Опыт работы "Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности"
проект (подготовительная группа) на тему

Гнездилова Алла Владимировна

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_gnezdilova.docx58.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 22 «Солнышко»

г. Клинцы Брянской области

ПРОЕКТ

«Туризм-средство

оздоровления и

приобретение навыков

безопасности»

                                                                              

2013-2014

             Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

2. Автор проекта: Гнездилова Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ- детский сад № 22 «Солнышко».

3.Руководитель проекта: Гнездилова Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ- детский сад № 22 «Солнышко».

4. Сроки проведения: 2013-2014 учебный год.

5.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель,   родители воспитанников.

6. Возраст детей: 6-7 лет.

7. Форма проведения: коллективный проект.

 

         

Обоснование

         В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки.

         Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

           В связи с этим мы решили организовать работу по детскому туризму. Нами была составлена программа по оздоровлению детей, в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по детскому туризму «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

Актуальность

          Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве.

       Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

        Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

           Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

         Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

        Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

Подходы к реализации проекта

системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы

принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе.

Формировать эколого-туристские знания и умения природопользования.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

        Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “ «открытий».

Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Работу по туризму вели по нескольким направлениям

1. Работу с детьми.

НОД по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану . Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.

Кружок  "Юные туристы", где дети имеют возможность закрепить полученные знания по туристической технике, приняв участие в краеведческой и туристической викторине, КВН, аукционе КТД, играх на местности, соревнованиях по туристической технике, соревнования по туристическому многоборью, ориентированию, лыжных прогулках.

Культурно-досуговая деятельность: итоги туристко-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристического слета или туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.

Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.

2. Работа с педагогами.

Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.

1 занятие — игры в походе.

2 занятие — элементарные формы туризма.

3 занятие — практическая часть, организация работы на туристических этапах: «Навесная переправа», «маятник», «параллельные веревки», «переправа через болото», «полоса препятствий на спортивной площадке».

4 занятие – игры у костра (ОБЖ).

Просмотр видеофильма "Идем в поход".

Выступление инструктора школы №4 по детскому и юношеского туризма.

Выставка методической литературы о туризме.

3. Работа с родителями.

  1. День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, спортивные и подвижные игры в лесу, нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
  2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”.
  3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
  4. Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
  5. Выпуск газеты “Семейный поход”.

Таблица 1

Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов

и использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры(с готовыми правилами: игры-

соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др.,дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Мультимедийное видео

Аудиотека

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

Таблица 2

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")

Мини-центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал: карты - схемы, алгоритмы, модели)

Мини-центр «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад"

Мини-музей "Макет туристической тропы"

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы: (демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева», музыкальное сопровождение  «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

  • проведение совместного  похода в краеведческий музей
  • совместная продуктивная деятельность;
  • совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора, пляжа Стодольского озера;
  • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
  • совместная работа родителей и детей (умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
  • Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Таблица 3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение амплуа.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

IV этап

Презентационный

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Этапы работы по детскому туризму

На 1 этапе мы накапливаем знания о туризме (оздоровительная роль туризма, “Как мы путешествуем семьёй”, словарь юного туриста, фото выставки, встречи с туристами школ, экскурсии); от познавательных занятий  (легенды, игры, песни, загадки, стихи), переходим к формированию умений: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах, с эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, даль, с утяжелителями 200 гр - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.

На 2 этапе организуем совместные прогулки с родителями ("Путешествие по туристической тропе"), формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карте, обозначь на карте-схеме, где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые прошли, определение расстояния на местности на глаз, “Найди клад”. Лыжная подготовка туриста.

Родословие “Мы в России родились и на славу удались”, “Древо семьи”, “История моей семьи”; фамилии, имена моего рода, профессии, селения, традиции, реликвии семьи. Земляки. Природа моего края.

Проводим специальные виды упражнений: эстафеты туристические, эстафеты с лазанием, перетягивание каната, вытолкни из круга, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской “пострадавшего зайца 6 кг” - 10 м.)

На 3 этапе продолжаем формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Туристы на учениях”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.

На 4 этапе закрепляем полученные туристические навыки: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г – 1 кг по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, скальной стенке, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования.

План работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план   с родителями).

          3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.

           Содержание эколого - туристской подготовленности дошкольника

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

        Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма:  конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

         2. Удивительный мир растений и животных.

         Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Разновидности стеблей «Живые барометры» - помощники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно - климатическими условиями. Растения родного края.

        Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:

изучающий следы, животных синоптиков.

         3.Как я устроен? Помогу себе сам.

        Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

мозговых центров.

        Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

        Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!

        4. Собирайся, дружок, в поход.

        Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

        Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

        5. О карте.

        Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

        6. С голубого ручейка начинается река...

        Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.

        Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

        Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

        7.Из похода возвратясь...        

        Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах: очистке территории от мусора.

  Таблица 4

Ожидаемые результаты и их оценка

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

1

 Сформированы знания о детском туризме.  

 -Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.  

  -Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

-Сформированы знания о том, как появилась жизнь на земле. Дети знают о том, что земля это планета, она имеет атмосферу, гидросферу, материки и океаны.

 -Знакомы с глобусом - макетом земли, могут определять полушария, северный и южный полюс, знают, что такое экватор.

-Сформированы знания о космосе, о том,

      кто его осваивал.

-Знают, что туристические походы и  экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

-Знают конный вид туризма и воздушный.

  Диагностическое задание

 «На туристической прогулке»

 Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

Диагностическое задание

 «Человек с рюкзаком - исследователь и

путешественник»

Цель. Выявить уровень знаний о земле,

как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.

Выявить уровень знаний детей о том,

какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

 -Знают представителей растений лесной  зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду.

 -Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.

 -Знают лекарственные растения, которые  могут помочь туристам в пути, если случится травма.

-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных.

Диагностическое задание

 «Растения «Живые барометры»-помощники туристят»

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.

Диагностическое задание

 «Животный мир родного края»

Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести  при встрече с животными.

 - Знают, как устроена система пищеварения, кровообращения, дыхания.

 -Знают об органах восприятия и общения.

 -Знают о профилактике заболеваний при

травматизме и отравлениях.

 -Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.

Диагностическое задание

 «Помогу себе сам»

Цель. Выявить уровень знаний детей

о человеческом организме, о том, как правильно питаться, правильно дышать,

следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.

2

- Сформированы умения необходимые в

   туристическом походе.

 -Умение распределять туристические обязанности.

 -Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.

 -Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

 -Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными  условиями.

 -Умение завязывать простейшие морские  узлы.

 -Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

-Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах.

Диагностическое задание

 «Собирайся, дружок, в поход»

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.

- Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.

-Умение читать карту своей местности.

-Умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада.

-Умение пользоваться компасом, с его помощью определять географические направления.

-Умение рисовать маршрут своего пути, в виде ломанной линии, нанося на него топографические знаки.

Диагностическое задание

  «О карте»

Цель. Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

Самарской области.

-Умение оценивать состояние окружающей  

    среды и здоровья человека.

 -Умение распознавать редкие и исчезающие виды животных и растений.

-Умение определять для чего осушают болота, возводят плотины, почему растительный мир и животный вымирает.

 -Умение называть правила поведения в

   природе во время отдыха.

-Умение называть зоны отдыха и туризма

   в родном крае.

-Умение прогнозировать результаты

   природоохранной деятельности человека.

Диагностическое задание

 «С голубого ручейка начинается река»

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы

и охраной здоровья человека.

Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

3

Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

Итоговый продукт

        1. Конспект НОД  «На туристической прогулке».

        2. Конспект беседы  «О глобусе и земле».

        3.  Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения

         навыков безопасности».

        4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

        5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)

        6. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

        7. Консультация для родителей «Как научить детей любить и

           беречь природу»   

        8.  Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения

         навыков безопасности».

         9. Анкетирование

        10. Макет  «На туристической тропе».

        11. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»

        12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятницами.)

        13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природных явлениях.

        14. Подборка примет о погоде.

        15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.

        16. Как не умереть в лесу от голода.

        17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.

        18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопасности на    туристической тропе посредством художественной литературы.

   Таблица 5

Календарный план реализации проекта

«Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности»

Форма организации детей

Название

Задачи

Дата

Участники

Просмотр презентации

 "Что такое туризм? "

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

10.10.13

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Хитрые ласки "Г. Шалаева

" Что нельзя купить "

В. Орлова

"Наша планета "Я. Аким

"Серёжа " Р. Сеф

Сформировать представление о том, что красота природы бесценна и её надо беречь и охранять.

12.10.13

15.10.13

Воспитатель,

дети.

Консультация для родителей.                                                        

"Детский туризм - дело серьёзное "

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздоравливать детский организм, учить детей правилам безопасного поведения в природе.

02.11.13

Воспитатель,

родители.

НОД

"На туристической  прогулке "

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей. Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания.

Способствовать

освоению, простейших

туристических

умений и навыков.

09.11.13

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

Загадки о ягодах и грибах

Сказка

"На лесной тропинке "

Т. Шорыгина

"Не ешь незнакомые ягоды в лесу"

Г. Шалаева

"Советы лесной мышки "

Т. Шорыгина

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

12.11.13

16.11.13

19.11.13

Воспитатель,

дети.

Беседа.

"О глобусе и земле "

Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

23.11.13

Воспитатель,

дети.

Игра - исследование.

"Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями "

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором.

25.11.13

Воспитатель,

дети.

Дидактическая игра.

"Найди по заданному

направлению "

Совершенствовать умение детей определять местонахождение предмета, с помощью компаса.

29.11.13

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Наказание за незнание"

М. Фисенко

"Ландыш "

Е. Серова

Познакомить детей с ядовитыми растениями;

учить детей узнавать ядовитые растения.

03.12.13

Воспитатель,

дети.

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

"На туристической прогулке"

Познакомить детей с материалом из которого будем лепить макет.      

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение  придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути.

06.12.13

Воспитатель,

дети.

Игра - исследование.

"Что такое карта? "

Вызвать интерес к рассматриванию

карты, стремиться научиться её читать. Вызвать желание знать о городах Брянской области, умение ориентироваться по карте своего города.

12.12.13

Воспитатель,

дети.

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

"Наш Детский сад"

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

17.12.13

Родители

Игра - исследование.

"Ориентировка на

местности "

Выявить умение

детей применять полученные знания при

ориентировке

на макете детского сада.

Закрепить умение находить

север, юг, запад,

восток с помощью компаса.

20.12.13

Воспитатель,

дети.

Выставка рисунков.

"Если с другом

вышел в путь..."

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

23.12.13

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Осколок стекла"

Т. Шорыгина

"Пожар в лесу "

М. Фисенко

Закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара.

03.01.14

07.01.14

Воспитатель,

дети.

Просмотр презентации

"Животный и растительный мир родного края "

Выявит уровень знаний детей о животных и растениях родного края, о том, что некоторые виды

занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

14.01.14

Воспитатель,

дети.

Просмотр презентации

"Правила безопасного

поведения в лесу, в городе, у водоёма"

Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, в городе, у водоёма.

18.01.14

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

Загадки о

животных.

Загадки о

насекомых.

Объяснить

детям, что иногда контакты

с животными и

насекомыми

могут быть опасны.

25.01.14

Воспитатель,

дети.

Соревновательная игра.

"Кто быстрее

соберёт рюкзак?"

Закрепить знания детей о

том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях.

06.02.14

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Волшебные вороны"

Т. Шорыгина

"Не ходи по льду водоёма"

Г. Шалаева, Н. Иванова

"Зима" М. Фисенко

Знакомство с правилами

Безопасности на льду водоёма

13.02.14

20.02.14

27.02.14

Воспитатель,

дети.

Разучивание туристских речёвок, песен.

Речёвка "Мы туристы"

Песни "Когда мои друзья со

мной", "Вместе весело шагать"

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям, что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

11.03.14

Воспитатель,

дети.

Консультация для родителей

"Как научить детей любить и беречь природу"

Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

20.03.14

Воспитатель,

родители.

Игра

"Придумай и отгадай"

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных

предметов выбирать

необходимые для похода, которые удобно перено-

сить в рюкзаке.

26.03.14

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

Загадывание загадок.

"Гроза" А. Барто

"Гроза" В. Лившиц

Пословицы, народные

приметы.

Дать знания о правилах поведения при грозе.

28.03.14

Воспитатель,

дети.

Настольная игра

"Кто быстрее?"

Учить детей ориентироваться по плану местности с тремя разными маршрутами

сходящимися в одной точке.

Кто первый придёт на

полянку, тот и выиграет.

02.04.14

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло" Д. Орлова

"Не купайся в запрещённых местах" Г. Шалаева и

Н. Иванова

"Как Владик с Катей ходили

купаться" М. Фисенко

Знакомство с правилами поведения на воде.

05.04.14

10.04.14

16.04.14

Воспитатель,

дети.

Игра

"Будь внимательным"

Закрепить умение детей находить карточку с

соответствующим видом

туризма. (весло-водный туризм)

24.04.14

Воспитатель,

дети.

Литературная гостиная.

Чтение.

"Как неразлучные друзья в воде не тонули"

А. Иванов

Закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

15.05.14

Воспитатель,

дети.

Результативность работы

            Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

            Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам, по тренажеру "Паутина", спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

          Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

Проект «Туризм-средство оздоровления и приобретение навыков безопасности»

Информационная карта проекта: • Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста• Исполнитель проекта: Духина Диана Серге...

Проект «Туризм — средство оздоровления и приобретение навыков безопасности»

     Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет. Именно в этом возрасте возникает естественный интерес детей расширить свой кругозор за счет расширения пространства, т.е. детям...

Актуальный педагогический опыт "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «Интеллектуальный танец"

В наше время ни у кого не вызывает сомнения, что у детей отсутствует  защитная реакция на дорожную обстановку, которой обладают взрослые. Согласно информации по ГИБДД на территории Белгородской о...