Организация прогулки в ДОУ. Консультация для педагогов ДОУ
консультация

Тютикова Жанна Александровна

Одно из важных условий воспитания здоровых детей в рамках детского сада - это организация прогулок. Чем полнее и разнообразне будет организована детская деятельность на прогулке тем успешнее будет идти развитие детей, осуществляться реализация их потенциальных возможнстей и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_progulki.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Организация прогулки в ДОУ

Консультация  для  педагогов ДОУ

 

Юрга

2020

Введение

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Значение прогулки в настоящее время увеличивается в связи с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, двигательная активность детей на прогулке, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка, кроме того, прогулка способствует умственному воспитанию. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Требования к организации прогулки

После игр и занятий, связанных с умственной работой, сидением в малоподвижной позе, ребенок нуждается в движении. Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) ежедневно до 4 – 5 часов в день. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом. В этом случае с детьми проводят беседы, читают сказки, организуют игры малой подвижности.

Режим прогулок в разное время года, при различной погоде, в разных возрастных группах носит свой характер:

Ранний возраст – 1 час

Младший возраст – 1час 20 мин.

Средний возраст – 1 час 30 мин.

Старший возраст – 1 час 40 мин.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. К сожалению, нередко педагоги дошкольных учреждений не уделяют должного внимания организации прогулки. Зачастую сокращается длительность прогулки, особенно в холодное время года (до 30-40 мин.). Так же в этот период большинство педагогов затрудняются в организации игровой деятельности детей, ссылаясь на то, что дети слишком укутаны, это стесняет их подвижность и снижает двигательную активность.

Одежда и обувь ребенка нам прогулке зимой

Одежда и обувь имеют большое значение для защиты организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, но в то же время, они не должны ограничивать движения детей. Поэтому педагогам следует заранее провести консультации для родителей о значении двигательной активности ребенка во время прогулки. Рассказать о том, как его одевать и закаливать. Желательно, что бы одежда даже в зимний период была достаточно легкой, теплой и удобной для движения ребенка.

Подготовка к прогулке

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать детей в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром младшего воспитателя, которая их выводит гулять позже. В самом процессе одевания прослеживается воспитательно-образовательное направление: детей учат правильно одеваться в определенной последовательности; обращают внимание на цвет одежды, качество материала, на правильность надетой одежды (задом наперед, на изнанку, обувь на свою ножку и т. п.). Дети учатся просить о помощи, помогать друг другу (застегнуть верхнюю пуговицу, завязать шарф).

Основные задачи прогулки

В ходе прогулки должны решаться следующие задачи:

  • Создание благоприятных условий для раскрытия творческих замыслов детей, проявления их двигательной активности и положительного эмоционального состояния;
  • Знакомство детей с разнообразными видами движений и создания вариативных условий для систематического выполнения;
  • Развитие пространственной ориентировки у детей и умение действовать совместно;
  • Формирование двигательных умений и навыков у детей в процессе коллективных игр и игровых упражнений.

Успешное решение основных задач прогулки может быть осуществлено лишь при рациональном сочетании разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога.

Структурные компоненты прогулки

  • Разнообразные наблюдения (с использованием художественного слова, дидактических заданий, экспериментов);
  • Труд на участке;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей;
  • Подвижные игры;
  • Индивидуальная работа по развитию физических качеств.

Предполагается, что эти компоненты могут варьироваться в чередовании между собой. Так, если перед прогулкой дети находились на занятии, требующих больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдению. Если же до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать нужно с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной, содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.

Наблюдения

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах дорожного движения и т. п. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у ребят интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Наблюдения могут быть плановыми. При подготовке к плановому наблюдению педагог намечает и продумывает:

Дидактические задачи;

Выбирает объект (желательно с ним познакомиться заранее на практике или из литературы);

Место наблюдения;

Организацию детей;

Структуру наблюдения

(мотивация – стих или загадка; рассматривание объекта, обращая внимание на характерные особенности его; игры и задания; подведение итогов).

Случайные наблюдения - не требуют специальной подготовки. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке. Чтобы воспитатель смог увидеть что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать биологическими познаниями. Иначе интересные события пройдут мимо него не понятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовка к случайным наблюдениям – это постоянное самообразование.

Наблюдения как ответ на вопрос

Помимо запланированных и случайных наблюдений, существуют наблюдения, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению наблюдения приглашается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не сразу отвечает на него, а предлагает ребенку самому провести несложные наблюдения («как поведет себя муравей, если перекрыть ему дорогу к муравейнику», «сможет ли развернуться кораблик в узком месте ручейка», «есть ли под снегом трава»). Эти наблюдения проводятся как случайные; если требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанных для плановых наблюдений.

Хорошим подспорьем для воспитателей будет картотека наблюдений. Отлично зарекомендовали себя циклы наблюдений. При этом, во время каждого наблюдения за одним и тем же объектом, ребенок получает небольшой объем информации. Но ее он может использовать , как ступеньку, при следующем наблюдении за данным объектом.

При проведении наблюдений за объектами и явлениями природы следует помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным, и помнить правило: не навреди!

Труд на участке

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

  • Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;
  • Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;
  • Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;
  • Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);
  • Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);
  • Развитие сенсорного восприятия;
  • Наблюдательность;
  • Уважение к людям труда;
  • Удовлетворение эстетических потребностей.

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

  • Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
  • Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
  • Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
  • Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Мл. группа – 5-7 мин.

Ср.группа – 10-15 мин. С небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Ст.-подг группа – 15-20 мин.с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

  • Правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Заключение

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Список литературы

1. Алешина Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников[Текст]. – М., 2003.

2. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7.

3. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии [Текст]. – М.: Горизонт, 1999.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст]. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

«Использование деятельностных технологий в организации работы с родителями» Консультация для педагогов.

Использование новых деятельностных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. В современной дошкольном учреждении, наиболее распространенными остаются к...

«Использование деятельностных технологий в организации работы с родителями» Консультация для педагогов.

Становление родительства – кропотливый и нелёгкий процесс. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы....

Организация дистанционного обучения дошкольников. Консультация для педагогов.

В статье раскрыты преимущества, недостатки, направления реализации дистанционного обучения дошкольников....

Организация дистанционного обучения дошкольников. Консультация для педагогов.

В статье раскрываются преимущества и недостатки дистанционного обучения, формы его организации....

Организация дистанционного обучения дошкольников. Консультация для педагогов

В статье описаны преимущества и недостатки дистанционного обучения, формы его организации....