Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста
картотека

Шарафутдинова Зульфия Галиулловна

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_triz_igr_dlya_detey_doshkolnogo_vozrast1.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"

Цель пособия:

Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи:

- формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников;

- развивать творческие способности;

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Игра на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию

вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход:

Ведущий: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

ВедущийСобака.

ДетиГавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игра на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или

кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).

Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход:

Дети выбирают объекты природного мира.

Ведущий: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро

бегать (животные: лиса, волк).

ВедущийЯ – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Ведущий: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки

(животные, птицы, ветер и т.д.)

Игра на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты

материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход:

При уточнении понятия относительности размера.

ВедущийЭто было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

ВедущийБыло деревом, а стало…Чем может стать дерево?

ДетиДомиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игра на определение подсистемных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок

должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход:

ВедущийЧто можно сказать об объекте, который имеет лапки с

присосками?

ДетиЭто животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

ВедущийЧто можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети

Игра на сравнение систем

«Найди друзей»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети

говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при

фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать

после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту

функцию?

ДетиПеревозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

ВедущийЗаяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход:

Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является

животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего

оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой

теме, в том числе и по теме «Животные».

ВедущийЕсли я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).

Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.

животным. Он живет в лесу.

Ведущий: Поднимает красный кружок.

ДетиУ зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

ВедущийПочему заяц меняет шубку зимой?

ДетиЧтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Ведущий: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он

нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Игра на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты

материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход:

При уточнении понятия относительности размера.

ВедущийЭто было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

ВедущийБыло деревом, а стало…Чем может стать дерево?

ДетиДомиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игры на определение линии развития объекта

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что

было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход:

Ведущий: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Ведущий: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

ДетиЕе не было, росли деревья.

ВедущийПравильно, а еще раньше?

ДетиРосли маленькие ростки.

ВедущийА еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

ВедущийА что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игра на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы. (дети называют среду обитания живых объектов).

Ход:

ВедущийПосмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

ВедущийГде живет медведь?

ДетиВ лесу, зоопарке.

Ведущий: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

ВедущийГде живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого

определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –

почему?» - идут по цепочке.

Ход:

ВедущийЛиса – это хорошо. Почему?

ДетиПотому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Ведущий: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход:

Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является

животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего

оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой

теме, в том числе и по теме «Животные».

ВедущийЕсли я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).

Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.

животным. Он живет в лесу.

Ведущий: Поднимает красный кружок.

ДетиУ зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

ВедущийПочему заяц меняет шубку зимой?

ДетиЧтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Ведущий: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он

нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Игра «Кто (что) это такое может быть?»

(с 4-х лет)

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход:

Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические

пары.

Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно)?

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

- и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

- и острым и тупым.

Игра «Что было бы, если убрать часть?»

(со средней группы)

Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход:

Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?

Игра «Кто кем будет?»

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход:

Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,

икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и

т.д.

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких

вариантов.

Например:

Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра «Кем был раньше?»

(со средней группы)

Цельучить называть прошлое предмета.

Ход:

Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).

Игра «Найди друзей»

(со средней группы)

Цельучить определять разные места обитания объекта и искать объекты,

выполняющие те же самые функции.

Ход:

Ведущий называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию.

Например:

ВедущийМашинка перевозит груз.

Дети: Перевозит груз пароход, слон …

Игра «Раньше – позже»

(со средней группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посудуА до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ

ребенка ( мама кормила свою дочку).

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из

детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

(со средней группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать

характеристику объекту по одной части.

Ход:

Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать

характеристику объекту.

Например:

Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?

(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).

Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

Игра «Бином фантазии»

(со средней группы)

Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять

предложения.

Ход:

Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у).

Например:

Подушка и крокодил

подушка под крокодилом;

 крокодил, прыгающий через подушку;

 крокодил в подушке;

 подушка, прыгающая через крокодила;

Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

(со средней группы)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход:

Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Например:

Укол

(+) (-)

Лечит

Быстро выздоравливаешь

Больно

Лекарство дорогое

страшно

Дождь

Растут растения

Пьют воду

Моются водой

Пыль сбрызгивает

Красиво

холодит

Промокнешь

Лужи появляются

Гулять нельзя

Белье намокло

Игра «Как много всего сделал человек»

(со средней группы)

Цельучить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет?

Дети называют сектора:

игрушки

одежда

посуда

здания (сооружения)

транспорт

мебель

бытовая техника.

Игра" Маленькие человечки"

(со средней группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход:

Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела -

Человечки жидкого тела -

Человечки газообразного тела -

Ведущий предлагает разделить природную среду горизонтальными линиями и в верхнем секторе "поселить" все, что несет в себе человечков газа, в центре - жидкого тела, внизу - твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка - на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка - живая природа, живет в воздухе и на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека триз для дтей младшего дошкольного возраста

Данная картотека поможет развивать речь играя...

"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"

quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Картотека ТРИЗ игр для старшего дошкольного возраста.

Игры- ТРИЗ для старшего дошкольного возраста...

"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"

quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...

Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста

Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста...