Картотека пальчиковой гимнастики по темам.
картотека (подготовительная группа)

Гнедина Елена Викторовна

Картотека пальчиковой гимнастики по темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22»

Картотека пальчиковой гимнастики по темам.

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

C:\Users\Admin\Desktop\ладошка.jpg

 Составила: Гнедина Е.В.

 Сентябрь.        Тема месяца: «Детский сад-страна друзей»

Тема 1 недели: «Наш любимый детский сад, всех друзей встречать он рад! »

С добрым утром!

С добрым утром, глазки. (Дети поглаживают глазки.) Вы проснулись? (Смотрят в бинокль.)

С добрым утром, ушки.

( Прикладывают ладони к ушкам)

Вы проснулись?

(Потерли ушки)

С добрым утром, ручки. ( Поглаживают кисти рук.) Вы проснулись?

(Хлопают в ладошки)

С добрым утром, ножки.

( Поглаживают ножки) Вы проснулись? (Притопывают)

С добрым утром, солнце.

Мы проснулись!

(Руки протягиваютк солнцу и улыбаются)

Игрушки

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперед-«бросаем мяч»)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки-«катаем машинку»)

Мы идем в осенний лес

Мы идем в осенний лес.

(Маршируем на месте)

А в лесу полно чудес!

(Разводим руки в стороны, «удивляемся») Дождь вчера в лесу прошел- (Потряхиваем ладонями обеих рук)

Это очень хорошо.

(Хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать,

(Приставляем ладонь ко лбу, смотрим в разные стороны)

И в корзинку собирать.

(Сводят руки перед собой в «корзинку»)

Вот сидят маслята,

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название грибочка)

На пеньке – опята, А во мху – лисички, Дружные сестрички, Подосиновик, груздок, Полезайте в кузовок!

(Присесть, обнять себя руками)

Ну, а ты, мухомор- украшай осенний бор!

(Встаем, разводим руками в стороны)

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимают и разжимают кулачки)

В лес идем мы погулять

(Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

За черникой, за малиной,

(Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем И братишке отнесем!

(Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

В деревне

Я в деревне отдыхаю,

( Руки на столе ладонями вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводить и соединять пальцы левой руки)

Кролик, лошадь и коза,

(Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого)

Кот, корова и свинья.

(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)

А еще баран с овцой,

(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Да верный пес - Помощник мой!

(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Колобок

Жили-были дед и баба, на поляне у реки

(Показываем по очереди две ладони)

И любили очень-очень на сметане колобки.

(Ходьба на месте)

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка»

(Наклоны с вытянутыми руками вперед) Бабка тесто замесила, (Имитация замеса теста)

Колобка она слепила. (Круговые движения рук) В печь его поставила,

(Выпрямить прямые руки вперед)

Там его оставила.

(Руки на пояс)

Вышел он румян – пригож (Повороты туловища в стороны) И на солнышко похож (Поднять руки вверх)

Этот пальчик

Этот пальчик - маленький,

(Массируем мизинчик)

Этот пальчик - слабенький,

(Массируем безымянный)

Этот пальчик - длинненький,

(Массируем средний палец) Этот пальчик - сильненький, (Массируем указательный палец) Этот пальчик – большачок,

(Массируем большой)

А все вместе - кулачек!

(Сжимаем в кулачек)

Сорока

Сорока- белобока

-Где была?

-Далеко, печку топила,

Кашу варила- деток кормила. (Круговые движения по ладошке) Этому дала,

(Загибаем мизинчик)

Этому дала,

(Загибаем безымянный пальчик)

Этому дала,

(Загибаем средний пальчик)

Этому дала.

(Загибаем указательный палец) А этому не дала! (Потряхиваем большой пальчик)

Ты воды не носил, дров не рубил, Кашу не варил. Тебе нет ничего! (Грозим указательным пальчиком)

 Октябрь.        Тема месяца: «Яркие узоры осени»

Тема 5 недели: «Мы расскажем всем ребятам о зверях и о пернатых»

Где обедал воробей?

Где обедал воробей? В зоопарке у зверей.

(Дети машут перекрещенными ладошками) Пообедал я сперва- за решеткою у льва, (Ладошками изображают раскрывающую пасть)

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)

Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя. А зубастый крокодил чуть меня не проглотил!!! (Опять изображают раскрывающую пасть животного)

Дикие животные

Это - зайчонок, (Загибаем мизинец) Это -бельчонок, (Загибаем безымянный) Это - лисенок, (Загибаем средний) Это - волчонок,

(Загибаем указательный)

А - это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращаем вокруг большим пальцем)

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики начиная с большого)

Будем листья собирать (Сжимают и разжимают кулачки) Листья березы,

(загибают мизинец)

Листья рябины,

(Загибают безымянный палец) Листики тополя, (Загибают средний палец) Листья осины,

(Загибают указательный палец) Листики дуба мы соберем (Загибают большой палец)

Маме осенний букет принесем!

(Разжимают кулачек, показывают «букет»)

Осень

Осень, осень – Приходи!

(Трем ладошки друг о друга и по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень – Погляди!

(Трем ладошки друг о друга и кладем ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, (Движение ладонями сверху вниз) Тихо на землю ложатся. (Поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет,

( По очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее,

(Разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы,

(Скрестить ручки и пошевелить пальчиками) Дождик  к нам в окно стучится. (Стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем

(Делаем вид)

И ботинки обуваем.

(Топаем ножками.)

Умываемся

Ай, лады, лады, лады,

(Хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды.

(Хлопать по воздуху, как по воде)

Чисто умываемся,

(Делать движение, как будто умываемся)

Маме улыбаемся.

(Улыбаемся, можно помочь себе пальчиками)

Спортивные пальчики

Раз, два, три, четыре, пять- (Загибают пальчики начиная с большого) Спортом заняты опять.

Этот пальчик с боксом дружит, Этот пальчик обруч кружит, Этот пальчик мяч гоняет,

Этот – быстро обгоняет.

Ну, а этот заболел – Быть спортсменом не хотел!

Это я

Нос, рот, голова Уши, щеки, лоб, глаза,

(Перечисляя части тела, одновременно показываем указательными пальцами правой и левой руки на них)

Плечи, плечи, шея, грудь, Не забыть бы что-нибудь.

(Правой рукой касаемся левого плеча, левой-правого, к шее и груди одновременно прикладываем две ладони)

Ноги топ –топ, руки хлоп-хлоп,

(Топаем поочередно одной и второй ногой, руками хлопаем в ладоши дважды)

Раз туда и два- сюда (Поворачиваем голову вправо и влево) Это- нет, а это –да!

(Вертим в стороны и киваем головой)

Наша группа

В нашей группе все друзья.

(Ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Дружные пальчики

-Пальчик, пальчик, где ты был?

(Пальчики сгибаются в кулачек и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.

- С этим пальцем кашу ел.

  • С этим пальцем песни пел.

(На каждую строчку загибают один пальчик)

Игрушки

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок и слоненок.

(Загибают поочередно все пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разгибают поочередно все пальчики)

Помогаем нашей Кате, Мы игрушки собирать.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 Ноябрь. Тема месяца: «Что Родиной моей зовется»

Тема 9 недели: «Родина наша –это я и семья, город красивый, Россия моя»

Моя страна

Посмотрю на карту я:

(Вытягивают вперед прямые ладони, смотрят)

Вот российская земля. Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря.

(Загибают пальчики начиная с большого)

Я люблю тебя, Россия

(Крепко сжимают ладошки в замок) Ты же Родина моя! (Прикладывают руки к груди)

Дружба

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики

(Пальцы обеих рук, соединяются ритмично в замок) Мы с вами подружимся, Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы считать.

(Пальцы, начиная с мизинчика, поочередно соединять друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать.

(Опустить руки, встряхнуть кистями)

Дом

На поляне дом стоит, (Ладошками изобразить домик) Ну, а к дому путь закрыт.

(Плотно прижать руки друг к другу) Мы ворота открываем, (Открыты ворота)

В этот домик приглашаем!

(Ладошками изобразить домик)

Семья

Этот пальчик – дедушка, (Загибаем большой палец) Этот пальчик – бабушка, (Загибаем указательный) Этот пальчик - папочка, (Загибаем средний палец) Этот пальчик – мамочка, (Загибаем безымянный)

Ну, а этот пальчик – Я! (Потряхиваем мизинчик) Вот и вся моя семья!

(Сжимаем и разжимаем кулачек)

В гости

В гости к пальчику большому

(Выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому:

(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)

Указательный и средний,

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний Сам мизинчик – малышок

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются мизинцы)

Постучался на порог. (Кулаки стучат друг о друга) Вместе пальчики – друзья,

(Ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя!

Гномики

Жили – были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши) Папа – гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь) Мама – гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка – гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку») Гномик – бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах) Гномик – тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга) Дед окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Помощница

В понедельник я стирала, (Кулачки трем друг о друга) Пол во вторник подметала.

(Кисти вниз и делаем имитирующие движения)

В среду я пекла калач,

(Печем пирожки)

Весь четверг искала мяч,

(Правую руку подносим ко лбу и делаем «козырек»)

Чашки в пятницу помыла,

(Имитация мытья)

А в субботу торт купила

(Ладошки раскрыты и соединены по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (Машем ладошками к себе)

Шел медведь

Шел медведь к своей берлоге, Да споткнулся по дороге.

«Видно очень мало сил – Я на зиму накопил», - Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел. Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

(Массируют каждый палец, начиная с большого, сначала на левой руке потом на правой.

На каждую строчку выполняется массаж одного пальца)

Перелетные птицы

Птицы перелетные

(Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)

В стаи собираются, (Сжимают пальцы рук в кулаки) В края теплые летят,

(Двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)

До весны прощаются. (Машут, «прощаются») Стаи журавлиные,

Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные –

(Перечисляя птичьи стаи, дети по очереди загибают пальцы)

К югу все они летят,

(Двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)

Здесь замерзнуть не хотят.

(Обнимают себя руками) Как наступят холода – Не найдется им еда.

(Разводят руки в стороны)

 Декабрь. Тема месяца: «Здравствуй, Зимушка – Зима!» Тема 13 недели: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»

Мамочка

Мамочка хорошая,

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!

(Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) Поцелуи ей дарю!

(Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Большая стирка

Буду маме помогать, (Трем кулачки друг о друга.) Буду сам белье стирать: Мылом мою я носки,

(Провести кулачком по ладошке.) Крепко трутся кулачки, (Трем кулачками друг о друга.)

Сполосну носки я ловко (Двигаем кистями вправо и влево.) И повешу на веревку.

(Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)

Снежок

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней)

Круглый крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимая ладони) И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком) Раз подбросим. (Подбрасывают) Два поймаем. (Ловят)

Три уроним

(Роняют)

И сломаем.

(Топают)

Новогодний праздник

  • Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

  • Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Подарки

Дед мороз принес подарки:

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,

(На каждое название загибают по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке.)

Кукол мишек и машины, Попугая и пингвина,

Шоколадок пол мешка, И пушистого щенка!

(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – «ушки»)

Гав! Гав!

Маленький Егорка

Маленький Егорка

( средним и указательным пальцами)

Топает по горке,

( правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча)

Взял саночки,

( кулачок правой руки кладем на плечо ) Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (скатываемся вниз, как с горки)

Белый пух

Сыплет белый , снежный пух.

( Плавно опускаем кисти рук сверху вниз).

Устилает все вокруг.

( Разводим руки в разные стороны )

Пух на шапках

( Поочередно загибаем пальцы.)

Пух на шубках, Пух на бровках, Пух на губках.

Как щекотно — ух!

(Щекочем себя и встряхиваемся)

Кто  щекочет  — пух!

( Ладошки перед собой, дуем на них.)

Куколка – держись

Покатились санки вниз

(Дети вращают руки перед собой)

-Крепче, Куколка, держись (Обхватывают руками плечи) Ты сиди, не упади –

(Грозят пальчиком)

Там канавка впереди!

(Вытягивают обе руки перед собой)

Надо ездить осторожно,

(Грозят пальчиком)

А не то разбиться можно!

(Наклоняются вперед)

Мы решили

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!

(приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два!

(поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два! (Встряхиваем полотенце) Не забудем растереться, раз – два – раз – два!

(имитация растирания полотенцем)

Зимние забавы

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)

Давай, дружок

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Зима

Наши ручки замерзают.

(Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем – ка немножко

(Разжать кулачки, хлопать в ладони.)

Да похлопаем в ладошки.

(Хлопать в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть,

(Прижать ладони друг к другу, тереть)

Сильно надо растереть.

(ладонь о ладонь.)

Пальчики мы согреваем,

(Греем руки круговыми движениями) Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

Наряжаем ёлку

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)

Будем ёлку наряжать

(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)

Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)

Яркие фонарики,

(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)

Весёлого Петрушку, (Показывают длинный нос) И разные игрушки:

(Вытягивают ладони вперёд)

И мишку - шалунишку

(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)

И заиньку – трусишку

( Прикладывают раскрытые ладони к голове).

 Январь. Тема месяца: «Чародейка Зима»

Тема 18 недели: «Друзья спорта»

Лыжники

Мы бежим с тобой на лыжах

(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет

(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами)

А потом – на коньках, (“бегут” на коньках) Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

(Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок) А потом без сил упали ("Кидают друг в друга")

И домой побежали

Маша варежку надела

Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела? (загибаем большой палец) Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла. Поглядите-ка, нашла! (высовываем пальчик)

Ищешь, ищешь, не найдешь.

Здравствуй, пальчик (пальчик здоровается, кивает), Как живешь?

Медведь в берлоге крепко спит

Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Апельсин

Мы делили апельсин.

(Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.) А он один. (Показывают 1 палец.) Эта долька — для ежа.

(Загибают пальцы левой руки.) Эта долька — для стрижа. Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра. А для волка — кожура.

(Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас —

(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Беда!!!

Разбегайтесь —

(«Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

Я здороваюсь

Я здороваюсь везде —

(Двумя ладонями указываем на себя)

Дома и на улице.

(Делаем крышу над головой и разводим руки) Даже «здравствуй!» говорю (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Я соседской курице.

(Показываем руками вбок)

Здравствуйте ладошки

Здравствуйте ладошки- Хлоп-хлоп –хлоп!

Здравствуйте ножки- Топ –топ –топ!

Здравствуйте щечки- Плюх –плюх –плюх! Пухленькие щечки- Плюх –плюх –плюх! Здравствуйте губки- Чмок –чмок –чмок! Здравствуйте, зубки- Щелк –щелк –щелк! Здравствуй, мой носик- Бип –бип –бип!

Здравствуйте гости! Привет!

Сосульки

Шаловливые сосульки,

(Поднимаем обе руки вверх,пальцы щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз.

(Кладем левую руку на правую как в школе)

Шаловливые сосульки,

(Так же)

Посмотрели вниз.

(Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали думать, чем занятся?

(Чешем голову то левой то правой рукой)

Будем каплями кидаться.

(Руками соответствующие движения) Целый день идет трезвон (Кистями рук рисуем в воздухе круг) Дили- дили, дили- дон!

(Взмахиваем кистями рук по очереди)

Снежинка

Покружилась звездочка В воздухе немножко,

(Руками изображают как кружится снежинка)

Села и растаяла

(Подставляют ладошку, смотрят)

На моей ладошке.

Снеговик

Снеговик, снеговик

(Стучим кулачками друг о друга)

Появился во дворе Нос морковкой, (Показываем носик) Рот соломкой (Показываем рот)

И ведро на голове

(Двумя руками показываем ведро)

 Февраль.        Тема месяца: «Мир открытий»

Тема 21 недели: «В мире полезных вещей»

Зайка книгу нашел

Зайка книгу нашел

(Соединяем ладошки, раскрываем)

И открыл, и прочел

(Смотрим на ладошки, «читаем») А закрыл, все забыл (Закрываем ладошки)

И снова открыл, и все повторил,

(Открываем снова ладошки) А закрыл, опять забыл! (Улыбаемся)

Одежда

Я надену сапоги, Курточку и шапку.

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

И на руку каждую

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.

(Смена рук.)

Велосипед

У него два колеса (показываем два колеса) И седло на раме,

(кулачок сверху накрываем ладонью)

Две педали есть внизу (хлопаем ладошками по воздуху) Крутят их ногами.

(топаем ножками)

Пять профессий

Доктор измерил температуру,

(Указательный палец прячем под мышку) А музыкант на флейте сыграл, (Изображаем игру на флейте)

Строитель кирпичную стену построил, (Складываем кулачки друг на друга) Художник картину нарисовал.

(Рисуем в воздухе)

Повар сварил очень вкусные щи,

(Помешиваем щи)

Скорей пять профессий ты здесь отыщи!

(Сжимаем и разжимаем кулачек)

Будем мы варить компот

Будем мы варить компот

(Делаем круговые движения правой рукой над левой ладонью)

Фруктов нужно много – вот. (Расставляем в стороны ладошки) Будем яблоки крошить, (Крошим)

Будем груши мы рубить,

(Рубим)

Отожмем лимонный сок,

(Отжимаем)

Слив положим и песок.

(Кладем)

Будем мы варить компот,

(Круговые движения правой рукой над левой ладошкой)

Угостим честной народ.

(Угощаем, протягиваем ладошки вперед)

Строители

Мы строители, мы строим, Много мы домов построим, (Дети стучат кулачком о кулачек) Много крыш и потолков, Много стен, окон, полов, Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

(Загибают по очереди пальцы на обеих руках)

Будет у жильцов веселье, В новом доме – новоселье! (Хлопают в ладоши)

Матрешка

У матрешки нашей Мани (Машем головой вправо –влево) Пять девчоночек в кармане. (Сжимаем и разжимаем кулачок) Маню раскрываем,

(Имитируем раскрывание матрешки))

Зину вынимаем.

(Вынимаем)

Вот раскрыли Зину. Вытащили Нину.

А из Нины мы достали Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли, Выпустили Лилю.

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

Антошкины игрушки

У Антошки есть игрушки:

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Индюк

Индюк из города идет,

(Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Игрушку новую везет. (Показываем воображаемую игрушку) Игрушка не простая,

(Пальчиком указательным машут вправо –влево)

Игрушка расписная.

(Развести руки в стороны).

На параде

Как солдаты на параде, (Сжимаем, разжимаем кулачки) Мы шагаем ряд за рядом,

Левой –раз, левой –раз

(Хлопки в ладоши)

Все захлопали в ладошки – Дружно, веселей!

Застучали наши ножки, Громче и быстрей! (Топаем ногами)

Солдаты

Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)

В нашу армию, ребята, Просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)

Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

Сегодня праздник всех отцов

Сегодня праздник всех отцов, ( Сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех кто готов, (Хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,

( Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!

(Сжимают и разжимают пальцы)

Тема 25 недели: «Как на масляной недели - из печи блины летели»

Пирожки

Я пеку ,пеку, пеку

(то одна рука сверху, то другая) Всем друзьям по пирогу: Пирожок для мышки (поочередно загибают пальчики) Для заики - малышки,

Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты, дружок!

Пирожок тебе, лиса. Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)

Тесто замесили

Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают кулачки) А из теста мы слепили:

(прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки, Булочки и калачи —

Все мы испечем в печи.

(обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(гладят живот)

Блинчики

В миску яйца разбиваем Молоко в них добавляем Засыпаем всё мукой,

Сыпем сахар, Сыпем соль,

В сковородку тесто льём И оладышки печём!

Блинчик – папе!

(Загибаем поочередно пальчики на левой руке)

Блинчик – маме!

Блинчик – бабушке Наталье! Блинчик – дедушке Кузьме! А последний блинчик – мне!

Букет для мамочки

Набухай, скорей, бутон, Распусти цветок пион.

(Пальцы обеих рук сомкнуты - получается "бутон". Согласно слов, пальцы широко раздвинуть - получится большой раскрытый "цветок")

Мы его подарим маме, Принесем платочек сами. (Ритмично хлопаем в ладоши)

Маме помогаем

Дружно маме помогаем Пыль повсюду вытираем. ( Движения по тексту)

Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.

Семья

Раз, два, три, четыре!

(хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

(Сжимаем и разжимаем пальчики)

С крыши – кап

С крыши кап, с крыши кап,

(Указательный пальчик правой руки стучит по ладошке левой руки - “дождик”)

Стал морозец очень слаб

(Грозят указательным пальчиком правой руки)

Хлебных крошек не жалей Заслужил их воробей. (Имитация: сыплют крошки) И друзья все тут как тут, Крошки весело клюют,

И пошёл веселый стук - Тук - тук - тук

(Указательные пальчики обеих рук стучат по столу, приговаривая: “Тук - тук - тук”)

Весна

Солнце снова в небе улыбается,

(Пальцы растопырены, показываем солнышко)

Снег растаял, ручейки звенят.

(Разводим руки в стороны, рисуем волну)

И подснежник первый распускается,

(Соединяем кисти рук «бутончик», пальцы разводим в стороны)

С юга птицы с песнями летят.

(Машем ручками, изображая крылья птиц)

Мишка проснулся

Бурый мишенька зимой (Сжимают и разжимают пальцы) Крепко спал в берлоге. (Кладут руки под щеку)

Весною он проснулся

(Тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся

(Зевают, потягиваются) Здравствуй, рыжая лисичка! (Поочередно загибают пальцы)

Здравствуй белочка –сестричка! Здравствуй серенький волчонок! Здравствуй беленький зайчонок!

И колючий брат ежонок!

(Сжимают и разжимают пальцы)

Сколько птиц

Сколько птиц в кормушке нашей (сжимать и разжимать кулачки) Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(на каждое название птицы загибать пальцы)

Всем хватило зернышек.

(сжимать и разжимать кулачки)

Перелетные птицы

Тили -тели, тили -тели – С юга птицы прилетели!

(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Прилетел к нам скворушка –

(Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца)

Серенькое перышко. Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

(Снова машут ручками)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –«птицы поют»)

Ути

Ути-ути, полетели.

(машем руками)

На головушку сели. (кладем ладони на голову) Поклевали, поклевали. («Клюём» голову пальцами)

И домой улетали.

(руки с головы «слетают»)

Сказки

Будем пальчики считать, Будем сказки называть:

(Дети поочередно загибают пальчики)

Три медведя, Теремок, Колобок- румяный бок! Репку мы не забываем, Знаем Волка и козлят

  • Этим сказкам каждый рад!

(Хлопают в ладоши)

Книги

Много книжек есть на свете,

( Дети ладошки соединяют вместе «книжкой» )

Читать их очень любят дети.

( Раскрывают и закрывают «книжку»)

Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем:

(Поочередно соединяют одноименные пальцы начиная с мизинца)

Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем.

Колобок

Лепим, лепим колобка,

(имитация лепки)

Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы) А потом его катаем,

(катаем)

На окошко сажаем.

(раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони) Укатился озорник! (вращение кистями)

 Апрель. Тема месяца: «Земля наш общий дом»

Тема 30 недели: «Аркадий паровозов спешит на помощь!»

Хозяйка

  • Кукле кашу я сварю,

(водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)

  • В миску молока налью,

(показать, как наливают молоко)

- Положу туда крупу,

(трут быстро пальчики друг о друга)

- И поставлю на плиту.

(разворачивают ладони вверх, прижимают друг к другу и протягивают вперед)

- Будет каша хороша!

  • Кушай кукла не спеша!

(хлопают в ладоши, грозят пальчиком)

- Кушай Таня не торопись,

  • Нашей кашей не обожгись!

(подуть на кашу, губки сделать трубочкой).

Кошкин дом

Тили – тили, тили – бом! (Два хлопка, шлепок по коленям) Загорелся кошкин дом.

(Махи кистями, ушки на макушке, руки ладошками вперёд, руки домиком над головой)

Кошка выскочила! (топнуть ножкой) Глаза выпучила.

( «бинокль» ладошки около глаз)

Бежит курочка с ведром

( «клювик» из большого и указательного пальцев, ладошки горсточкой)

Заливать кошкин дом.

(пальчики как бы брызгают, руки домиком над головой.)

Мышка

Мышка в норку пробралась,

(делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Запираем замок)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки, шевелим пальчиками)

Мяу!

Будем в космосе летать

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

  1. – комета.
  2. – планета.
  3. – луноход.
  4. – звездолет.
  5. – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

Космос

По порядку все планеты Назовет любой из нас:

(Сжимают и разжимают кулачки)

Раз – Меркурий, Два – Венера, Три –Земля,

Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету, А за ним, уже потом,

И девятая планета Под названием Плутон.

(Поочередно загибать пальчики)

Машина

Би-би-би- гудит машина

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук -мотор стучит

(ритмично хлопают руками)

-Едем, едем, едем, едем,- он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами) Шины трутся о дорогу, Шу-шу-шу- они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та - вперед спешат

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Самолет

Самолет построим сами,

(Стучим кулачками) Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, (Имитация полета)

А потом вернемся к маме!

(Обнимают себя руками)

Кораблик

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)

На кораблике четыре Очень храбрых моряка.

(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)

У них ушки – на макушке,

(Руки приставить к голове, показывая ушки)

У них длинные хвосты.

(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки, Только кошки да коты!

(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)

Светофор

(У воспитателя три круга: красный, желтый и зеленый. По очереди показывает их детям, они выполняют задание)

Зеленый – хлопки в ладоши. Желтый – хлопки по коленям.

Красный – обхватить себя руками, замереть.

Правила дорожного движения

Дорожных правил очень много:

(Сгибать и разгибать пальчики)

Раз - Внимание дорога!

(Разгибать пальчики поочередно тексту)

Два - сигналы светофора,  Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход».

Правила все надо знать И всегда их выполнять.

(Погрозить указательным пальцем)

Надо знать

Знают мальчики и девочки,

(По очереди показывают две ладошки)

Знают бабушки и дедушки. Что есть правила движения, (Разводят руки в стороны)

Что их надо соблюдать

(Грозят указательным пальцем) Что дорожное движенье Нужно знать и уважать. (Стучат кулачком об кулачок)

 Май. Тема месяца: «Мы весну все провожаем – лето красное встречаем».

Тема 34 недели: «Труд в саду и огороде»

Репка

Репку мы сажали,

(Кисти обеих рук складываем вместе и отодвигаем друг от друга, как будто «роем норку»)

Репку поливали.

(Правая рука в кулачке. Наклоняем кулачек влево и вправо, имитируем «поливание репки)

Вырастала репка,

(Пальцы сжаты в кулаки и прижаты друг к другу, медленно начинаем распрямлять пальчики на обеих руках)

Хороша и крепка! Вытянуть не можем,

(Тянем каждый пальчик на левой руке)

Кто же нам поможет?

Тянем –потянем, Тянем – потянем.

Ух!

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

(движение прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем,

(потирать кулачок о ладошку)

Мы капусту солим-солим

(поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмем-жмем. (сжимать и разжимать кулачки) Попробовали… Пересолили…

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей Их пересчитаем, станет веселей. (сжимаем – разжимаем пальцы) Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали. (сжимаем – разжимаем пальцы)

Тема 35 недели: «Я спешу поздравить деда в славный праздник День Победы»

День победы

Майский праздник День Победы!

(Сжимают и разжимают кулачки) Отмечает вся страна (Показываем руками большой круг) Надевают наши деды – Боевые ордена!

(Похлопывают ладошками по груди)

Салют

Вокруг все было тихо (Пальчики собраны в кулачки) И вдруг, Салют –салют!!! (Разжать пальчики)

Ракеты в небе вспыхнули.

И там и тут!

(Поднимаем руки одновременно работая кулачками, вправо –влево)

День Победы – праздник дедов.

Это праздник твой и мой.

(Указывают на меня потом на себя)

Пусть же чистым будет небо

(Руки над головой разводят в стороны)

У ребят над головой.

Пусть гремят сегодня пушки

(Стучат кулачками)

На парадах и в кино.

Мы за мир. Войны не нужно

(Обнимают себя)

Это точно решено!

(Жест указательным пальцем)

Мы цветы в саду сажаем

Мы цветы в саду сажаем,

( Ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз.)

Их из лейки поливаем.

(Имитировать движение «полив из лейки»)

Астры,

(Соединить кисти рук, образуя шарик.)

Лилии,

( Раскрыть пальцы в стороны.)

Тюльпаны

( Сложить ладошки лодочкой.)

Пусть растут для нашей мамы.

( Медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны.)

Цветок распускается

Солнце поднимается,

(Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой.)

Цветочек распускает

( Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются запястьями)

Солнышко садится,

( Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются.)

Цветочек спать ложится.

(Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями.)

Посадили зернышко

Посадили зернышко,

(Нажать в центр ладони пальчиком)

Выглянуло солнышко.

(Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой.)

Солнышко, свети – свети! (Сжимаем и разжимаем кулачки) Зернышко, расти – расти!

(Ладони вместе, руки двигаются вверх) Появляются листочки. (Пошевелить пальчиками) Распускаются цветочки!

( раскрыть в стороны.)

Лето наступает

Вот и лето наступает

(Сжимаем и разжимаем кулачки.) Всех на отдых приглашает (Двумя руками «приглашаем к себе») Будем плавать, загорать (Имитация плавания)

И на даче отдыхать

(Двумя руками сделать крышу над головой)

На лужок

На лужок пришли

(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом)

Зайчата, медвежата, Барсучата, Лягушата и енот.

На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок.

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

Бабочка

Утром солнышко засияет – (Показываем солнышко) Бабочка с цветка взлетает. (Машем ладошками)

Попорхает – утомится,

(Ручки на колени)

Отдохнет - опять кружится.

(Опять машем ладошками)

Тема 38 недели: «Дети из ладошек солнышко сложили, чтобы непременно

люди все дружили!»

Что делать после дождика?

Что делать после дождика?

(Соединяем по очереди все пальцы с большими)

По лужицам скакать!

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой)

Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы рук с большими) Кораблики пускать!

(Рисуем обеими руками восьмёрку) Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими) На радуге кататься!

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)

Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими) Да просто улыбаться!

(Улыбаемся)

Насекомые

Осы любят сладкое, К сладкому летят, И укусят осы, Если захотят

Прилетела к нам вчера

(На каждое название насекомого загибают пальчик.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель - шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.) От усталости упали.

( Роняют ладони на стол.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики на тему: "Растительный и животный мир"

Иллюстрированные карточки, на листе А4 по 2 шт., кол-во - 38шт....

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Пальчиковая гимнастика в стихах по темам недели в средней группе...

Картотека пальчиковой гимнастики на тему: «Зима».

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, ...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Старшая и подготовительная к школе группа....

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена...