Система работы по внедрению технологии здровьесбережения в образовательный процесс ДОУ "Территория здоровья"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Глыздова Наталья Леонидовна

Представленная система работы содержит конкретный материал по реализации программы ДОУ "Здоровье". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_territoriya_zdorovya.docx76.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик» п. Голынки

Система работы

 по внедрению технологии здоровьесбережения в образовательный процесс

в рамках программы ДОУ «Здоровье»

Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ» ⋆ Планета Детства

Автор-составитель:

Глыздова Наталья Леонидовна,

воспитатель ДОО

Паспорт.

Название: Система работы по внедрению технологии здоровьесбережения в образовательный процесс детского сада «Территория здоровья».

Приоритетная образовательная область: физическое развитие

Возраст детей: дети дошкольного возраста 5-7 лет

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность у детей дошкольного возраста убеждений и привычек здорового образа жизни.
  • Повышение уровня знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Творческая направленность реализации Системы работы:

  • Выставка детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;
  • Картотека «Сборник полезных советов ребятам»;
  • Книга «Здоровое блюдо моей семьи»
  • Викторина «В путешествие за здоровьем»
  • Создание картотек: подвижные игры; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика после сна; гимнастика для глаз; динамические паузы, самомассажа.
  • Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе: «Уголок здоровья», «Нетрадиционное физкультурно-оздоровительное оборудование».

Пояснительная записка

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Высокая заболеваемость детей в среднем дошкольном возрасте, а также низкая активность родителей в вопросах здоровьесбережения, воспитания и обучения детей. Дошкольники наиболее подвержены риску развития респираторных заболеваний. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Система работы ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы: становление у дошкольников ценностей здорового образа жизни.

Актуальность

Современные исследования взрослых и детей показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Поэтому одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского сада.  Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.  

Большую часть своего времени ребенок находится в дошкольном учреждении, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность педагогов по организации условий здоровьесбережения детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно сформировать привычку ведения здорового образа жизни у воспитанников.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы, формирование сознательного отношения к здоровью.

Задачи:

  1. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
  2. Сформировать представление о влиянии на здоровье соблюдения правил гигиены, правильного режима дня, двигательной активности, закаливания, свежего воздуха, правильного питания и хорошего настроения.
  3. Продолжать знакомить детей с особенностями строения организма человека.
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
    сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Принципы реализации:

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

Содержание системы работы

Система работы представлена следующими направлениями:

I раздел: «Я – человек. Что я знаю о себе?»

Цель: сформировать представления о строении тела человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности;

II раздел «Чистота – залог здоровья»

Цель: сформировать привычки, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, за зубами, внешним видом. Дать знания о пользе витаминов, вредная и полезная еда.

III раздел «Здоровый дух. Образ жизни и здоровье»

Цель: сформировать у детей представления о зависимости здоровья от образа жизни. Воспитывать привычку заботиться о своем здоровье.

Направления деятельности:

Профилактическое:

  • выполнение санитарно-гигиенического режима;
  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Организационное:

  • Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности.
  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
  • Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: все виды и типы занятий, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа.
  • Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
  • Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

Используемые образовательные технологии

не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы 

– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры 

– как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация 

– в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая 

– с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз 

– ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная  – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика 

– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая 

– в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Кинезиологические упражнения

- в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате

Физкультурно-оздоровительная работа

Особенности организации

Утренняя гимнастика.

Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале.
Длительность в соответствии с возрастом.

Физкультминутка

Ежедневно, на занятиях статического характера.

Длительность 3-5 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей

Оздоровительный бег.

2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.

Физическая культура

Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.

Неделя здоровья

2 раза в год

Спортивные развлечения

1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.

Физкультурно – спортивные праздники на воздухе.

2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

Совместные физкультурные занятия родителей и детей

1 раз в квартал

Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях

В течение года

Перспективное планирование

Виды деятельности

Название

Содержание обучения

Образовательная деятельность:

Занятие  «Вот я какой».

Ознакомление детей со строением тела человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности

Занятие «В гостях у Айболита».

Расширение представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. О факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья человека

 Занятие «Лук от семи недуг».

Ознакомление дошкольников с с природными витаминами

Занятие «Я здоровье берегу».

Расширение знаний детей о пользе витаминов, о вредной и полезной еде

Занятие «Кто такие микробы?»

Ознакомление детей с понятием режим дня, гигиена, формирование привычки ухаживать за телом и внешним видом

Викторина для детей «В путешествие за здоровьем»

Становление у детей ценностей ЗОЖ.

 Рисование «Вот я какой!»

Учить рисовать части тела человека

Аппликация «Мыло пенится в корыте, мы стираем посмотрите»

Учить детей вырезать и аккуратно наклеивать предметы прямоугольной формы

Рисование «Витаминный калейдоскоп»

Учить детей рисовать полезные продукты (овощи, фрукты)

Беседы с детьми:

 «Вот я какой!»

 

Уточнение знаний детей о строении тела человека

«В здоровом теле -  здоровый дух»

Начальные представления о ЗОЖ

«Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?»

Ознакомление с частями тела человека

«Правила на всю жизнь»

Формирование представлений о ЗОЖ

Сюжетно-ролевые игры:

«На приеме у доктора»

Расширение у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

«Аптека»

Расширение знаний детей о труде работников аптеки, о том, как вести себя, чтобы лекарства не понадобились

Дидактические игры:

«Умею-не умею»

Акцентирование внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитание чувство собственного достоинства.

«Угадай, кто позвал?»

Тренировка органов слуха и активизация внимания и слуховой памяти детей.

«Найди пару»

Подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

«Найди опасные предметы»

Помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

«Мой день»

Дать понятие  режим дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

«Наши помощники растения»

Закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми

«Полезная и вредная еда»

Закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма

Просмотр мультфильмов

Фиксики «Кто такие микробы»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Здоровый образ семьи».

Дать знания родителям по формированию основ ЗОЖ

Анкетирование по проблеме здорового образа жизни

Уточнить знания родителей о приобщении детей к ЗОЖ

Конкурс для родителей по изготовлению нетрадиционного оборудования по здоровьесбережению.

Приобщение родителей к работе по оздоровлению детей в ДОУ

Участие родителей в создании картотеки  «Здоровые рецепты моей семьи».

Ознакомление детей с рациональным питанием

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение рассказов, стихов:

К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»;

А. Волков «Азбука здоровья»;

И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»;

Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»;

А. Барто «Девочка чумазая»

А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки»

 Физкультурно-оздоровительная работа:

Физкультурные занятия по перспективному плану

по перспективному плану

Утренняя гимнастика  

по перспективному плану

Подвижные игры

по перспективному плану

Динамические паузы

По картотеке

Гимнастика для глаз

По картотеке

Дыхательная гимнастика

По картотеке

Бодрящая гимнастика после сна

По картотеке

Пальчиковая гимнастика

По картотеке

Самомассаж

По картотеке

Особые условия реализации Системы работы:

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

  • Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • Обследование физического развития детей;
  • Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
  • Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

  • Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
  • Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение tтела, осмотр кожных покровов);
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
  3. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
  4. Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
  5. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
  6. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
  7. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
  8. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. -  2002г.
  9. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и    Д., 2003 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками.

На основании утвержденного Плана работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40"Золотая рыбка" на 2015-2016 учебный год, целью внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками и повышения к...

Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...