картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет
учебно-методический материал (средняя группа)

Григоренко Евгения Михайловна

картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию

культурно-гигиенических навыков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г. 

МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»

Картотека

дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет

Воспитатель: Григоренко Е.М.

г. Новоалександровск

«КОМУ ЧТО НУЖНО» https://i.pinimg.com/236x/d5/03/e8/d503e8ce6309b9750b389e3f642a7196.jpg

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу,

повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с

изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу,

в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для

работы врачу (повару, продавцу).  

 

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе

жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал

картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы

зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение,

показать и всем вместе выполнить его.

 

https://pp.userapi.com/c836737/v836737701/2436e/sz900gvgaPs.jpg«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей

одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать

представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память,

логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не

знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные

ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

 

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе

жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а

ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель

показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

«ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-

ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать

рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются

вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

 

«СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия не  

обходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний

вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

 

«ВЫМОЕМ КУКЛУ»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-

ния, последовательность действий, способствовать формированию привычки

к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и

умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества

предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем

моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и

правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

 

«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ»

https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/75/77356/img2.jpgЦель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание,

чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти

движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов пока-

зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая

последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель

показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

 

«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением

предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением

предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

 

"УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой,

функциональным назначением кровати, формировать подражательные

действия.

Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее:

мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка

устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый

демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе,

погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть

песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку

больше самостоятельности.

 

                                   "УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять

предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать

ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две

ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо

посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь

разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей".

Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В

конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили

чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

 

                                           "ПАРОВОЗИК"

Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка

предметно-игровым действиям с ним.

Оборудование: паровозик, рельсы.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает

ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"

Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы

паровозик не останавливался.

Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив

ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

 

                                "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять

предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай

поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из

шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно

берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава,  

Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!  

Надеваем ботиночки на ножки,  

Вот шнурки, я помогу тебе завязать  

Вот, ботиночки надели на ножки  

Надеваем шапку на голову.  

Вот, так, шапку надели  

Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у

ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой,

ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

 

https://i.ytimg.com/vi/iUBhamxxBns/maxresdefault.jpg                              "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении

навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы

хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что

надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка,

водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки

краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и

рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее

предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет

потешку "Водичка, водичка!"

 

                                                  "ВЫМОЙ РУКИ"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам

нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый

ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками

под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит

ребенка.

 

                            «СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук,

подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук

надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит,

тот водички не получит!");

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/075d/0014b454-ca85a26c/hello_html_m2718fbba.jpgЗатем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому,

который обращает внимание ребенка на положение рук.

 

                            "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его

спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при

намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить

движения намыливания.  

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена.

Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот,

какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену

под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые

руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого

и ребенка.

"УМЫВАЛОЧКА"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,

просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки,

ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом

показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем,

просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок,

посмотри на себя в зеркало!"

 

                                        "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы

движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на

ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные

волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"

Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша

попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом

помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце

расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание

на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

 

                                              "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться,

при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не

болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки

https://molzhaninovskievesti.ru/wp-content/uploads/2019/01/zub.jpgребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при

этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются,

показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные

действия взрослого и ребенка.

 

                                        "ФОНТАНЧИКИ"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и

предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот

воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать

рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит

ребенка.

 

                                      "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша,

она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее

лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый

произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок,

демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

 

                              «НОСИКИ-КУРНОСИКИ"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в

карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться

носовым платком.

 

                                      ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»

Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить

то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по

ролям.

https://i.pinimg.com/originals/12/b0/ac/12b0acb58f6d33e12f63b499d9edbc96.pngПедагог, Давай будем одеваться.

Ребенок. Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)

Педагог. Пойдем, будем умываться...

Ребенок. Я сама! Я сама! {Умывается. )

Педагог. Ну идем, хоть причешу я.

Ребенок. Я сама! Я сама! (Причесывается.)

Педагог. Ну давай хоть накормлю я.

Ребенок. Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)

Вопросы к детям

Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы

поступаете, когда вам предлагают помощь?

 

                                      ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ»

Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз,

мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям

с помощью мимики, жеспюв изобразить эмоциональное состояние героев.

Педагог и дети вместе гтсцешруют стихотворение, используя шашку и

жесты.

Педагог. Визжит поросенок...

Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот

полуоткрыт, резко машет руками.)

Педагог

Купают его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю.

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит...

Оля

Уйдите!

Мочалкой меня не трите!

Я голову мыть не стану!

Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова

опущена, сердитый взгляд.)

Педагог

Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна.

Купаться было приятно...

Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?

Педагог. И Оленька отвечала...

Оля.

Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!

Вопросы к детям

Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было9 Кто

покажет, как надо было поступить?

                            ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША»

Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает

стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети

вместе инсценируют его.

Педагог.

Каша из гречки !де варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)

Оля.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке, https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12d2/000cf799-70dac5c3/img2.jpg

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого

чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)

Педагог

И Оля доела Последние крошки!

 

                              ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»

Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.

Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого

мальчика9 Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте

стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f72/000a0e09-4fbc4e90/hello_html_7bc5d9d8.jpgПедагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.

Педагог. Это Митина рубашка.

Ребенок. На, рубашка, просток-вашку!

Педагог.

Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка...

(Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки,

вытирает их. о свою одежду.)

Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям

Как надо есть за столом?

Кто покажет Мите, как надо есть?

 

                                       ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»

Педагог: Мальчик Петя поздно встал

-Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал

-Он ведь замарашка.

Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки ?» Дети высказываются;

затем с помощью движений и мимики изображают Петю.

(Вьсразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и

сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)

 

                                     ИГРА-ЭТЮД «УШИ »

Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши»

и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики,

жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.

1-й ребенок.

Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть?

2-й ребенок

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже9 Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ.. Педагог. Отвечает

доктор... Доктор ЕЖЕ

Педагог. Отвечает доктор гневно... Доктор

ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный

взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.

Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд,

устрашающая интонация голоса.)

 

                         ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»

Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение

«Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер

литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов,

движений и интонации.

 

Педагог

Метлу взяла

И двор подмела.

Девочка

Всюду нос метла совала, Но и я не отставала -От сарая до крыльца Танцевала

без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Выразительные

движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение , улыбка.)

 

                       ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»

Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-

хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н.

Глазковой и предлагае7п определить, что чувствует Танечка в начале и в

конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает

Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью

мимики, жестов, движений, выразительной интонации.

Педагог

Нынче Танечка — хозяйка

И хлопочет день-деньской.

https://static.auction.ru/offer_images/2015/08/13/02/big/J/jF68Z7NcLMx/tuesok_rasskazy_skazki_stikhi_1975_g_il_cinovskogo.jpgОтложила в угол зайку

И сказана... Таня. Спи, косой! Педагог

Тянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду,

Ненароком облилась.

Таня

Ты не смейся, глупый зайка!

Поджидай себе обед...

Ох и трудно быть хозяйкой,

Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 — сосредоточенный

взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 — сердитый

взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)

 

                           ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»

Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и

предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое

отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с

помощью мимики и жестов.

Педагог

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

1-й ребенок

Потому что неохота Штопать нашей Ирке. (Нерягиливьш вид: пуговицы

расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты.

Выражение лица растерянное.)

Педагог

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

2-й ребенок

Потому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она

аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)



Предварительный просмотр:

Комплекс гимнастики после сна средняя группа

СЕНТЯБРЬ

Смотри скорее, который час! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!

Налево раз, направо раз! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!

Бежит по рельсам паровоз, на зарядку нас повез.

(произносить, пока дети просыпаются)

Комплекс 1

1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.

2. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И. П., вдох (через нос).

4. И. П. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И. п. : сидя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши перед собой — выдох; развести ладони в стороны — вдох.

6.«Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.

Комплекс 2

1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.

2. «Горка». И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.

3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.

4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.

5. «Послушаем свое дыхание». И. п. : о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.

ОКТЯБРЬ

Комплекс 3 «Дождик»

Капля первая упала — кап! Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.

И вторая прибежала — кап! То же проделать другой рукой.

Мы на небо посмотрели, капельки «кап-кап» запели, (посмотреть глазами вверх, не поднимая головы)

Намокли лица. Мы их вытирали. (Вытереть лицо руками, вытянуть ноги)

Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (Потянуться к носкам ног руками)

Плечами дружно поведем и все капельки стряхнем. (Поднять и опустить плечи)

От дождя мы убежим (велосипед)

Под кусточком посидим. (сесть, согнуть ноги к груди, обнять их руками)

Комплекс 4 «Добрый день!»

Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.

Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки, и подергали немножко!

Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,

Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!

С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем, а потом разъединяем. (хлопки)

Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкойВсе погладили, ребятки, и потопали немножко!

Значить будем просыпаться, подниматься, одеваться!

НОЯБРЬ

Комплекс 5 "Кисоньки"

Ну что, кисоньки проснулись?

Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись.

А теперь нам интересно, смотрим мы по сторонам.

Повернем головку влево и посмотрим, что же там?

А сейчас потянем лапки и покажем коготки. (руки перед собой, сжим-разжим кулачки)

Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?

Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.

Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.(велосипед)

Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки (руки вытянуть вперед, потереть)

А потом ладошкой в лоб - хлоп-хлоп,

Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем

Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.

А теперь уже, гляди, добрались и до груди. (встать на колени)

Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.

Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть. (наклоны в стороны)

Руки к солнцу поднимаем и сто раз мы приседаем. (стоя на коленях, приседать)

Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.

Вытянемся и легко, легко подышим.

Комплекс 6

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.

2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.

3. И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.

4. «Пешеход». И. П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

5. И. П. : сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.

ДЕКАБРЬ

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Комплекс 7

Наконец – то мы проснулись, Протирают глаза кулачками.

Сладко, сладко потянулись, Потягиваются.

Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.

Головой слегка тряхнули. Покачивают головой из стороны в сторону.

Плечи поднимали, Поднимают плечи.

Ручками махали, Руки перед грудью, «ножницы».

Коленки сгибали, Согнуть ноги в коленях.

К груди прижимали. Обхватить руками ноги, прижать.

Носочками подвигали, Носки на себя, от себя поочередно.

Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти ими.

Не хотим мы больше спать Пальчиками или ладошками показать.

Будем весело играть Хлопки в ладоши.

Комплекс 8

1. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками.

2. И. п. - лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. - выдох.

3. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть в и. п. То же влево.

4. И. п. - сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой.

5. И. п. - сидя ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям произнося «тук- тук- тук». Вернуться в и. п.

6.«Часы». И. п. - сидя, руки на поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и наклониться вперед, со звуком «так» возращение в и. п. - вдох.

ЯНВАРЬ

Комплекс 9

Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.

Первый разик на спине, а потом на животе.

И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.

Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,

Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,

Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,

А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде. Молодцы, отпустили ножки.

Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,

Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись. Выпрямили спинки, отдохнули и еще раз наклонились, потянулись, до носочков дотянулись, выпрямили спинки.

Разбудим наши ротики, сделаем глубокий вдох,

А, выдыхая, помычим «м – м – м - м», но ротик не открываем. Молодцы!

Комплекс 10

1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища: быстро моргать глазами 1-2 мин.

2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую, и. п.

3. И. П. : лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и. п.

4. И. П. : лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо/влево, и. п.

5. И. П. : лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и. п., локти касаются кровати — вдох.

6. И. П. : сидя, ноги скрестив, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.

7. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.

8. Игра – шутка: хвостик спрячем на подушки, делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).

ФЕВРАЛЬ

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

Комплекс 11

1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И. П. : лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.

3. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).

4. И. П. : лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек., вернуться в и. п.

5. И. П. : лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.

6. И. П. : лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.

Комплекс 12 «Самолет»

Пролетает самолет, с ним собрался я в полет (сидя, ноги скрестив, смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом, сопровождая глазами).

Правое крыло отвел, посмотрел, левое крыло отвел, поглядел. (Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону).

Я моторчик завожу и внимательно гляжу (Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом).

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу (сидя на ногах, выполнять летательные движения).

Крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

Мы летим, вдруг начался сильный дождь (сидя на коленях, руки за спиной, вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, потом левую; повтор 4-5 раз)

Но вот подул ветер (дыхательное упражнение) и прогнал тучку (вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек., выдохнуть через рот со звуком «у-у-у»).

И снова стало светить солнышко (сидя на коленях, поднять руки вверх, наклоны вправо-влево).

Дыхательная гимнастика: «Гребля на лодке» : сидя, ноги врозь: вдох – живот втянуть (руки вперед, выдох – живот выпятить (руки в стороны) (5-6 раз).

МАРТ

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Комплекс 13

Глазки открываются, реснички поднимаются (Легкий массаж лица.)

Дети просыпаются, друг другу улыбаются (Поворачивают голову вправо - влево.)

Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.

(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)

Что за чудная зарядка - как она нам помогает,

Настроенье улучшает и здоровье укрепляет. (Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).

Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.

(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).

Сильно - сильно потянись. Солнцу шире улыбнись! (Вытянув руки, потягиваются)

Ножки начали плясать, не желаем больше спать (ноги сгибать по очереди к груди).

Все прогнулись, округлились, мостики получились (на четвереньках выгнуть спину).

Сделай вдох и поднимайся, к солнышку тянись (сидя на коленях потянуть вверх руки).

Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй (повтор 4-5 раз).

Вот теперь совсем проснулись и к делам своим вернулись.

Комплекс 14 «Превращения»

«Змея» (лежа на животе, поднять на вытянутых руках голову, плечи, гордо поворачивать голову вправо-влево, произнося звук «ш-ш-ш»).

«Крокодил» (лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть).

«Панда» (лежа на спине, подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову, перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве).

«Обезьянка» (лежа на спине, поднять прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками по направлению к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на дерево).

«Жираф» (стоя на четвереньках, поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь поворачивается вправо-влево. То же левой рукой).

АПРЕЛЬ

Чтобы голову разбудить, надо шейкой покрутить (делаем вращения).

Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить: справа, слева, и вверху, и внизу.

Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).

Комплекс 15 «Спортсмены»

«Штангисты» (лежа на спине, руки к плечам, вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки, вернуться в и. п.).

«Футболисты» (лежа на спине, колени подтянуты к животу, бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами сразу).

«Гребцы» (сидя, ноги врозь, руки к плечам, наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и. п.).

«Велосипедисты» (лежа на спине, поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые движения).

«Яхтсмены» (лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок, поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше – парус).

«Борцы» — дыхательное упражнение (сидя по-турецки, глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот).

Комплекс 16

Встало солнышко с утра (соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх).Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны).

Ручки к солнышку протянем, с лучиками поиграем (Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки).

Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики (Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).

Солнечные, не простые, зато скачут как живые:(Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх — ушки, пошевелим «ушками»).

По лобику к височкам, по носику, по щечкам, по плечикам, по шейке,

И даже по коленкам! (Легко постукиваем кончиками пальцев,

Ладошками мы хлопали и зайчиков хватали (хлопаем в ладошки, хватаем,

Но к солнышку лучистому зайчишки ускакали! (Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями).

МАЙ

Солнце глянуло в кроватки, надо делать нам зарядку.

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.

Раз, два, три! Ну-ка ножки догони!

Комплекс 17

«Покувыркаемся в траве» (лежа на спине, сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад).

«Солнце встает» (сидя по-турецки, руки вдоль туловища, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох. Опустить руки, выдох).

«Радуга» (сидя по-турецки, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и. п. То же в другую сторону).

«Бабочка» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе, развести колени в стороны, вернуться в и. п.)

«Солнечные капельки» (сидя,глаза закрыты,подставляем солнышку лицо, греем носик щечки, горлышко).

«Зевота»-дыхательное упражнение (сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать, повтор5-6 раз).

Комплекс 18 «Насекомые»

«Стрекоза» (лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и. п.)

«Кузнечик» (лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор около плеч. Поднять правую прямую ногу вверх, опустить. То же с левой).

«Паутинка» — дыхательное упражнение (Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот).

«Паучок» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади. Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и ноги).

«Скорпиончик» (лежа на животе, руки в упоре около плеч. Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Согнуть ноги, тянуть к голове).

Поднимайся, детвора!

Завершился тихий час, свет дневной встречает нас.

Потянулись! Улыбнулись! Наконец - то мы проснулись!

Добрый день! Пора вставать! Заправлять свою кровать.

(проговаривать после окончания гимнастики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр создана в помощь воспитателям в формировании культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ценности здоровья через использование игровых методов....

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы...

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы  КОМУ ЧТО НУЖНОЦель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы вра...

Картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет

Картотека дидактических игр поформированию культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет...

Картотека дидактических игр для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.

Картотека дидактических игр, для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и их родителей при формировании гигиенической культуры детей. Так как  в в...