Методическая разработка «Подвижные игры как средство организации досуга детей»
методическая разработка

Игра с давних пор неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Подвижные игры как средство организации досуга детей».

Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.

Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Кроме того, подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, в подвижной игре реализуется не только область «Физическое развитие», но и другие образовательные области, соответствующие федеральным государственным требованиям.

Цель: помочь педагогическим работникам наиболее интересно организовать досуг детей.

Задачи:

  • Обучающие – обучить разным подвижным играм детей младшего школьного возраста.
  • Развивающие – развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения.
  • Воспитательные – воспитывать чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу через процесс участия в играх.

Педагоги ответственные за развитие детей, должны понимать, что подвижные игры, которые они предлагают детям, должны быть не только развлекательными, но и образовательными, развивающими с точки зрения их использования.

В век технического прогресса дети большую часть времени проводят, сидя у компьютера или игровой приставки. На смену подвижным традиционным играм приходят электронные версии. Поэтому, сейчас, как никогда, возросла актуальность детских развлекательных, соревновательных и подвижных игр, а также танцевальных ритмических игр для детей.

Педагогу необходимо использовать в этом направлении большую творческую направленность. Нужно заинтересовывать детей самим организовывать и придумывать спортивные, подвижные игры, чтобы они могли выразить и проявить себя. Для этого детям нужно давать, как можно больше, самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить фантазию и порыв ребенка, а не навязывать ему собственные мысли. Необходимо поощрять детскую фантазию и выделять "самостоятельное время" для воплощения игровых идей.

Педагог в ходе игры не навязчиво и тактично может подсказывать детям правила игры, не нарушая при этом ход детской творческой фантазии.

В процессе придуманной игры дети с помощью педагога осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры по времени могут быть продолжительными. Иногда дети во время игры довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости.

Дети младшего школьного возраста проявляют интерес к спортивным играм. Преимущественно это игры с бегом наперегонки, с прыжками через неподвижные и движущиеся препятствия, бросанием, ловлей и метанием мяча и мелких предметов на дальность, в неподвижные и подвижные цели.

В этом возрасте детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Действия детей в таких играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстроты и ловкости.

Для развития быстроты и выносливости используются игры, в которых дети всё время находятся в движении ("Перебежка с выручкой", "Погоня"). Такие игры проводятся не более 15 мин, чтобы не переутомить играющих.

Дети младшего школьного возраста начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается способность к абстрактному мышлению, всё это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами.

Педагог в начале игры должен рассказать детям об условиях игры и обратить особое внимание на её правила, а творческой фантазии детей достаточно, чтобы понимать, что игра условна.

В подвижных играх педагоги часто используют игры с разделением коллектива на команды, в которых игроков объединяет единая цель - борьба за победу своей команды и совместные усилия направлены на достижение единой цели. Перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре.

Командные игры занимают особое место в деятельности детей этого возраста, поэтому следует научить их делиться на равносильные команды. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, и им трудно дожидаться своей очереди в эстафетах. Лучше делить их на небольшие команды по 8-10 человек в каждой.

Выбор игрока - капитана должен делать только педагог, так как дети в этом возрасте ещё не могут делать это объективно.

Сложные по организации игровые взаимодействия, двусторонние игры удовлетворяют стремление детей к самостоятельности, отвечают их интересам бороться за спортивную честь своего коллектива, своей команды.

В этом возрасте нужно приучать детей к честному поведению в игре. Так, в игре "День и ночь" можно предложить пойманным оставаться в своих командах и при их подсчёте поднимать руки. На тех, кто не сделает этого, педагог должен обратить особое внимание. Играющие учатся смело и честно признавать свои ошибки, поэтому играть будет интереснее и судить игру станет значительно легче.

Необходимо очень серьёзно относиться к судейству, поскольку дети этого возраста очень строго оценивают объективность судьи. Для воспитания судейских и организаторских навыков можно широко привлекать детей в качестве помощников, иногда предоставляя им возможность судить самостоятельно. Дети обычно очень добросовестно и серьезно исполняют возложенные на них обязанности.

Педагогу необходимо помнить, что при неправильной организации подвижных игр возникает неустойчивость в поведении детей. Переоценка своих сил могут привести детей к нежелательным поступкам.

Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на довольно сложных взаимоотношениях между детьми. Разрешение игровых конфликтов требует от педагога и участников игры достаточно развитых волевых способностей и выдержанности.

В некоторых подвижных играх педагог может предложить детям выбрать водящего, указав, какими качествами он должен обладать. Дети выбирают водящего, который исполняет свои обязанности с начала и до конца игры. При выборе водящего хорошо пользоваться советами детей, которые самостоятельно оценивают силы своего товарища, доверяя ему, полагаясь на его умения и опыт.

В данном возрасте дети прислушиваются к мнению сверстников и иногда считаются с ними больше, чем с мнением взрослого, поэтому педагог должен обладать умением не навязчиво воздействовать через коллектив на некоторых игающих.

Игра не только развивает, закаляет, укрепляет, но и способствует становлению характера личности ребенка.

Вот несколько подвижных игр:

1. Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

В игре происходит активизация словаря детей, закрепляются обобщающие понятия с помощью стишков. Развивается речь, укрепляются мелкие мышцы кистей рук.

Проговаривая первую строчку стишка, мы вместе с детьми загибаем по очереди пальцы правой руки в кулачок. На второй строчке – сжимаем и разжимаем все пальцы.

Проговаривая третью и четвертую строчки загибаем пальцы в кулачок.

Используемые стихотворения: Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем фрукты называть!

Груша, яблока, гранат,

Апельсин и виноград.

2. Игра "Охотники и соколы"

Задачи: 

Упражняться в беге.

Описание: 

Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

3. Игра «Мотылек»

Задача: 

Развивать умение красиво и плавно двигаться.

Материал: 

Яркий сачок.

Воспитатель поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужке

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(Воспитатель держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и воспитатель "ловит" его сачком.)

4. Игра «Догони мяч»

Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:

«Мимо леса, мимо дач

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука. Что это за штука?

Хвать, хвать!

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи, тебе водить».

Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два, три — беги!» На этот сигнал дети начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с новым водящим, выбранным помощью той же считалки.

5. Игра «Карлики и великаны»

Описание игры:

Воспитатель объясняет игрокам правила игры.

Когда она произносит слово "карлики" - все должны присесть, потому что карлики маленькие. Произносить это слово она должна тоненьким голосом.

Когда она произносит слово "великаны", грубым голосом, все должны встать и поднять руки вверх.

Воспитатель объявляет: "Дети, запомните, правильные команды - это "карлики" и "великаны". На остальные команды вы не должны реагировать". И произносит вышеупомянутые команды, а еще "Встаньте", "Сядьте", "Поднимите руки вверх", все вперемешку. Те, кто выполняет неправильные команды, выбывают. Побеждает тот, кто допустит меньше всех ошибок.

6. Игра «У медведя во бору»

На одной стороне зала проводится линия - это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг - место для медведя. На другой стороне комнаты за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит.

На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются 2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.

7. Игра «Жадина»

Дети выстраиваются в очередь друг за другом. На полу (на расстоянии шага) в линию раскладываем не большие мячики (10-20 штук)

Задача: 1-й участник присаживается на корточки и берет первый мячик, потом) делает, не вставая, маленький прыжок к следующему мячику, берет его и так далее, перемещаясь прыжками на корточках.

Задача: 

Собрать как можно больше мячиков! Как только мячики рассыпаются, выкладываем их снова на полу, к заданию приступает следующий участник. Мячики нельзя собирать в одежду. Можно в руки, на колени, под подбородок… Весело!

И в заключение хочется сказать:

Подвижные игры для детей 5-7 лет – это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития детей. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья воспитанников в группе, их физической подготовленности и активности. Их благоприятное воздействие на детский организм очевидно:

«Мастерство — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер — токарь, прекрасный мастер — врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…»

Итог обыденной работы

Восторг волшебного полета!

Все это - дивное явленье,

Урок, рожденный вдохновеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Подвижные игры как средство организации досуга детей».

Цель: помочь педагогическим работникам наиболее интересно организовать досуг детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Подвижная игра, как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведе...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....

Методическая разработка" Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста".

В разработке затронута актуальность данной проблемы, рассматривается подвижная игра , способствующая успешной социализации дошкольников....

Методическая разработка "Подвижные игры как средство подготовки юных футболистов"

Методическая разработка "Подвижные игры как средство подготовки юных футболистов"...