Главные вкладки

    "Формирование здорового образа жизни и доступные здоровье сберегающие технологии в детском саду"
    статья

    Муркина Любовь Александровна

    "Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Одной из важнейших задач педагогов, родителей является сбережение и укрепление здоровья ребёнка. Помощниками в этом могут стать здоровье сберегающие технологии. Систематическое применение их в работе с детьми даёт положительный результат. Прививает интерес к здоровому образу жизни. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование здорового образа жизни и доступные здоровье сберегающие технологи в детском саду.

    «Здоровье –в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако любое определение здоровья, включая и это, не может претендовать на абсолютную точность.

    Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия. Проблема воспитания здорового поколения одна из важнейших задач настоящего времени. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей.

    Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста  является одной из основных задач в образовательных учреждениях.

    Дошкольный возраст является решающим  в закладывании фундамента физического и психического здоровья. На протяжении всего дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы  отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом пограничных состояний невротических реакций. В этом возрасте взрослые сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность.

    В период дошкольного детства происходят глубинные перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья ребенка.

    На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние.

    Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников в ДОУ используются различные виды современных здоровье сберегающих технологий.

    Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Здоровье сберегающие технологии как совокупность тех принципов и приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровья сбережения.

    Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

    Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:

    • Концептуальная основа (научная база технологии, те психолого педагогические идеи, которые заложены в её фундамент).
    • Содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания).
    • Процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат)

    Целью здоровье сберегающих технологий применительно к ребёнку является:

    • Закладывание фундамента хорошего физического здоровья.
    • Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников.
    • Проведение профилактической оздоровительной работы.
    • Ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни.
    • Мотивация детей на здоровый образ жизни.
    • Формирование полезных привычек.
    • Формирование валеологических навыков.
    • Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой.
    • Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

    Виды здоровье сберегающих технологий в ДОУ по ФГОС.

    • Медико-профилактические (проведение медосмотров, противоэпидемиологическая работа, организация коррекционных групп, санитарно-гигиеническая работа и т.д.).
    • Физкультурно-оздоровительные (подвижные игры, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания и т.д.).
    • Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к здоровому образу жизни).
    • Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровье сберегающими технологиями и способами их внедрения).

               Только комплексно реализуя все указанные виды здоровье сберегающих технологий можно достичь тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольника.

    Картотека здоровье сберегающих технологий.

    Физкультминутки.

    Их цель заключается в смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного, и мозгового напряжения. Активизации кровообращения, мышления. Повышении интереса детей к ходу занятия. Создании положительного эмоционального фона.

     Динамических пауз часто сопровождаются стихотворным текстом или музыкой. Длятся 1-2 минуты.

    Дыхательная гимнастика.

    Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

    Использование дыхательной гимнастики помогает улучшить работу внутренних органов, активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение органов кислородом. Повысить защитные механизмы организма. Восстановить душевное равновесие, успокоиться. Развивать речевое дыхание.

    При проведении дыхательной гимнастики соблюдаются следующие правила.

    • Проводится в хорошо проветренном помещении и до приема пищи.
    • Занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.
    • Для занятие не нужна специальная форма, но одежда не должна стеснять движения ребенка.

    В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими, легкими), а выдох через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений по развитию речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

    Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика применяется не только для развития мелкой моторики руки, но и для решения проблем с речевым развитием. Пальчиковая гимнастика способствует развитию осязательных ощущений, координации движения пальцев рук, творческих способностей дошкольников. В ходе проведения пальчиковой гимнастики производятся активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: массаж; действия с предметом или материалом; пальчиковые игры.

    Рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику ежедневно.

    Гимнастика для глаз.

    Гимнастика для глаз подразумевает проведение системных упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения. Она необходима для тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.

    Для выполнения гимнастики достаточно 2-4 минуты.

    Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается неподвижном состоянии, упражнения делаются стоя.

    Психогимнастика.

    Психогимнастика относится к инновационным здоровье сберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления психического здоровья.

    Цель психогимнастики в следующем:

    • Проведение психофизической разрядки.
    • Развитие познавательных психических процессов.
    • Нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами.
    • Коррекция отклонений в поведении и характере.

    Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме, два раза в неделю и длятся от 20 до 90 минут. Каждое занятие состоит из 4 этапов, которые предполагают разыгрывание:

    • Этюдов с использованием мимики и пантомимы.
    • Этюдов с изображением эмоций или качеств характера.
    • Этюдов с психотерапевтической напрвленностью.

    Оканчивается занятие психомышечной тренировкой.

    Ритмопластика.

    Ритмопластика, выполнение с детьми под музыку специальных пластических движений, имеющих оздоровительный характер.

    Цель ритмопластики:

    • Восполнение «двигательного дефицита».
    • Развитие двигательной сферы детей.
    • Укрепление мышечного корсета.
    • Совершенствование познавательных процессов.

    Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. Рекомендуется заниматься не раньше, чем через 30 минут после еды.

    Игротерапия.

    Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому основным видом здоровье сберегающих технологий в детском саду должна быть игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

    • Проявить эмоции, переживания, фантазию.
    • Выразить самого себя.
    • Снять психоэмоциональное напряжение.
    • Избавиться от страхов.
    • Стать увереннее в себе.

    Игротерапия – отличное средство для борьбы с детскими неврозами.

    Ароматерапия.

    Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети эфирные масла. Её можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье, поскольку дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности  и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

    • Улучшение самочувствия и настроения детей.
    • Профилактика простудных заболеваний.
    • Решение проблем со сном.

    Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины, необработанного дерева. Доза ароматического вещества должна быть минимальна. Изготавливаются ароматические медальоны из сухих трав.

    Применение в работе здоровье сберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. Формирует ценностные ориентации у педагогов и родителей, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Привычка к здоровому образу жизни обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребенка, способствует его социализации, является необходимым условием воспитания гармоничной личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

    Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

    Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду».

    Физическое воспитание ребенка в условиях дошкольного учреждения является важной задачей воспитания здорового малыша. Для решения этой проблемы применяются следующие формы работы с детьми : физкультурн...

    Проект по формированию здорового образа жизни "Мы-за здоровый образ жизни"

    Проект по формированию здорового образа жизни  "Мы-за здоровый образ жизни"...

    Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду»

    Консультация для родителей«Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду»Составила воспитатель:Базуева Н.И.МАДОУ «ЦРР – детский сад «Зодчий»Одн...

    Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду.

    Формирование здорового образа жизни в детском саду является одной из важнейших задач воспитания  ребенка. Для решения данной проблемы применяются следующие технологии : - физическое воспитан...