Здоровьесозидающая среда в детском саду
статья

Иванова Надежда Валентиновна

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_statya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Надежда Валентиновна

педагог дополнительного образования,

ГБДОУ д/с №50 детский сад

 Кировского района Санкт-Петербурга

Здоровьесозидающая среда в детском саду

Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это..." (блиц опрос педагогов)

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни.

Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или  физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей .
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса.

Здоровьесберегающая среда.
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу, которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и  благоприятный режим организации жизнедеятельности детей
Приоритетным направлением  деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
Здоровьесберегающее  пространство на современном этапе
рассматривается как   комплекс:  
•    социально-гигиенических
•    психолого-педагогических
•    морально-этических
•    экологических
•    физкультурно-оздоровительных
•    образовательных
К сущностным характеристикам  здоровьесберегающей среды следует отнести
•    морально-психологический климат
•     экология и гигиена
•     современный дизайн
•     рациональный режим жизни, труда и   отдыха
•     современные образовательные программы, методики и технологии

Ведущими  принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
•    динамизм
•    открытость
•    гибкость
•    саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем
• 
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный, кабинет ИЗО, кабинет ИКТ, кабинеты логопедов,     медицинский кабинет.
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: образовательная деятельность строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную, уютную среду, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности: все группы оснащены разнообразием игрового, наглядного материала .
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей  среды придается:
- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги в детском саду.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий: 

- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

- Создавать психологически комфортную среду в группах;

- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; - Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.

Актуальность здоровьесберегающих технологиий:

жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых выделяется проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий:

1. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников

2. Сформированность навыков здорового образа жизни Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья ребёнка.

Виды здоровьесберегающих технологий

как правило, здоровьесберегающие технологии в ДОУ подразделяются на

1. Медико-профилактические технологии

∙ Мониторинг здоровья

∙ Организация профилактических  мероприятий

∙ Рациональное питание

∙ Рациональный режим дня

∙ Здоровьесберегающая среда

∙ Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии

∙ Двигательный режим

∙ Динамические паузы

∙ Закаливание

∙ Гимнастика

∙ Подвижные и спортивные игры

∙ Дни здоровья

∙ Спортивные развлечения, праздники

3. Образовательные технологии

- это, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о гигиенической и двигательной культуре, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

∙ формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни,

∙ накопление знаний о здоровье,

∙ развитие умений оберегать его.

4. Валеологическое просвещение родителей.

Информационно-просветительская деятельность выражается в

− формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,

− в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,

− информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,

− привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.  

Формы организации здоровьесберегающей работы:

⋅ физкультурные занятия

⋅ самостоятельная деятельность детей

⋅ подвижные игры ⋅ закаливающие процедуры

⋅ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

⋅ двигательно-оздоровительные физкультминутки

⋅ физические упражнения после дневного сна

⋅ физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами ⋅ физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

⋅ физкультурные досуги ⋅ спортивные праздники

⋅ оздоровительные процедуры в водной среде.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплекс здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Принципы построения среды в детском саду"

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, у...

Положение о проведении фестиваля «Стартуем вместе» среди сотрудников детских садов «Буратино» и «Дюймовочка» под девизом «Здоровый сотрудник – богатый детский сад»

Фестиваль среди детских садов проводится в соответствии с планом   месячника здоровья в целях:·         выявление и поддержка сотрудников ДОУ в пропаг...

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....