Методическая разработка "Будем все здоровыми"
методическая разработка (подготовительная группа)

Титаренко Галина Григорьевна

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_budem_vse_zdorovymi_-_kopiya.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                   Детский сад №34 «Соловушка» г.Воркуты

     

             Методическая разработка
        в подготовительной группе                

          «Будем все здоровыми!»

                                                             Воспитатель 1 категории
                                                                                       Титаренко Г.Г.


    Краткосрочный проект  «Будем все здоровыми!»

                           в подготовительной группе.
    Цель проекта: Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни.

Подготовила проект: Воспитатель Титаренко Г.Г.

Актуальность  проекта :                                                                                                «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до
самой старости!» - так гласит народная мудрость.
     К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий,
исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень
остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60%
детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Как помочь подрастающему ребёнку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь? Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, и ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления. Есть многие причины – от нас независящие, и изменить что – либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд , очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и ускорении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект «Будем все здоровы!» для работы с детьми подготовительного к школе возраста.
      Степень разработанности проблемы.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины,  психологии, экологии, педагогики. На
важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А.М.Амосова,
А.И.Антонова, М.В. Меличевой, М.В.Антроповой, Н.Г.Быковой. Но,
несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется,

что в практику не всегда и не везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель, формирования представлений здорового  образа жизни детей старшего  дошкольного  возраста, в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной недостаточного  формирования  представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека, также
является родительская безграмотность в этом вопросе. Не все разработанные методики могут повысить уровень формирования здорового образа жизни детей, так как каждый ребёнок имеет своё представление о здоровье. Этим и объясняется выбор темы проекта «Будем все здоровыми!»

Гипотеза проекта.
Гипотезой проекта явились предложения о том, что у детей подготовительной группы,  возможно,  повысить качество представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста понятие здорового образа жизни.


Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни.
2. Применить методический материал, современные технологии, методы и приёмы по здоровому образу жизни.
3. Развивать у детей желание заниматься спортом.
4.Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
5. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

1). Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей  к здоровью человека и к своему собственному здоровью.
2). Подбор методической литературы, дидактических и подвижных игр,
иллюстрированного материала.

3). Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с
детьми.

2. Основной

1). Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
2). Организация работы с родителями.

3. Заключительный.

1). Тематическая выставка детских рисунков.
2). Создание альбома здоровый образ жизни.

Предполагаемый результат:

Появление интереса детей к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Участники проекта:
Дети 6-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физкультуре. 

Тип проекта: творческий.
Срок реализации: долгосрочный
Вид проекта: познавательно – творческий.
Состав участников: групповой.
Масштаб проекта: в группе, спортивном зале, на прогулке, на стадионе.

Ресурсы:
Материальные:  спортивный инвентарь.
Кадровые:  взаимосвязь с медсестрой, инструктором по физкультуре.
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, презентации видов спорта, иллюстрации, мультфильмы, интернет ресурсы.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1. Анкетирование детей и родителей ( Приложение №1,№2)

2. Подбор методической литературы: беседы, загадки, стихи песни,
пословицы, дидактические игры, иллюстрированный материал.

3.  Рассматривание альбома «Виды спорта»,просмотр презентации
«Спортивные достижения спортсменов», мультфильма «Азбука здоровья»
4. Чтение и обсуждение произведений по теме.
5. Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6. Подбор наглядного материала и консультации для родителей.

2 этап – Основной

1). Беседа с детьми «Моё здоровье» (Приложение №3)
3). Беседа «Зачем нужны витамины (Приложение №4)
4). Игровая ситуация «Как защититься от микробов» (Приложение №5)
5).  Дидактическая игра «Полезные продукты» (Приложение №6)
6). Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта»
7). Подвижные игры, эстафеты на участке  (Картотека подвижных игр)
9). Загадки о спорте и здоровом образе жизни.  (Приложение №8)
10). Беседа «Зачем людям спорт?» (Приложение №7)
11). Чтение и заучивание пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе
жизни (Приложение №9)
12). Чтение произведений А.Барто «Зарядка», «Физкультура всем нужна»,
А. Кутафин «Вовкина победа».
13). Прослушивание песен А.Добронравого, Н. Пахмутовой  «Трус не играет в
хоккей».
14). Консультация для родителей  (Приложение №10)
15). Фотографии детей (Приложение №11)

3 этап - Заключительный

1). Тематическая выставка детских рисунков.
2). Изготовление  папки рецептов «Здоровый образ жизни».


                                   

                                             ПРИЛОЖЕНИЯ

                                         Приложение №1
                                     Анкета для родителей
                                    Уважаемые родители!
   Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на ряд вопросов о здоровом образе жизни. Предлагаем несколько вариантов ответов. Необходимо обозначить тот вариант, который больше всего соответствует  действительности.
Вопросы:
1. Что вы подразумеваете под здоровым образом жизни?
_________________________________________________
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
_________________________________________________
3.Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
Недостаток времени, низкая зарплата, недостаток знаний,
другие причины___________________________________
4. Закаляетесь ли вы и ваши члены семьи?
да, нет, иногда  (отметить)
5. Проводите ли вы совместный семейный активный досуг
да, нет, иногда (отметить)
6. Что на ваш взгляд, является  основной причиной заболеваний вашего ребёнка?
-- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
-- плохое материальное положение в семье;
-- неблагоприятные экологические условия;
-- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
-- другие причины___________________________________
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового
образа жизни в дошкольном учреждении ____________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

                                        Приложение №2
                                   
Вопросы   для  детей

1. Что такое здоровье?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Вы с  родителями  занимаетесь спортом?
4. Знаете ли вы виды спорта?
5. Какой вид спорта ваш любимый?
6. Ели бы вы были спортсменом , какой вид спорта выбрали?
7. Вы считаете нужно заниматься  спортом?
8. Быть здоровыми – это хорошо? Почему?

                                         Приложение №3
                                  Беседа: « Моё здоровье»

1.Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям , и взрослым, и даже животным.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить  за своим
здоровьем, можно его потерять.
- Нужно ли соблюдать режим дня? В детском саду режим дня соблюдается, а
дома соблюдаете его?
Утром, перед приходом в детский сад вы умываетесь? Чистите зубы? Делаете зарядку? Причёсываетесь?
- А зачем мыть руки?
- Нужно ли правильно сидеть за столом, когда вы рисуете? Зачем нужен носовой платок?
- Что такое микробы?
- Какую воду нужно пить?
-Здоровье нужно человеку?


                         

                                               Приложение №4
                               
  Беседа: «Зачем нудны витамины?»

   - Ребята, вчера мне медсестра рассказала, что наши дети в детском саду
стали чаще болеет, им не хватает витаминов. Витамины нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины полезны для здоровья.
- А вы, ребята пробовали витамины?
- А для чего нужны витамины?
Конечно, витамины есть не только в виде таблеток, но и во многих продуктах.
- В каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А,В,С,Д.
В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин «А»– морковь, рыба, сладкий перец, яйцо петрушка. ( для зрения).
Витамин «В» - молоко, орехи, хлеб, мясо, горох. ( для  сердца).
Витамин «С» - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина.  ( от простуды)
Витамин «Д» - солнце, рыбий жир, рыба. ( для костей).
Вы запомнили, а теперь скажите, где ещё мы можем встретить витамины?

                                           Приложение №5
           
  Игровая ситуация:  «Как защититься от микробов?»

  Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе
поселился микроб. Что вы будете делать?  (ответы детей) Микробы они
маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они
живут на грязных руках. А боятся микробы мыла.
Микроб – ужасно вредное животное,
Коварное, в главное щекотное.
Такое вот животное и в живот залезет,
и спокойно там живёт.
Залезет  шалопай ,  где захочет.
Гуляет  по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот.
И насморк, и чихание.


- Вы ребята, моете руки перед едой? Ох, братец микроб хитёр, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простуженным. «Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»
Вместе с детьми рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод,
который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице, всегда мыть руки мс мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
- Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов?  ( есть только мытые овощи и фрукты, есть из чистой посуды, при чихании и кашле, закрывать рот и нос платком)

                                                Приложение №6
                   
 Дидактические  игры: «Полезные продукты»

Читаю четверостишия  о продуктах. Если в них говорится о полезных продуктах, то вы  все вместе говорите: « Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что вредно для здоровья, вы молчите.
1. Ешь больше апельсин, пей морковный вкусный сок, и тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис,   стройным  стань, как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с
маслом, рыбу мёд и виноград.
4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов. И Серёже и Ирине
всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам придти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь больше витаминов, с болезнями не знайся.

                                                 Приложение №7
                                   Беседа: «Зачем людям спорт»

 Ребята, вы любите заниматься спортом? Спорт – это что? Зачем люди занимаются спортом?
Игровая ситуация: «Я плохо бегаю, я не умею плавать, я не умею кататься на коньках, лыжах, я плохо прыгаю»
Вывод: Если заниматься спортом, то будешь сильным, ловким, крепким,
здоровым.


                                                   
Приложение №8
                           Загадки о спорте и  здоровом образе жизни   

Любого ударишь – он злится и плачет. А этого стукнешь - от радости скачет!  
То выше, то ниже, то низом, то вскачь.  Кто он, догадался ?
Резиновый …………..            (Мяч)

Силачом я стать решил , к силачу я поспешил: расскажи вот о чём, как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ: Очень просто. Много лет, ежедневно,
встав с постели, поднимаю я………   (Гантели)

Есть лужайка в нашей школе, а на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут
ровно сорок пять минут. В школе – кони и лужайка?! Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)

Зелёный луг, сто скамеек вокруг, от моря до ворот бойко бегает народ.
На воротах этих рыбацкие сети.                          (Стадион)

На снегу две полосы, удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь
бежали чьи – то ………………(Лыжи)

Есть ребята у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?                                   (Коньки)

Он на вид – одна доска, но зато названьем горд, он зовется……….(Сноуборд)

Палка в виде запятой гонит шайбу перед собой.                (Клюшка)

Во дворе с утра игра, разыгралась детвора. Крики: «Шайбу!», «Мимо!» «Бей!» - там идёт игра ………    (Хоккей)

Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше прав рулём.           (Велосипед)

На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов
ни штыков.                              (Шахматы)

                                                Приложение №9
     
 Пословицы и поговорки о спорте и о здоровом образе жизни.

Закаляй своё тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка нужна.  
В здоровом теле здоровый дух.
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
Пешком ходить – долго жить.

                                         Приложение №10 
                             
Консультация для родителей 

                               

                              "Здоровый образ жизни ваших детей"

 Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание,

привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно

 начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это во - первых:    соблюдение режима дня.

 В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда,  нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.

Во – вторых: это культурно - гигиенические навыки.

 Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.

. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живёт.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой - ка, у тебя горячий лоб.

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом,

вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.

В - третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

В - четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций "В гости к Мишутке" и "Вини - Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!". Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины  А, В, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Помогают в формировании культуры здорового образа жизни игры по Основам Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения.

Только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! «Движение - основа здоровья»

Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.

                           

     

   

                             

                                             

                                             

       

         

                               

                           

     

       

         

       

                           

                                             

         


                 
                   


           

       

         

           

                                                                                 

               


                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                             

                       


                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Неделя здоровья. Зимние виды спорта.

В разработке представлен материал по организации и проведению Недели зимних видов спорта в детском саду....

Методическая разработка "День здоровья"

Методическая разработка «День Здоровья!»Подготовила:Ложкина И.М.,воспитательПриём детей, родителям при входе в детский сад предлагается выполнить веселое задание, например:ребенок должен пролезть в об...

Методическая разработка "За здоровый образ жизни"

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности....

Методическая идея " Укрепление здоровья детей на основе реализации методов пропаганды здорового образа жизни"

Описание способов и средств пропаганды здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"...

План методического объединения. Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»

План  методического объединения  Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»  Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старш...