Здоровьесозидающая среда в детском саду
статья
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_statya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Надежда Валентиновна
педагог дополнительного образования,
ГБДОУ д/с №50 детский сад
Кировского района Санкт-Петербурга
Здоровьесозидающая среда в детском саду
Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это..." (блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни.
Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.
В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей .
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса.
Здоровьесберегающая среда.
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу, которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе
рассматривается как комплекс:
• социально-гигиенических
• психолого-педагогических
• морально-этических
• экологических
• физкультурно-оздоровительных
• образовательных
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести
• морально-психологический климат
• экология и гигиена
• современный дизайн
• рациональный режим жизни, труда и отдыха
• современные образовательные программы, методики и технологии
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
• динамизм
• открытость
• гибкость
• саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем
•
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный, кабинет ИЗО, кабинет ИКТ, кабинеты логопедов, медицинский кабинет.
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: образовательная деятельность строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную, уютную среду, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности: все группы оснащены разнообразием игрового, наглядного материала .
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей среды придается:
- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги в детском саду.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; - Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Актуальность здоровьесберегающих технологиий:
жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых выделяется проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий:
1. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников
2. Сформированность навыков здорового образа жизни Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья ребёнка.
Виды здоровьесберегающих технологий
как правило, здоровьесберегающие технологии в ДОУ подразделяются на
1. Медико-профилактические технологии
∙ Мониторинг здоровья
∙ Организация профилактических мероприятий
∙ Рациональное питание
∙ Рациональный режим дня
∙ Здоровьесберегающая среда
∙ Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
2. Физкультурно-оздоровительные технологии
∙ Двигательный режим
∙ Динамические паузы
∙ Закаливание
∙ Гимнастика
∙ Подвижные и спортивные игры
∙ Дни здоровья
∙ Спортивные развлечения, праздники
3. Образовательные технологии
- это, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о гигиенической и двигательной культуре, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
∙ формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни,
∙ накопление знаний о здоровье,
∙ развитие умений оберегать его.
4. Валеологическое просвещение родителей.
Информационно-просветительская деятельность выражается в
− формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,
− в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,
− информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
− привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
⋅ физкультурные занятия
⋅ самостоятельная деятельность детей
⋅ подвижные игры ⋅ закаливающие процедуры
⋅ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
⋅ двигательно-оздоровительные физкультминутки
⋅ физические упражнения после дневного сна
⋅ физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами ⋅ физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
⋅ физкультурные досуги ⋅ спортивные праздники
⋅ оздоровительные процедуры в водной среде.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплекс здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...
Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду
Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....
"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Принципы построения среды в детском саду"
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, у...
Положение о проведении фестиваля «Стартуем вместе» среди сотрудников детских садов «Буратино» и «Дюймовочка» под девизом «Здоровый сотрудник – богатый детский сад»
Фестиваль среди детских садов проводится в соответствии с планом месячника здоровья в целях:· выявление и поддержка сотрудников ДОУ в пропаг...
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....