выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

     Проблема   заключается в том, что недостаточно уделяется внимание физкультурной подготовки в развитии волевых качеств личности старших дошкольников и это как следствие - формируют низкую мотивацию и не желание преодолевать трудности, что сказывается на ухудшении здоровья

Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки,и к  малоподвижному образу жизни, это приводит к снижению в созревании многих систем и функций организма.

      Ещё  одной  из  причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические  факторы, обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы  порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми  - все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Поэтому и был разработан проект «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

Актуальность.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

 Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни средствами организации детского туризма.  Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Задачи:

  • Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей старшей группы.
  • Укрепление здоровья детей, развитие волевых качеств -выносливость
  • Формировать у детей  навыки здорового образа жизни,  заботиться о своём здоровье.
  •  Совершенствовать и обогащать  двигательный опыт детей в природных условиях
  • Научить  приёмам первой доврачебной помощи, в соответствии с возрастом детей.
  • Обучать детей первоначальным туристическим навыкам.
  • Дать представление детей о природе родного края.
  • Воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе

 Тематический план программы  «Туристята». МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК

Таблица 1

п\п

Тема занятия

        Количество часов

 Всего

Теорети-ческие

Практи-ческие

1.

«Мы туристята»

12

1.1.

Кто такие туристы, правила поведения на природе

2

2

1.2.

Туристское снаряжение, укладка рюкзака

5

1

4

1.3.

Личное и групповое снаряжение

3

3

1.4.

Виды туризма

2

2

2.

Собираемся в поход

10

2.1.

Виды костров

3

3

2.2.

Узлы

3

1

2

2.3.

Аптечка, доврачебная помощь

4

1

3

2.4.

Что такое компас и карта

3

1

2

3

Родной край

40

3.1.

Учалинский район, озера, реки, горы

1

3.2.

Животный мир

1

3.3.

Растительный мир

1

3.4.

Походы и экскурсии

40

40

                                    Всего:

62

Принципы

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде , знания об окружающей среде.

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов оздоровления и в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Таблица 2

Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Физкультурон-оздоровительная деятельность

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов с использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Мультимедийное видео

Аудиотека

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

Посещение и ООД на станции «Турист» МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК

Посещение и ООД в городской дет.библиотеке

 

Таблица 3

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")

Мини-центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал:карты - схемы, алгоритмы, модели)

Мини-центр «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад"

Мини-музей "Макет туристической тропы"

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».

музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

 проведение совместного похода в станции «Турист» МАОУ ДОД ООЦДЮТЭиК, 

проведение совместного похода в городскую детскую библиотеку

проведение совместного похода в краеведческий музей

совместная продуктивная деятельность;

совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;

сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу

совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)

Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Летний поход на озеро Аушкуль, на сплав по р. Белой

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

 

Таблица 4

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу.

Диагностика детей на выносливость, уровень физической подготовки детей

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

Тесты на выносливость

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

IV этап

Презентационный

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план   с родителями), анкетирование родителей, опросник детей

3. Составление плана – схемы проекта в сотрудничестве с  педагогом дополнительного образования

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности, занятия с  педагогом дополнительного образования туристического центра, с руководителем физического воспитания

6. Разработка этапа общественной презентации проекта.

Содержание эколого - туристской подготовленности

дошкольника

1. Удивительный мир растений и животных.

Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Рразновидности стеблей «Живые барометры» - помошники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно - климатическими условиями. Растения родного края.

Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:

изучающий следы, животных синоптиков.

2. Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

мозговых центров.

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-

кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!

3. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

4. О карте.

Какие карты бывают. Работа с планом группы, детского сада. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

5. С голубого ручейка начинается река...

Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

6. Туризм и спорт…

Подвтжные игры, здоровый образ жизни.

7. Из похода возвратясь... 

 Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах, фотоподборка, очистке территории от мусора.

 

Таблица 5

Ожидаемые результаты и их оценка

 

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

Приложение 1

1

   Сформированы знания о детском

   туризме.

     - Знакомы с правилами соблюдения

       безопасности в туристическом походе,

       во время разведения костра.  

                      

     - Сформированы такие качества, как

       самостоятельность, организованность,

       отзывчивость, доброжелательность,

       выносливость и ловкость.

    

     - Знакомы с глобусом - макетом земли,

       могут определять полушария, северный  и южный полюс,

 понятия - материки, моря, океаны

        

     - Знают, что туристические походы и

     экскурсии закаливают организм человека,

     он реже болеет, становится сильнее,

     выносливее и более организованным.

    

Диагностическое задание

«На туристической прогулке»

Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

 

 

 

     - Знают представителей растений лесной

     зоны своей местности, о том какие

     растения могут предсказывать погоду.

     - Знают ядовитые растения, которые могут

     принести вред здоровью.

  

     - Знают лекарственные растения, которые

     могут помочь туристам в пути,если

     случится травма.

    - Знают представителей животного

     мира родного края и правила

     безопасносного поведения при

     встрече с животными, умение по

     следам определять животных.

Диагностическое задание

«Растения «Живые барометры»-помощники туристят»

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.

 

 

 

 

Диагностическое задание

«Животный мир родного края»

Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести   при встрече с животными.

     - Знают, как устроена система пищеваре-

       ния, кровообращения, дыхания.

     - Знают об органах восприятия и общения.

     - Знают о профилактике заболеваний при

     травматизме и отравлениях.

     - Знают как можно оказать первую

     медицинскую помощь.

Диагностическое задание

«Помогу себе сам»

Цель. Выявить уровень знаний детей

о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,

следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.

 

2

Сформированы умения необходимые в

туристическом походе.

- Умение распределять туристические

обязанности.

- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.

- Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

- Умение подбирать правильно обувь,

одеваться в соответствии с погодными

условиями.

- Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

- Умение правильно вести себя при

передвижении по городу, деревне, в лесу,

у реки, при подъёмах и спусках на

склонах.

Диагностическое задание

«Собирайся, дружок, в поход»

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.

     Сформированы умения необходимые

     туристам в туристическом походе.

 - Умение ориентироваться     на макете детского сада, плану группы.

 

 - Умение пользоваться компасом, с его

     помощью определять географические

     направления.

   - Умение рисовать маршрут своего пути, в виде ломанной линии

Диагностическое задание

«О карте»

Цель. Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

Самарской области.

 

   - Умение оценивать состояние окружающей  среды и здоровья человека.

   - Умение определять для чего осушают

   болота, возводят плотины, почему

   растительный мир и животный вымирает.

- Умение называть правила поведения в

   природе во время отдыха.

- Умение называть зоны отдыха и туризма в родном крае.

Диагностическое задание

«С голубого ручейка начинается река»

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы

и охраной здоровья человека.

Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

3

Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в

природе на туристической тропе и участие в

мероприятиях экологической

направленности.

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

  

Таблица 6

Календарный план реализации проекта

«Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности»

месяц

Форма организации

Название, задача

Участники, ответственные

Использованная литеоатура

Июнь 2014 г.

Просмотр презентации на видео. Беседа

Лепка сюжетная

Рисование , литературная гостинная -игтегрированное

Беседа

В течении месяца -подвижные игры на выносливость, закаливающие мероприятия

Анкета для родителей

Поход на городской пляж

«Что такое туризм?» Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

«Пластилиновая сказка «путешествие колобка»

«Лес это богатство» Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

надо беречь и

охранять

«Безопасность на воде»

Научить детей при беге дышать через нос, развитие данного волевого качества, повышение иммунитета

«Семейный отдых»

«Лето пришло- радость принесло»

Закаливающее мероприятие, поднять настроение , желание посещать детский сад

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети,

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели

Родители, воспитатель Сулейманова Е.Ю.

Воспитатель Бочкова Е.А. пом. воспитателя Лутфулина Л.Т.

Интернет ресурс

18-с 16

15 – с375

Демонстрационный материал

Приложение методика развития выносливости

Приложение

Фотоотчёт в приложении

Июль 2014г.

Литературная гостиная.

Чтение

Консультация для родителей.   

Поход в лес

Рисование, беседа – интегрированное

Беседа о безопасности на природе, оздоровительный досуг

В течении месяца закаливающие мероприятия, эстафеты

Загадки о ягодах и грибах

Сказка«На лесной

тропинке»Т. Шорыгина

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"Г. Шалаева

«Советы лесной мышки»

Т. Шорыгина Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

«Туризм- советы для начинающих» Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

 «На туристичес-

кой   прогулке летом в лесу» изучение природы в естественных условиях

Я летом на природе», «Природа и человек»

«Встреча с дядюшкой Ау» закреплять навыки правильного и безопасного поведения в лесу

Укрепление здоровья, повышение эмоционального благополучия, развивать умение действовать в коллективе, сообща

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, родители

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети, руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н.,

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети, руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н.,

Приложение

Фотоотчёт в приложении

13-с.262

1-с. 75

Приложение методика развития выносливости

Август 2014 г.

Литературная гостиная.

Чтение

НОД «Вред и польза от солнечных лучей». Беседа, п. игра

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

Рисование, просмотр мультфильма

В течении месяца под. Игры на ловкость и быстроту реакции

Экскурсия в лес

«Наказание за незнание"

М. Фисенко«Ландыш»Е. Серова Познакомить детей с ядовитыми растениями;

учить детей узнавать ядовитые растения.

 «Солнечны зайчики», , «Огонь враг и друг»Повторение правил безопасности в приподе

«Мой край Башкортостан» создание из природного материала и плпстилина  макета леса, закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути.

«Ядовитые грибы, ягоды», «Как грибы  и ягоды воевали»закрепление знаний о ядовитых растениях

Укрепление здоровья, повышение эмоционального благополучия, развивать умение действовать в коллективе, сообща

«В гости к медведю» изучение природы в естественных условиях, проведение для детей игровой, музыкальной программы

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Бочкова Е.А. воспитатель , дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети,

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети,

Бочкова Е, муз. руководители

Демонстационный материал

Фотоотчёт в приложении

Приложение методика развития выносливости

Фотоотчёт в приложении

Сентябрь

Литературная гостиная.

Чтение.

Консультация для родителей.   

Знакомство детей с интструктором по туризму, беседа о видах туризма, показ видеофильма.

Спортивное занятие

В течении месяца - ООД познание

Рисование

Аппликация

Поход в лес

Закаливающие мероприятия, подвижные игры в группе, на прогулке в течении всего месяца

«Осколок стекла"Т. Шорыгина

«Пожар в лесу»М. Фисенко Закреплять знания о правилах поведения в лесу

во время пожара.

«Снаряжение туриста» Познакомить родителей с туристическим снаряжением, качество, требования к снаряжению

«Летаем, плывём, идём»знакомство с различными видами туризма, расширять кругозор детей

«Пргулка в лес», в зале

«Страна волшебная – здоровье»

«Осенний лес»,»Осенняя фантазия»

«Осенняя картина»развивать фантазию, умение изображать природу, отражать в работах время года, изменения красоту, применять нетрадиционные методы рисования

«Ранняя осень»любоваться осенним временем года, провести спортивные состязания на природе

Укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни

Бочкова Е.А. воспитатель , дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, родители

Бочкова Е.А. воспитатель , дети,

педагог дополнительного образования - Савицкая Н.А.

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Бочкова Е.А. воспитатель , дети,

педагог дополнительного образования - Савицкая Н.А.

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Приложение

Фотоотчёт в приложении

2-с.19

Приложение

Фотоотчёт в приложении

Октябрь

Разучивание туристских речёвок, песен.

Консультация для родителей

Беседа, дид. игра,

Соревновательная игра.

Рисование

Лепка

В течении 2 недель -ООД познание

Закаливающие мероприятия, подвижные игры в группе, на прогулке в течении всего месяца

Речёвка»Мы туристы"

Песни»Когда мои друзья со

мной",»Вместе весело шагать" Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа

Вместе весело шагать» Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться

«Снаряжение туриста», Придумай и отгадай" Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно перено-

сить в рюкзаке.

"Кто быстрее соберёт рюкзак?" Закрепить знания детей о

том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях.

Блок «Витамины из кладовой природы»- «Медведь на пасеке»

«Озёра Башкирии. Рыбка в пруду»знакомство с окружающим миром, совершенствовать навыки изображения по заданной теме.

Блок «Братья наши меньшие» - «Куда улетают птицы, как звери готовятся к зиме», «Волки на охоте», «Зачем зайцам лисы и волки»

 

Укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, родители

педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Приложение

Приложение

Фотоотчёт в приложении

Приложение

Фотоотчёт в приложении

Ноябрь

Спортивное занятие

Цикл занятий -ООД  познание окружающего мира

Игра - исследование.

Игра - исследование.

Разучивание туристских речёвок, песен.

Фотовыставка

Поход в лес

Рисование, беседа –интегрированное

ООД развитие речи

Лепка

Рисование

«Туристический поход» Укрепления здоровья детей и их физического развития

«О глобусе и земле» рассказать о том, что планета

Земля - это огромный шар,

большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

«Что такое карта? Что такое компас?» Вызвать интерес к рассматриванию

карты, стремиться научиться её читать. Вызвать желание знать о городах умение ориентироваться по карте Учалинского района, города Учалы, познакомить в доступной форме с тем, как пользоваться компасом

«Ориентировка на местности» Выявить умение детей применять полученные знания при ориентировке по схеме «Моя группа - найди игрушку». «Найди секретик на участке» Закрепить умение находить север, юг, запад,

восток с помощью компаса.

Из к.ф. «Завтрак на траве»

Познакомить детей с туристскими  песнями, разучить их,объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа

«Моя семья на отдыхе» побуждать родителей участвовать в жизни детского сада 

«Поздняя осень в лесу» прогулка в лес, для наблюдения за природными явлениями в связи с временем года.

Блок «Неделя здоровья»-  «Чтобы быть здоровым», «Как мы делаем зарядку» развивать умение рисовать человека в движении, формирование понимание необходимости здорового образа жизни

«Дом под крышей голубой»,слов. Игра «Живая и неживая природа», «Поздняя осень- признаки и особенности», «Звери и птицы поздней осенью»

«Чудо- дерево» познакомить детей с нетрадиционным приёмом лепки, смешивание пластилина, создание поделки коллективно по  принципу социо- коммуникативной технологии 

Монотипия «Поздняя осень»

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, родители

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Бочкова Е А.. воспитатель, дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Бочкова Е А.. воспитатель, дети

2-с.81

Фотоотчёт в приложении

24 –с. 23-56

Фотоотчёт в приложении

Приложение

Фотоотчёт в приложении

19- с. 28

15-с. 144

Приложение

Декабрь

Январь

Спортивные занятия

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

Беседа – ознакомление с окружающим, безопасность  ООД

Рисование

Лепка

Кормление

Дидактическая игра

Подвижные игры на развитие выносливости, ловкости, быстроты в группе, на прогулке в течении всего месяца

Экскурсия в Туристический центр

Дидактические игры, беседа

Рисование

Экскурсия на городскую ёлку

Экскурсия в городскую детскую библиотеку

«Стану выносливым»,»Хочу стать ловким» продолжать работу над укреплением здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни

«Наш Детский сад" Привлечь родителей Киньебаева Арсена к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

«Поведение в зимним лесу»- если замёрз, обморожение, если потерялся в лесу. «Зимний лес» Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования,совершенствовать навыки безопасного поведения в природе в зимнее время

«Снаряжение туриста», Придумай и отгадай" Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода в зимнее время , которые удобно перено-сить в рюкзаке

Блок «Зимние забавы. Зимующие птицы»- «Белая берёза за моим окном»

«Живые яблоки на ветках»знакомить с жизнью птиц, зверей в зимнее время года, воспитывать желание позаботиться о птицах

«Ночное путешествие в канун нового года»

Укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни

Ознакомление с данной организацией, беседа, показ туристического оборудования, демонстрационного материала, о работе видах деятельности центра.

«Снаряжение туриста», «Карта, компас», «Детские шалости в лесу и их последствия», «Что делать , еслт…»-закрепление пройденного материала, через игровую деятельносьт и тематические беседы

Блок «Дикие животные в лесу. Хвойные деревья»- «Для чего нужны деревья»

«Мой любимый животное»

Укрепления здоровья детей и их физического развития, вызывать желание посещать детский сад, совмесно со сверстниками сходить на горку

Творчество Н. Сладкова «Кладовая леса» знакомство с творчеством писателя, с городской библиотекой, ООД, кукольный театр, загадки

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, родители

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Бочкова Е А.. воспитатель, дети

Бочкова Е А.. воспитатель, дети

9-с.27,41

Фото в приложении

13-с.185,с.59

Приложение

13-с. 67

Приложение методика развития выносливости

Фото в прилажении

24, 19, 9-с. 27

16-с 30

15- с.210

Фото в прилажении

Приложение «Методические рекомендации при организации походов и прогулок на свежем воздухе

Февраль

Спортивное развлечение

ООД безопасность, теория и практический показ (без разведения костра)

Поход в зимний лес

Развлечение в группе

Рассматривание фотоэнциклопедий о родном крае

Рисование нетрадиционная форма (кляксорафия, набрызг, силуэт, пена для бритья и клей ПВА)

Консультация для родителей

Литературная гостиная.

Чтение

«Я здоровье берегу- сам себе я помагу» - Укрепление здоровья детей, развитие волевых качеств –выносливость

«Аптечка, доврачебная помощь» совершенствовать навыки безопасного поведения в природе, умение не растеряться и оказать себе помощь

«Виды костров»- Знакомство с видами костров, рассказ о их предназначении(таёжный, колодец, шалаш», когда  костёр незаменим в походных условиях

«Полоса препятствий»- познакомить на практике, что такое полоса препятствий, провести игры, соревнования, соблюдая правила безопасности

«Мы друзья природы»  продолжать формировать знания об окружающей среде. Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь, бережное отношение к природе

«Жемчужины Башкортостана» знакомство с видами республики 

«Метель в зимнем лесу» познакомить днтей с новыми приёмами рисования.

«10 способов активного отдыха для всей семьи» продолжать знакомить ознакомить родителей с видами туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, кводоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

Волшебные вороны"Т. Шорыгина

"Не ходи польду водоёма"Г. Шалаева,

Н. Иванова"Зима"М. Фисенко Знакомство справиламибезопасности

на льду водоёма

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Бочкова Е А.. воспитатель

Сулейманова Е.Ю. воспитатели Бочкова Е А.., дети

Воспитатель Бочкова Е А.., дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., родители

Сулейманова Е.Ю. воспитатели Бочкова Е А.., дети

5- с. 71

Фото в приложении

Приложение «Методические рекомендации при организации походов и прогулок на свежем воздухе»

13- с. 85

20, 21

Интернет- ресурс

Приложение

Март

Выставка рисунков.

ООД  безопасность

Просмотр презинтации

Развлечение

Литературная гостиная.

Чтение.

Дид. Игра

Цикл интегрированное ООД ознакомление с окуружающим, лепка

Подвижные игры на развитие выносливости, ловкости, быстроты в группе, на прогулке в течении всего месяца

"Если с другом вышел в путь..." Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

«Как обезопасить себя в походе» личное групповое снарежение, аптечка, доврачебная помощь- продолжить беседу и практические занятия по первой помощи.

«Виды туризма» Продолжить знакомство с различными видами туризма, расширять кругозор детей

«Масленница» знакомство с народным фольклёрным праздником, встреча весны

Р. Ахметова «Упканы –куль»»Анютино озеро»

«Мы спасатели»- закрепление знаний об опасности и правилах поведения

«Как работает мой организм», «Клетка раз, клетка два- получился ты и я»

Укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Бочкова Е А.. воспитатель

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., Сулейманова Е.Ю.воспитатель, дети, муз. руководители

Сулейманова Е.Ю.воспитатель, дети

Воспитатель Бочкова Е А.., дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Приложение

Интернет- ресурс

13-с.88

Интернет- ресурс МААМ

Приложение «Методические рекомендации при организации походов и прогулок на свежем воздухе»

Апрель

Спортивные упражнения

Просмотр презентации на видео.

Практическое занятие

Литературная гостиная.

Чтение.

Словарная игра

Игра – эксперимент

Экскурсия в городской парк

Рисование

Лепка

С использованием природного материала и приподного ланшафта. Совершенствовать навыки и умения существования в природной среде, а также укрепления здоровья по средствам занятий спортом

Правила безопасногоповедения в

лесу, в городе,у водоёма." Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, в городе, у водоёма.

«Узлы» познакомить с данным видом деятельности, рассказать о важности в туристической деятельности, провести практические занятия

"Как неразлучные друзья в воде не тонули" А. Иванов Закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

«Будь внимательным» Закрепить умение детей находить карточку с

соответствующим видом туризма.

(весло-водный туризм)

«Что такое компас?»Закрепление ройденного материала

«Весна в городе» Знакомство с правилами поведения на улицах возде проезжей части, наблюдение за изменениями в природе

«Просыпается природа», «Мой край встречай весну», «Перелётные птицы»

«Жизнь в лесу весной» отражать в изо работах своё отношение к окружающей жизне.

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н.,дети

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А.,

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

2-с.36, 8-с.67

Приложение

Фото в приложении

Приложение

Май

Игровая весенняя программа

Литературная гостиная.

Чтение.

Просмотр презентации на видео. Цикл бесед

Консультация для родителей

Интегрированное ООД по ознакомлению с окружающим мире, рисование

В течении месяца -подвижные игры на выносливость, закаливающие мероприятия

Поход в лес

Дидактическая игра

Игры- исследования

«Луговые цветы Башкортостана» дать представления о природе родного края, организовывать детей для совмесной деятельности.

Загадки оживотных.Загадки о

Насекомых, о растениях. Объяснить

детям, что иногда контакты с животными инасекомыми могут быть опасны.

"Животный и растительный мир родного края» Выявит уровень знаний детей о животных и растениях родного края, о том что некоторые виды

занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

«Походные нормы питания» познакомить родителей с организацией  правильного питанияч в походных условиях

«Обобщающая беседа о весне», «Весна –красна»

Научить детей при беге дышать через нос, развитие данного волевого качества, повышение иммунитета

«Весенний лесок»,

«Найди по заданному направлению» Совершенство-вать умение детей определять местонахожде-ние предмета, с помощью компаса

«Полоса препятствия» упражнять детей на практике выполнять спортивно- туристические задания, укреплять навыки физической подготовки. 

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н.,  Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю.воспитатели, дети

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А.,

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, родители

Воспитатель Бочкова Е А.., дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю.воспитатели

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Бочкова Е А.. воспитатель, руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н.,

  1. С. 83

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение методика развития выносливости

Фото в преложении

Июнь 2015 г.

Консультация для родителей

Литературная гостиная.

Чтение.

ООД по ознакомлению с окружающем

Дидактическая игра на воздухе

Спортивные упражнения

Поход на городской пляж

Рисование, лепка, аппликация по образу, по желанию, предметное

"Как научить детей любить и беречь природу" Рекомендовать родителям с

малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Загадывание загадок."Гроза"А. Барто

"Гроза"В.Лившиц Пословицы,

Народные приметы. Дать знания

о правилах поведения при грозе.

«О глобусе и земле» Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар,

большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию уникальности нашей планеты. Воспитывать стремление беречь нашу землю.

«Лес полон сказок и чудес»,

«Беседа о лете»

«Найди по заданному направлению»

Упражнять детей в ориентировке в пространстве с помощью компоса и окружающей природы

«Направляющий и замыкающий в походе», «Сборы в поход»,

«Лето пришло- радость принесло»

Закаливающее мероприятие, поднять настроение , желание посещать детский сад

«Я и лето» Побуждать детей отражать в ИЗО деятельности свои ощущения от окружающего мира 

Воспитатель Бочкова Е А.., родители

Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю. воспитатели, дети

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Бочкова Е А.. Сулейманова Е.Ю. воспитатели

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю.воспитатели

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети Бочкова Е А.

дети Бочкова Е А. Сулейманова Е.Ю.воспитатели

Приложение

  1. С.130

13- с. 33

7- с. 97, с.106

Приложение

Июль 2015 г.

Консультация для родителей

Практические занятия по приёмам туризма

Итоговый поход совмесно с родителями

Рисование

Спортивный досуг, Спортивные упражнения

Литературная гостиная.

Чтение.

«Подготовка к походу» дать родителям рекомендации, как организовать семейный отдых с детьми 

«Туристское снаряжение, укладка рюкзака», «Личное и групповое снаряжение», «Виды костров»,  «Аптечка, доврачебная помощь» закреплять на практикеполученые знания

«Озеро Аушкуль » организовать поход для семейного отдыха

«Как мы отдыхаем семьёй»

«По реке на лодках»

«Дружба в пути», «Костёр в походе»

«Пещеры Урала, Пещера Шульганташ»

Беседа «Дикие животные летом»

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, родители

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Сулейманова Е.Ю. воспитатель

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Сулейманова Е.Ю.  Бочкова Е.А.воспитатели, родители

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Руководитель физического воспитания Васимова  Р.Н., дети

Сулейманова Е.Ю. воспитатель, дети

Приложение

Фото в приложении

Приложение

5-с.106

7- с.102

23

13- с. 104

Август 2015г.

Равлечение

Дидактическая игра

Литературная гостиная.

Чтение.

Семейный поход

Итоговая диагностика

Создание книги силами детей, родителей и воспитателей

«Вместе весело шагать»,  «Зелёная страна»

«Времена года»,»Необычное путешествие по временам года»

Как Стобед бросил бутылку, и что

из этого вышло." Д. Орлова

"Не купайся в запрещённых местах"

Г. Шалаева и Н. Иванова

"Как Владик с Катей ходили купаться"

М. Фисенко Знакомство с правилами поведения на воде.

Сплав по реке белой «Пещера Шульганташ» организовать семейное путешествие 

«Выносливость» контрольный срез

«Опрос детей»

« Мы туристы- безопасное поведение в лесу и на водоёмах, чтобы пойти в поход, надо…»

Сулейманова Е.Ю., Бочкова Е.А. воспитатели, дети

Дети, педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А., Сулейманова Е.Ю.  Бочкова Е.А.воспитатели, родители

Бочкова Е.А. воспитатель, дети

педагог дополнительного образования - Савицкая Н. А.,

5-с.106

13—с. 102,с. 109

Фото в приложении

Приложение «Диагностика детей на выносливость

13-с. 116-128

На пртяжении проекта беседы:

«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Мой край в разное время года», «Мои приключения в лесу», «Как отдыхает соя семья»,

«Что полезно, то едим», «Мои приключения», «Что надо делать, чтобы быть здоровым?»,»Почему человек должен быть сильным, и выносливым?»,»Каким я хочу быть?»,»Человеческий организм», «Что вы знаете об охране природы», «Зачем надо охранять природу?», «Как всё связано в природе», «Что с деревьями происходит когда…?», «Детские шалости и их последствия»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Ю. Картушина «Сценарий оздоровительных досугов для детей 6-7 лет» Творческий центр Москва 2004 г.
  2. Е И Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» Учитель 2010 г.
  3. Анисимова Т.Т., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет / Т.Т. Анисимова, Е.Б. Савинова // Волгоград: «Учитель», 2009  – 144 с.
  4. Аданекявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Аданекявичене // М.: «Просвещение», 1992 –158 с.
  5. Н. Б. Муллаева «Конспекты сценарий С. Питер Детство Пресс 2010г.
  6. Бочарова В. В поход всей семьёй / В. Бочарова // Ребёнок в детском саду 2007 – №3 – С. 83-89
  7. О.С. Макарова «Игры спорт диалог» М. «Школьная пресса» 2002г.
  8. К.П. Изверина «Наш «Взрослый» детский спд» М. Просвящение 1991г.
  9. Л.Д. Глазырина «Физическая культура дошкольников» Старшая группа. М. Владос 2001г.
  10. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры / Л.В. Былеева И.М. Коротков//М.: «Физкультура и спорт», 2001–224 с.
  11. Вавилова Е.Н.Развивать у дошкольников силу, ловкость, выносливость / Е.Н. Вавилова //М.: «Просвещение» 1991 – 220 с.
  12. Н.И. Соловьёва И.А. Чаленко «Конспеуты занятий физических упражнений, подвижных игр» М. 2007г.
  13. Т.М. Бондаренко «Конспекты занятий в старшей группе» Воронеж ТЦ «Учитель» 2004г.
  14. Вавилова Е.Н. Укреплять здоровье детей / Е.Н. Вавилова  //М.: «Просвещение», 1990 – 120 с.
  15. Н.Е. Вераксы «Комплексные занятия в старшей группе» Волгоград 2012 г.
  16. Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет игры – эстафеты / Е.К. Воронова  //Волгоград: «Учитель», 2012 –125 с.
  17.  Гаврилова В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет / В.В. Гаврилова // Волгоград: «Учитель», 2009 – 188 с.
  18. Лыкова «ИЗО в старшей группе"М 2005г.-52с.
  19. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе» ТЦ «Учитель» Воронеж 2005г. -112с.
  20. Фотоэнциклопедия Башкортостан М 1996г.
  21. Жемчужины Башкортостана 2000г.
  22. Магадаев б. «Многоцветие моего Урала»
  23. Лихницкий Ю.С. «Шульганташ»  2004г. -340с.
  24. Энциклопедия для дошкольников 2000г. – 500с.
  25. Лурри Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. / Ю.Ф.Луури  //М.: «Просвещение», 1991 – 62 с.
  26.  Пищепа С. Как продиагностировать подготовленность дошкольника /С.Прищепа, Н. Попкова // Дошкольное воспитание 2004 –№1 – С.37-45.
  27. Соловьёва Н.И. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры / Н.И. Соловьёва И.А. Чаленко //М.: «Школьная пресса», 2007– 87 с.
  28. Тарасова Т.А. Растите малышей здоровым /  Т.А. Тарасова // М.: «Советский спорт», 1989 – 90 с.
  29. Усов И.Н. Здоровый ребёнок. Справочник педиатра / Минск: Беларусь, 1994 – 406 с.
  30.  Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений: игры и тренинги. пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. / М.: «ГНОМ и Д.», 2006 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города».

Цель проекта: Формировать у детей устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде....

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

Проект по ПДД "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....

Проект «Туризм-средство оздоровления и приобретение навыков безопасности»

Информационная карта проекта: • Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста• Исполнитель проекта: Духина Диана Серге...

«Детский туризм – средство оздоровления и патриотического воспитания дошкольников»

Детский туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка. В стастье представлен опыт работы по использованию  элементарных форм детчкого туризма дляоздоровления и восп...