Сообщение для педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня».
статья

Николаева Анна Анатольевна

В статье раскрываются здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе с детьми для сохранения и укрепления их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedsoveta_skazka.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                Сообщение для педсовета

«Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня».

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из основных задач дошкольного образования.  Одним из средств решения этой задачи становится применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

  • Рациональное питание.
  • Оптимальная двигательная активность.
  • Соблюдение режима дня.
  • Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

 Для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков в группе оборудован физкультурный уголок.

Для оптимальной двигательной активности детей в своей работе мы используем следующие мероприятия: утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, физкультминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику, подвижные игры, совместно с инструктором по физическому развитию проводим непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья.

 Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении с музыкальным сопровождением (в зависимости от погодных условий). Дети занимаются в физкультурной форме.

Гимнастика после дневного сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В начале проводится разминка в постели. Дети постепенно просыпаются и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют  упражнения. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. Например: Велосипед», «Нарисуй радугу» поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе.

Что за чудо- красота,

Расписные ворота!

В небе радуга повисла.

Как цветное коромысло!

После гимнастики пробуждения проводится ходьба по дорожкам здоровья.

В перерывах между занятиями, мы проводим двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки. Например: «Буратино», «Ветер дует» и др.

Раз -  подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть –попрошу вас тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Ежедневно проводим пальчиковую гимнастику.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Например: «Моя семья», «Цветок», «Чей дом» и др.

Так же ежедневно проводим подвижные игры. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни. В группе проводим такие игры как: подвижная игра «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята» и др.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В содержание прогулки включаем подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, лыжах, занятия общей физической подготовкой).

Для профилактики нарушений зрения дошкольников используем зрительную гимнастику. Гимнастику для глаз выполняем по 2-4 мин. Правило: при выполнении упражнений голова неподвижна. Например: плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз). Есть зрительная гимнастика в стихотворной форме. Например:

Посмотрите далеко,

(дети вытягивают руки вперёд и смотрят на кончики пальцев)

Посмотрите близко,

(смотрят на ладошки перед глазами)

Посмотрите высоко,

(руки вверх, смотрят на кончики пальцев)

Посмотрите низко.

(руки вниз, смотрят на кончики пальцев)

Руку в сторону веду,

(руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев)

А затем веду другую,

(руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев)

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

(пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами)

 Для профилактики простудных заболеваний в своей работе применяем: витаминотерапию, закладывание оксолиновой мази в носовую полость, прием лука и чеснока с первым блюдом.

По предупреждению вредных привычек и формирование полезных привычек с дошкольниками проводим беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Во всех видах деятельности следим за осанкой детей.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает нам решать задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. 

Дыхательное упражнение «Ветерок». 

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. На артикуляционные упражнения  отводится до 10-12 минут. 

1. « Улыбка» Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите, – говорит,

– Я теперь – лягушка!

2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой

Мимическая гимнастика. Лучшим средством эмоционального является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

- познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

- усилить глубину и устойчивость чувств;

- разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Например: выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.
Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»

1.«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня...

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами, которые я пользуюсь в своей...

Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами:Конвенция о правах ребёнка.Констит...

Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"

quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...