Главные вкладки

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам старшая группа
    картотека (старшая группа)

    Дронова Светлана Викторовна

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам старшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Пальчиковая гимнастика361.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Михайловский детский сад

    Карасукского района Новосибирской области

    Картотека

    пальчиковых игр

    по лексическим темам

    C:\Users\User\Desktop\пальч.png

    Выполнила

    Воспитатель старшей группы

    Дронова С.В.

    2019г.

    Тема: «Наш любимый детский сад»

    Этот пальчик хочет спать.                          (поочередно загибать пальцы к ладошке
    Этот пальчик – прыг в кровать!                  начиная с мизинца. Затем большим пальцем 
    Этот пальчик прикорнул.                              Касаться всех остальных - «будить»);
    Этот пальчик уж заснул.
    Тише, тише не шуми,                                   «Грозят» мизинчику большим пальцем
    Пальчики не разбуди.
    Встали пальчики. Ура!                                 (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 
    В детский сад идти пора.                              широко расставив пальцы.)

    Тема: «Игрушки»

    «ЮЛА» (пальчиковая гимнастика)

    Я юлу кручу, верчу,

    И тебя я научу.

    Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

    «Игрушки»

    На большом диване в ряд      (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

    Куклы Катины сидят:

    Два медведя, Буратино,         (загибают по очереди пальчики)

    И веселый Чиполлино,

    И котенок, и слоненок.

    Раз, два, три, четыре, пять.     (разгибают поочередно пальчики)

    Помогаем нашей Кате             (попеременно хлопают и стучат кулачками)

    Мы игрушки сосчитать.

    «Заводим игрушку»

    Хлоп, хлоп,                   (хлопают)

    Раз, два, три,                (сжимать в кулачки обе руки)

    Быстро ключик поверни.              (наклонять поднятые ладони вправо-влево)

    Хлоп, хлоп,                          (хлопают)

    Раз, два, три,                 (сжимать в кулачки обе руки)

    И игрушку заведи!         (пальцы соединить в щепоть, имитировать завод игрушки)

    Тема: «Осень»

    «Осень, осень»  (пальчиковая гимнастика)

      Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

      Приходи!                                              зажимаем кулаки по очереди

      Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

      Погляди!                                               ладони на щеки

      Листья желтые кружатся,                   плавное движение ладонями

      Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям

       Солнце нас уже не греет,                   сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

       Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны

       К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук

       Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами по ладоням     

        Шапки, куртки надеваем                    имитируем

       И ботинки обуваем.                             топаем ногами

       Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям

       Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        кулак, ребро, ладонь

    Тема : «Овощи»

    «В нашем огороде»

    Огурцы, капуста, перец

    В нашем огороде есть (загибают по одному пальцу)

    Сварим, суп, в салат порежем, (круговые движения кулачков)

    Можем и сырыми съесть! (хлопки в ладоши)

    «Огород»

    В огороде много гряд: (сжимают и разжимают пальцы в кулак)

    Тут и репа, и салат, (по очереди разжимают пальцы из кулака)

    Тут и свекла, и горох,

    А картофель разве плох?

    Оставайся на год

    Наш зеленый огород. (сжимают и разжимают пальцы).

    «Капуст».

    Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

    Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)

    Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)

    Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

    Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

    Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)

    Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)

    И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)

    Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)

    Тема: «Сад. Фрукты».

    «Апельсин»


    Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
    Много нас, (показывают 10 пальцев)
    А он один. (показывают 1 палец)
    Эта долька – для ежа.
    Эта долька – для стрижа.
    Эта долька – для утят.
    Эта долька – для котят.
    Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
    А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
    Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
    Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

    «Фруктовая ладошка».

    Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
    Он, конечно, не один,
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит: «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас, 
    Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

    Тема: «Труд людей осенью. Хлеб».

    «Каша»

    Каша в поле росла, (шевелят пальчиками)

    К нам в тарелку пришла. («шагают» пальчиками по столу)

    Всех друзей угостим, (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

    По тарелке дадим.

    Птичке-невеличке, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

    Зайцу и лисичке,

    Кошке и матрешке,

    Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

    Быстро вертится крыло, (круговые движения рук)

    Мелет мельница зерно. (вращают сжатыми кулачками)

    А из молотой муки (двумя ладонями лепят воображаемый колобок)

    Напекут нам пироги.

    «ХЛЕБ» 

     Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

     Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

     А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

     Он в зерно вдруг превратился.   Выполняют упражнение «Пальчики  здороваются

                   

       Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

     В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

     Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

     А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

    Тема: «Дары леса»

    «ЗА ЯГОДАМИ» (пальчиковая гимнастика)

    Раз, два, три, четыре, пять,          Пальчики обеих рук «здороваются», начиная 

                                                                       с больших

    В лес идём мы погулять.               Обе руки  «идут» указательными и       

                                                                     средними пальцами по столу        

    За черникой,                                   Загибают пальчики, начиная с большого.    

    За малиной,

    За брусникой,

    За калиной.

    Землянику мы найдём

    И братишке отнесём.

    «Грибы»

    Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы)

    Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца)

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик все съел,

    Оттого и потолстел.

    «За грибами»

    Мы идем дорожками,

    Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки)

    Мы идем с лукошками,

    Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу)

    Прямо за опушкой вдруг

    Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы)

    И пенек с опенками под рябинкой тонкою.

    Крепкий подберезовик вырос под березою,

    Красный подосиновик вырос под осиною.

    Тема: «Перелётные птицы»

    Снова осень наступает, (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

    Птицы гнезда покидают, (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

    В стаи собираются, (сжать пальцы в «замок»)

    До весны прощаются. (по очереди соединять пальцы обеих рук)

    «Птички»

    Птички полетели, (ладони повернуть к себе, переплести большие пальцы – «птица»)

    Крыльями махали.

    На деревья сели, (поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены)

    Вместе отдыхали. (пальцы сцеплены в «замок»)

    «Грачи»

    Грачиха говорит грачу: (сжимают и разжимают пальцы)

    «Слетай с грачатами к врачу, (соединяют два больших пальца, остальными машут)

    Прививки делать им пора (сжимают и разжимают пальцы)

    Для укрепления пера!»

    Тема: «Моя Родина»

    «Дом»

      Я хочу построить дом,
    (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
    Чтоб окошко было в нём,
    (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
    Чтоб у дома дверь была,
    (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
    Рядом чтоб сосна росла.
    (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
    Чтоб вокруг забор стоял,
    Пёс ворота охранял,
    (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
    Солнце было, дождик шёл,
    (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
    И тюльпан в саду расцвёл!
    (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана")

    «Край родной».

    Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

    Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)

    Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)

    Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

    Мы живём в одном краю –

    Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

    «Родина»

    (Поочерёдное загибаем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем. Сначала правой рукой, затем левой рукой.)

    Вешняя, бодрая,

    Вечная, добрая,

    Трактором вспахана

    Счастьем засеяна —

    Вся на глазах она

    С юга до севера!

    Родина милая,

    Родина русая,

    Мирная-мирная

    Русская-русская.

    Город – это улицы, проспекты и дома, Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

    Площади, музеи, парков тишина, Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

    Блеск огромных стекол,

    Праздничных витрин, Разводить пальцы в стороны и соединять.

    Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

    Прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

    Тема: «Моя семья»

    "Семья" (поочередно загибаем пальцы, начиная с большого)

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    А вот этот пальчик – я,

    Вместе – дружная семья!

    «Семья» 
    Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
    Кто живет в моей квартире? (разводят руками)
    Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
    Всех могу пересчитать:
    Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
    Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
    Вот и вся моя семья! (сжимают, разжимают кулаки)


    "
    Семья могучая"

     В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) 

    Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок") 

    У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

     И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

     Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев) 

    Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).

    «Помощники»

    Раз, два, три, четыре                                       (Дети сжимают и разжимают кулачки)

    Мы посуду маме мыли.                                    (Трут одной ладошкой о другую)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку                      (Загибают пальчики,

    И большую поварёшку.                                               начиная с большого пальчика)

    Мы посуду маме мыли,                                      (Опять трут одной ладошкой о другую)

    Только чашку мы разбили,                               (Загибают пальчики, начиная с мизинца)

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Вот как  маме помогали!                                   (Сжимают и разжимают кулачки)

    Тема: «Одежда, обувь»

    «Стирка»

    .Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук,

    начиная с больших.

    Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.

    Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.

    Юбку, кофточку, платочки.

    Шарф и шапку не забудем –

    Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.

    «Перчатки»

    .Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

    рукой другую руку,

    Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.

    Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки.

    Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,

    Начинаем вслух считать: начиная с больших.

    Раз, два, три, четыре, пять».

    Тема: «Я расту здоровым»

    Пять и пять пошли гулять.

    Вместе весело играть.                                            (Сжимание - разжимание пальцев рук).

    Повернулись, улыбнулись,                                    (Вращение кистей рук).

    В кулачок опять свернулись.

    Вот какие молодцы.                                               (Стучать кулачками)

    "Как живешь?"


    - Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
    - А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
    -Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
    - Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
    - Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
    -Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
    - А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

    Тема: «Продукты питания»

    «Пирог».

    Падал снег на порог                             (Руки над головой, перебирая  

                                                                         пальцами медленно опускаем вниз)
    Кот лепил себе пирог.                           (Ладони приставляем к голове, изображая уши)
    А пока лепил и пек                                («Лепим» пирог)
    Ручейком пирог утек.
                                (Ладони друг к другу, постепенно  

                                                                         сгибаем  пальцы навстречу друг

                                                                         другу, пока тыльные                                                                                                            
                                                                        стороны ладоней не соприкоснуться)

    Пирожки себе пеки                                 (Опять «лепим» пирог)
    Не из снега – из муки.

    Тема: «Зима»

    Пришла зима,                     (Трем ладошки друг о друга)

    Принесла мороз.                      (Пальцами массажируем плечи, предплечья)

    Пришла зима,                      ( Трем ладошки друг о друга)

    Замерзает нос.                           (Ладошкой массажируем кончик носа)

    Снег,                                                   (Плавные движения ладонями)

    Сугробы,                                       (Кулаки стучат по коленям попеременно)

    Гололед.                                        (Ладони скользят  по коленям разнонаправлено)

    Все на улицу — вперед!                (Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

    Теплые штаны наденем,                (Ладонями проводим по ногам)

    Шапку, шубу, валенки.                (Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

    Руки в варежках согреем                (Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

    И завяжем шарфики.                (Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

    Зимний месяц называй!                (Ладони стучат по коленям)

     Декабрь, Январь, Февраль.                (Кулак, ребро, ладонь)

    Падал снег на порог. Медленно поднять и опустить ладони два раза.

    Кот слепил себе пирог. Сначала правой ладонью надавить на левую,

    затем наоборот.

    А пока лепил и пек, Сжимать разжимать пальцы.

    Ручейком пирог утек. Пальчики «идут» по коленкам.

    Пирожки себе пеки, Указательными пальцами обеих рук погрозить.

    Но не из снега – из муки. Округленными ладошками «лепить» пирожки.

    Тема: «Зимние забавы»

    Раз, два, три, четыре, пять, Сжимать-разжимать пальцы.

    Мы во двор пришли гулять. «Шагать» пальчиками по столу.

    Бабу снежную лепили, «Лепить» комочек двумя ладонями.

    Птичек крошками кормили, «Крошить хлебушек».

    С горки мы потом катались, Опустить кисти сверху вниз.

    А еще в снегу валялись. Класть ладони на стол то одной стороной, то другой.

    Все в снегу домой пришли. Стучать кулачками друг по другу.

    Съели суп Воображаемые движения ложкой.

    И спать легли. Положить ладони под щеку.

    «Мы во двор пошли гулять».

    Раз , два, три, четыре, пять,                (Загибают пальчики, начиная с большого.)

    Мы во двор пришли гулять.               («Шагают» по столу средним и указательным  

                                                                     пальчиками.)

    Бабу снежную лепили,                       («Лепят» комочек двумя ладонями.)

    Птичек крошками кормили,              («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

    С горки мы потом катались,             (Ведут указательным пальцем правой руки

                                                                  по ладони левой руки.)

    А еще в снегу валялись.                    (Кладут ладошки на стол то одной, то другой

                                                                  стороной.)

    Все в снегу домой пришли.               (Отряхивают ладошки.)

    Съели суп и спать легли.                    (Движения воображаемой ложкой; руки под

                                                                     щеку.)

    Тема: «Зимующие птицы»

    Сколько птиц к кормушке нашей          (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

    Прилетело? Мы расскажем.

    Две синицы, воробей,                              (На каждое название птицы загибают по одному

    Шесть щеглов и голубей,                         пальчику.)

    Дятел в пестрых перышках.

    Всем хватило зернышек.                        (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

    Тема: «Новый год»

     «Подарки».

    Дед Мороз принес подарки:               («Шагают» по столу средним и указательным  

                                                                    пальчиками.)

    Буквари, альбомы, марки.                   (На каждое произнесенное название подарка

                                                                   загибают                

    Кукол, мишек и машины,                     по одному пальчику сначала на правой,

    Попугая и пингвина,                            потом на левой руке.)

    Шоколадок полмешка

    И пушистого щенка!

    Гав! Гав!                                                  (Делают из пальчиков правой руки мордочку, щенка,                                            согнуты средний и указательный пальчики – «ушки».)

    «Новый год»

    Наступает Новый год!

    Дети водят хоровод.

    Висят на елке шарики,

    Светятся фонарики.

    Вот сверкают льдинки,

    Кружатся снежинки.

    В гости дед Мороз идет,

    Всем подарки он несет.

    Чтоб подарки посчитать,

    Будем пальцы загибать:

    1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

    хлопаем в ладоши

    кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

    поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

    фонарики

    сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

    легко и плавно двигать кистями

    пальцы шагают по коленям или по полу

    трем друг об друга ладони

    хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

    по очереди массажируем каждый палец

    Тема: «Домашние животные и птицы»

    «ПЕТУШОК» 

    Наш красивый петушок

    Обе руки сжаты  в кулачки.

    Кверху поднял гребешок.

    Разжать ладони.

    Крылышками машет.

    Кистями помахать в воздухе.

    На лужайке пляшет.

    Крошки хлебные клюёт.

    Указательными пальцами постучать по столу.

    Пёстрых курочек зовёт.

    Кистями рук сделать манящие движения.

    «КОТЯТА» 

     (Ладошки складываем,пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
    У кошечки нашей есть десять котят,
    (Покачиваем руками, не разъединяя их. )
    Сейчас все котята по парам стоят:
    Два толстых, два ловких,
    Два длинных, два хитрых,
    Два маленьких самых
    И самых красивых.
    Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 


      «ПОВСТРЕЧАЛИСЬ»  

    На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

    Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

    Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

    Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

    «СОБАКА» 

    У собаки острый носик,

    Есть и шейка,

    Есть и хвостик.

    Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).

    Тема: «Дикие животные»

    «БЕЛОЧКА» 

     Прыгает по веточкам

    Невеличка белочка.

    Мелькает хвостик средь ветвей.

    Кто угонится за ней?

    Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

    «Зайчик»

    Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх)

    Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения)

    Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди)

    И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой)

    Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

    Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

    Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

    Зевнул и потянулся.

    - Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

    - Здравствуй, белочка-сестричка!

    - Здравствуй, серенький волчонок!

    - Здравствуй, беленький зайчонок!

    «Мальчик с пальчик»

    - Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать большой палец левой руки)

    Где ты был?

    - Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать большой палец правой руки)

    Встретил я медведя, волка, (большой палец поочередно касается всех пальцев)

    Зайку, ежика в иголках.

    Встретил белочку, синичку,

    Встретил лося и лисичку.

    Всем подарки подарил, (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются)

    Всяк меня благодарил.

    Тема: «Дружба»

    «Дружба»
    Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
    Девочки и мальчики.
    Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
    Маленькие пальчики.
    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
    Будем снова мы считать.
    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
    Мы закончили считать.

    «Как живёшь?» 
    - Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
    - А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
    -Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
    - Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
    - Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
    -Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
    - А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

    Тема: «Транспорт»

    «Транспорт»
    Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
    Будем транспорт называть:
    Автомобиль и вертолёт,
    Трамвай, метро и самолёт.
    Все пальцы мы в кулак зажали,
    Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)

    «Машины»
    Все машины по порядку
    Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
    Бензовоз, мусоровоз,
    С молоком молоковоз,
    С хлебом свежим хлебовоз.
    И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

    Тема: «Дорожная безопасность»

    «Транспорт».

    По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
    По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
    По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
    Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

    «Дорожных правил очень много».
    Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
    Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
    Два - сигналы светофора,
    Три – смотри дорожный знак,
    А четыре – «переход».
    Правила все надо знать (хлопки руками)
    И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

    Тема: «День защитников Отечества»

    «БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ» 

    Пальцы эти все бойцы,                          Показать раскрытые ладони

    Удалые молодцы.

    Два-больших и крепких малых

    И солдат в боях удалых.

    Два-гвардейца-храбреца,

    Два-сметливых молодца.

    Два героя безымянных,              Сжать пальцы в кулаки и поочередно

    Но в работе очень рьяных!        разжимать пальцы на обеих руках

    Два –мизинца-коротышки-        одновременно, начиная с больших.

    Очень славные мальчишки!

    «Праздник отцов» 

     Сегодня праздник всех отцов,                          (сжимают и разжимают пальцы)

    Всех сыновей, всех кто готов,                          (хлопают в ладоши)

    Свой дом и маму защитить,                              (из ладошек делают «домик»,

                                                                                 руки     прикладывают к сердцу)

    Всех нас от бед отгородить!                            (сжимают и разжимают пальцы)

    «Капитан» 

     Это – Мишка – капитан.           (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Обошел он много стран.            (Потирают ладони друг о друга)

    Обошел он много стран.

    Обошел их не пешком -               (поочередно соединяют подушечки пальцев

                                                                       обеих рук)

    На кораблике с флажком.

    Тема: «ОБЖ»

    «Человечек»

    Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

    Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

    Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

    Ножки, ручки, глазки, ротик

    И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

    Получился человечек. (развести руки в стороны)

    «Предметы гигиены»

    Ах вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

    Будем чистыми всегда!

    Брызги-вправо, брызги –влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

    Мокрым стало наше тело!

    Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

    Вытрем ручки очень быстро.

    Тема: «Мамин праздник»

    «ЦВЕТОЧЕК ДЛЯ МАМОЧКИ» 

    Ой, в нашем цветнике

    Большой цветок на стебельке.

    Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

    От ветерка качается,

    Движения руками вправо-влево.

    И мне улыбается!

    Я мамочку поцелую

    И цветочек подарю ей!

    Мимика, жесты.

    «НАШИ МАМЫ»  

     Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

    Всех их очень любят дети!

    Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

    Повар, милиционер,

     Швея, кондуктор и учитель,

     Врач, парикмахер и строитель –

    Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

    Мамы разные важны!  (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

    Тема: «Профессии»

    «Шофер»

    Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы)

    Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному)

    Он возил кирпич на стройку,

    Дом он строить помогал.

    А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль)

    Свой огромный самосвал.

    «Швея»

    Мама кукле платье шила, (по очереди касаться большим пальцем остальных на правой руке)

    Я ей помогала. (то же на левой руке)

    Чтобы мама не грустила, (то же на правой руке)

    Песни распевала. (то же на левой руке)

    «Почтальон» 
    Что принес нам почтальон? Сжимать и разжимать кулаки.
    С толстой сумкой ходит он. Шагать пальчиками по столу.
    Перевод, журнал, газету, Загибать пальцы, начиная с большого.
    В бандероли 2 кассеты.
    И письмо от тети Вали,
    Чтоб ее приезда ждали.


    «Пекарь»
    Пекарь, пекарь, из муки
    Испеки нам колобки. Выполняем круговые движения ладонями
    Две сушки — Ванюшке, Имитируем скатывание колобка.
    Две баранки – Танюшке, Поочередно соединяем большие пальцы 
    Два бублика – Мишке, обеих рук с остальными пальцами
    Два калача – Маришке. – упражнение «колечки».

    «Такие разные дела»

    Раз, два, три, четыре! Дети, (сгибают пальцы по одному в кулачок)

    Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному)

    Вот военные идут – («шагают» пальцами по столу)

    Они границу берегут.

    А швея иглу берет (имитируют шитье иглой)

    И одежду людям шьет.

    Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней)

    Звонко песенку поет.

    Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка)

    Курам зёрна принесла.

    Тема: «Народная культура и традиции»

    - Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец) 
    Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев) 
    Масляна головушка, – (погладить рукой по голове) 
    Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку) 
    Что ты рано встаешь, 
    Что ты звонко поешь, 
    Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку) 
    Солнышко-вёдрышко 


    - Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы) 
    Взойди поскорей, - (поднять руки вверх) 
    Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой) 
    Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове) 
    Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

    Тема: «Зоопарк»

     «Мы шагаем в зоопарк»:

    Мы шагаем в зоопарк, (пальчики «бегут» по столу)

     Побывать там каждый рад! (Хлопают в ладоши.)

     Антилопы, зебры, крокодилы, Попугаи и гориллы.

     Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы.

    (Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой.)

    У нас чудесный аппарат, (Пальцами обеих рук делают прямоугольник.)

     Фотографировать он рад!

    (Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата».)

    Сделаем вам фото. (Руками от себя «предлагают».)

    Вот такое фото! (Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

    Тема: «Весна»

    «Подснежник»
    К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
    В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
    И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
    Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

    «Апрель»

    Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)

    Распахнули дверь. (открывают дверь)

    Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)

    К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)

    Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)

    Зазвенел, запел.

    Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)

    На березы сел.


    «Ласточка»

    Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с другими)

    Милая касаточка,

    Ты где была,

    Ты с чем пришла?

    - За морем бывала,

    Весну добывала.

    Несу, несу,

    Весну-красну.

    Тема: «Космос»

    "Будем в космосе летать".

    (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

    1,2,3,4,5.

    (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

    Будем в космосе лететь.

    (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

    1 – комета.

    2 – планета.

    3 – луноход.

    4 – звездолет.

    5 – земля,

    (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

    До свидания друзья!

    (То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

    Тема: «В гостях у сказки»

    «Книжки»

    Много книжек есть на свете,
    Читать их очень любят дети.
    Если книги мы прочтем,
    То узнаем обо всем:
    (Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
    Про моря и океаны,
    Удивительные страны.
    Про животных прочитаем
    И про космос мы узнаем.
    (Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

    «Сказки»

    Раз, два, три, четыре, пять -
    Любим сказки мы читать.
    Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
    Мышка-норушка и Колобок.
    Курочку Рябу назвать еще надо -
    Героев из сказок вспомнить мы рады!
    (Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

    «Сказки»
    Будем пальчики считать,
    Будем сказки называть:
    (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
    Эта сказка – «Теремок».
    Эта сказка – «Колобок».
    Эта сказка – «Репка»:
    Про внучку, бабку, дедку.
    (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
    «Волк и семеро козлят» -
    Этим сказкам каждый рад!
    (Показывают большой палец.)

    Тема: «Пожарная безопасность»

    «Безопасность»

    Никогда в одну розетку

    Не втыкай, мой милый друг,

    Телевизор и светильник,

    И компьютер, и утюг.

    Поочередно соединять большие пальцы с остальными, начиная с указательных.

    Тема: «День Победы»

    «На параде».
    Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки.
    Мы шагаем ряд за рядом, 
    Левой — раз, левой — раз, Хлопки в ладоши. 
    Все захлопали в ладошки —
    Дружно, веселей!
    Застучали наши ножки 
    Громче и быстрей!


    «Наша армия».
    Аты - баты, аты - баты! Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и

    левой руки. 
    На парад идут солдаты! 
    Вот идут танкисты, 
    Потом артиллеристы,
    А потом пехота –
    Рота за ротой. 

    Тема: «Насекомые»

     «ПЧЕЛА» 

    Прилетела к нам вчера                            Машут ладошками.

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель – шмелёк                       На каждое название насекомого загибают  

                                                                       пальчик.

    И весёлый мотылёк,

    Два жука и стрекоза,

    Как фонарики глаза.                             Делают кружочки из пальчиков и подносят к  

                                                                        глазам

    Пожужжали, полетали,                            Машут ладошками,

    От усталости упали.                                 Роняют ладони на стол.

    «Паучок» 

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки

    (Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

    Дождик с неба вдруг полил

    (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)

    Паучков на землю смыл

    (Хлопок ладонями по коленям или по столу)

    Солнце стало пригревать

    (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

    Паучок ползет опять,

    А за ним ползут все детки

    (Действия аналогичны первоначальным.)

    Чтобы погулять на ветке.

    («паучки» ползают по голове)

    «НАСЕКОМЫЕ» 

    Дружно пальчики считаем-

    Насекомых называем:

    Сжимать и разжимать кулачки.

    Бабочка, кузнечик, муха,

    Это жук с зелёным брюхом.

    Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Это кто же тут звенит?

    Ой, сюда комар летит!

    Вращать мизинцем.

    Прячьтесь!

    Спрятать руки за спину.

    «БАБОЧКА» 

    Бабочка-коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

    Тема: «Цветы»

    "Цветы".

    Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы)

    Мак на грядке расцветет.

    Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут)

    На цветок опустится.

    Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы)

    Больше на два лепестка.

    «Цветы».

    Наши алые цветы
    Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
    Ветерок чуть дышит,
    Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
    Наши алые цветки
    Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
    Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
    Головой качают. Качают головой.


    «Цветок».
    Вырос высокий цветок на поляне,
    (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
    Утром весенним раскрыл лепестки.
    (Развести пальцы рук).
    Всем лепесткам красоту и питанье
    (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
    Дружно дают под землей корешки.
    (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).


    «Одуванчик».

    Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы)

    Желтый сарафанчик.

    Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок»)

    В беленькое платьице,

    Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево)

    Ветерку послушное.

    «Колокольчики».

    В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы)

    И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо)

    Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером)

    Распускают лепестки.

    Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево)

    Низко накланяются.

    Колокольчик голубой (круговые движения кистями)

    Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх)

    Колокольчики-цветы (повороты кистями)Очень вежливы, а ты?

     Тема: «Скоро в школу»

    «Портфель» 

     Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

    Промокашка и тетрадь,                                   (загибают поочередно пальцы)

    Ручка есть, чтобы писать

    И резинка, чтобы пятна

    Убирала аккуратно

    И пенал, и карандаш,

    И букварь – приятель наш.

    «В школу» 

    В школу осенью пойду.            («шагают» пальчиками обеих рук по столу)

    Там друзей себе найду,

    Научусь писать, читать,

    Быстро, правильно считать.

    Я таким учёным буду!                 (загибают по одному пальчику с мизинца)

    Но свой садик не забуду!                (грозят указательным пальчиком)

    Тема: «Лето».

    «РАДУГА» 

    Гляньте: радуга над нами,
    Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
    Над деревьями,
    Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
    Домами,
    Руки сложены над головой крышей.
    И над морем, над волной,
    Нарисовать волну рукой.
    И немножко надо мной.
    Дотронуться до головы.

    Тема: «Здравствуй, лето!»

    «Я рисую лето»

    Я рисую лето:                                     (рисуют пальчиком по столу)

    Красной краской –                             (рисуют в воздухе «солнце»)

    Солнце,

    На газонах розы,                               (сжимают и разжимают пальцы)

    На лугах покосы,

    Синей краской – небо                       (рисуют в воздухе «облака»)

    И ручей певучей.                               (на столе рисуют пальцем «ручей»)

    «КОЛОКОЛЬЧИКИ» 

    В прятки пальчики играют

    Сжимать и разжимать пальцы рук.

    И головки убирают,

    Открывать и закрывать глаза.

    Словно синие цветки,

    Распускают лепестки

    Сводить и разводить пальцы «веером».

    Наверху качаются,

    Низко наклоняются.

    Качание и наклоны кистей вправо-влево.

    Колокольчик голубой

    Поклонился, повернулся

    К нам с тобой.

    Круговые движения кистями.

    Колокольчики-цветы

    Очень вежливы, а ты?

    Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

     

     «ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?» 

    Что делать после дождика?

    Соединяем по очереди все пальцы с большими.

    По лужицам скакать!

    Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

    Что делать после дождика?

    Соединяем все пальцы рук с большими.

    Кораблики пускать!

    Рисуем обеими руками восьмёрку.

    Что делать после дождика?

    Соединяем все пальцы с большими.

    На радуге кататься!

    Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

    Что делать после дождика?

    Соединяем все пальцы с большими.

    Да просто улыбаться!

    Улыбаемся.

    «Лето по полю гуляло»

    Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу)

    Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)

    Луг – цветами,

    Лес – листами,

    День – лучами,

    Ночь – звездами.

    «Лето наступает».

    Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими,

    начиная с мизинцев.)

    Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

    Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце»)

    И на даче отдыхать («Домик»)

    «Солнышко».

    Солнышко проснулось (Сжимают ладошку в кулачок.)

    Сладко потянулось. (Поднимают кулачок вверх.)

    Лучикам пора вставать (Разжимают по одному пальчику)

    Раз, два, три, четыре, пять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

    Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

    Картотека домашних заданий по лексическим темам. Старшая группа для детей с ОНР.

    Картотека содержит задания для дошкольников с ОНР старшего возраста....

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

    В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

    КАртотека пальчиковых игр по лексическим темам подготовительная группа

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам : игрушки, фрукты, овощи, деревья, осень, подойдет для родителей и педагогов...