Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии

Тюлькина Юлия Валерьевна

Для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика – основополагающее звено

здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Освоение фонетической системы родного языка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда улавливают на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие (с, сь, з, зь, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные звуки (р, рь, л, ль). Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые постоянно делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стесняться участвовать в праздниках, рассказывать стихотворения, общаться с детьми и взрослыми.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь, не ограничиваться критическими замечаниями и требованиями говорить лучше. В одних случаях требуется специальная логопедическая помощь, в других достаточно консультаций учителя - логопеда. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Участие родителей в этой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по звукопроизношению: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельности, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2-3 - разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми. Основная цель - включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении возможно развить внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценить качество воспроизводимых в собственной речи звуков, научить узнавать и различать звуки и сформировать речедвигательные навыки.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются ребенком постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, советую педагогам всех возрастных групп проводить артикуляционную гимнастику с воспитанниками как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.  Проводить гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально. При отборе материала необходимо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполнять сидя или стоя перед зеркалом, так чтобы дети видели лицо педагога и свое лицо. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работу над каждым упражнением необходимо проводить в определенной последовательности:

  1. рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
  2. показ педагогом упражнения;
  3. выполнения упражнения детьми перед зеркалом;
  4. проверка правильности выполнения, указание на ошибку;
  5. выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

При выполнении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие требования:

  1. Проводить гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  2. Соблюдать последовательность от простого к сложному.
  3. Вводить по одному новое упражнение.
  4. Новое упражнение не вводить, пока не отработаны предыдущие упражнения.
  5. Для закрепления использовать новые игровые приемы.
  6. Движения проводить неторопливо, ритмично, чётко.
  7. Чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
  8. Выполняя упражнения для языка, использовать ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
  9. Помнить - гимнастика не должна надоедать ребёнку.
  10.  Следить, чтобы ребенок не уставал.        

Не всегда ребёнок точно ощущает, где должен находиться в данный момент язык и если какое-то упражнение у него не получается, используется механическая помощь (шпатель и зонды). В таком случае шпателем, зондом или чистым, продезинфицированным пальцем взрослый проводит ребенку по месту, которое ребенок не может ощутить (например, у бугорков за верхними резцами или у основания нижних резцов). В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Необходимо выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными:

- в 3 - 4 года дети должны усвоить основные движения;

- к детям 4 - 5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний;

- в 6 - 7 - летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Эффективно использовать в комплексах фотографии ребенка и картинки-символы, которые помогут педагогу и самому ребенку выполнять упражнения более качественно, увлекательно и с интересом. Картинка-образ и фотография дается ребёнку для того, чтобы он знал какое упражнение и как он должен выполнять, а подробная запись для родителей, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упражнений у ребенка развивается внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.  

С целью удобства работы педагогов, все комплексы целесообразнее оформить в альбоме. Руководствуясь принципом преемственности перехода воспитанников из младшего дошкольного возраста в старший. Альбомы рационально оформить в едином стиле.  

  • Комплекс № 1 - статические упражнения для языка;
  • Комплекс № 2 - статические упражнения для губ;
  • Комплекс № 3 - динамические упражнения для языка и губ;

Комплекс № 1 и комплекс № 2 рекомендуется проводить с детьми младшего дошкольного возраста, а комплекс № 3 – с детьми старшего дошкольного возраста и учениками начальной школы.

Данные комплексы могут использоваться учителями - логопедами, воспитателями, родителями и учителями начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...