ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ.
методическая разработка (старшая группа)

Гомина Ольга Юрьевна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕВ ДЕТСКОМ САДУ  СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Гомина Ольга Юрьевна

МКДОУ «Д/с №23»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ         В ДЕТСКОМ САДУ  СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ.

Экологическое воспитание дошкольников –  одно из приоритетных направлений  воспитания детей. Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам.  В детском саду  экологическое образование даются посредством туризма и краеведения.

Вовлечение детей по изучению родного края, его природы, истории, культуры целенаправленно обеспечивает формирование отношения к природе и социальным факторам жизни. При этом работа строится на тесном контакте дошкольников с природой, реальными людьми, участвующими в преобразовании (рациональном и нерациональном) природы родного края.

Чувственно – эмоциональное восприятие красоты природы позволяет обращаться непосредственно к чувствам, закладывает прочный фундамент таких важных человеческих качеств, как любовь к природе своей Родины, чувство патриотизма. Краеведение – это своеобразный «родной сундучок».  Изучение родного края – все богатство души, наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи и традиции родного края и богатства недр, степей, полей, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это, то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.  

Краеведение – это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это – сокровище на века, залог нашего суверенитета в  глазах других стран и народов. Одной из форм формирования знаний о родном крае является краеведческая работа.

Краеведение не следует понимать как, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой.  Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные умственные силы.

В детском саду даются общие представления о туризме, краеведение, об исследовательской деятельности, первичные представления о взаимосвязях в природе, о воздействии человека на природу, о нормах поведения в природе.

На территории ДОУ есть экологическая тропинка, где на протяжении года проводим наблюдения за объектами природы. Задачей тропы является расширение элементарных сведений об объектах, и явлениях окружающей среды, воспитание экологической культуры поведения детей. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых делах. Дети имеют возможность наблюдать за одним и теми же объектами, определяя влияние сезонных изменений на их жизнь. На основании фенологических наблюдений ведется календарь. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, наблюдать за ростом. Также в детском саду детей учим выращивать цветы для цветника. Актуальность в этом состоит в том, что дети любят цветы, но не знают, как их выращивать. Прежде чем посадить семена цветов, дети рассматривают семена, знакомятся  и разбирают  схему посадки цветов. Затем сеют семена цветов для высадки в цветники детского сада. Наблюдаем за их ростом, затем рассаживаем рассаду цветов в отдельные  баночки. На основании наблюдений за ростом рассады  цветов дети узнали, какие условия нужны для выращивания разных цветов. Осенью, во время экскурсии на участке детского сада,  с детьми собираем красивые опавшие листья.  После этого  возникла идея: попробовать собрать и высушить листья деревьев и кустарников, растущих на территории детского сада, то есть сделать первый гербарий. Один из воспитанников группы решил вместе  с мамой сделать из этих листьев гербарий дома, как пособие для занятий в дошкольном учреждении. В ДОУ с детьми провели проект  «Наша Родина – Россия. Заповедные места России». В ходе реализации проекта ребята познакомились с заповедными местами Южного Урала. Узнали, что такое заповедники, и каким образом и от кого их нужно охранять.

На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах рассказываем о птицах родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных качествах. Фольклор, народные праздники, приметы, игры всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «Человек – природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, загадкам делает особо перспективным использования элементов различных культур в целях экологического воспитания.  Поэтому  работа с детьми по  ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы о природных памятниках Челябинской области, о животных, обитающих в области и  т.д.) Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольников с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Традиционными стали фольклорные праздники, которые  дети очень любят: «Встречаем птиц», «Масленица», где дети узнают много нового и интересного о родном крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе. Обязательным компонентом своей работы в течение  года является  Природоохранные акции с детьми под названием «Елочка – зеленая иголочка», «Покормите птиц», «Эколята  помогают птицам!» и т.д. В ходе акции: «Эколята  помогают птицам!», дети вместе с родителями  сделали кормушки. Мы развесили их. И каждый день стали подкармливать птиц то семечками, то пшеном, то хлебными крошками. В группе нарисовали агитационные  плакаты для детей других групп: «Покормите птиц зимой». Это дает ребятам понять, что они тоже являются жителями своего поселка и должны помогать взрослым, поддерживать порядок   в нем.  По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов («Зимушка – хрустальная», «родной мой край», «осенние фантазии», «Дары природы»).  Конкурс  «Экологических плакатов».  В работе с детьми  придаем большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Что, где растет», «Вершки-корешки», « Сад-огород», « С какого дерева листик» помогают в ознакомлении детей с животными , птицами, явлениями природы.

Словесные игры: «Узнай по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?» -  развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используем большое количество игровых упражнений: « Найди такой  же» и др. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности  с педагогом, дети проверяют в самостоятельно опытно – экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Созданные условия для экологического образования в группах:  организация уголка природы, уголка для экспериментирования,  выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования позволяет  детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности. Знакомство  детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания  ребенка. Дети получают много информации  о родном крае, о традициях и истории народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Экологическое образование в  стенах ДОУ это уже не наука, а тесное взаимоотношение ребенка с природой. Дошкольный туризм в ДОУ  решает не только воспитательно – образовательные,  но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристических умений и навыков. Он является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме    использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задачи экологического и физического воспитания детей.

Экологический туризм, как эффективное средство экологического воспитания, максимально соответствует требованиям Федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования.

Актуальность внедрения экологического направления в туризме предусматривает следующие результаты 

-Личностные результаты:

Формирование основ экологической культуры соответствующие современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически - ориентированной личности

-Метапредметные результаты:

Формирование и развитие экологического мышления и применение его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

-Предметные результаты:

Формирование экологической грамотности

Туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость. Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными. В нашем детском саду представлены такие технологии работы, как: спортивное ориентирование и непосредственно туристические походы, прогулки и экскурсии в природу.  Все разнообразие живых объектов, конечно, доступна и в форме изображений, но такая форма не обеспечивает искомой непосредственности взаимодействия. Экологический туризм позволяет расширить спектр объектов, доступных для реального общения, объектов живой и неживой природы. Экологическим туризмом называют путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами. Цель экотуризма: формирование интереса к природному окружению родного края, развитие кругозора и формирование мотивации к активной двигательной деятельности.

 Одним из видов туристических прогулок являются краеведческие прогулки, которые направлены на изучение особенностей природы родного края, и тогда они проводятся с целью экологического образования детей. В нашем детском саду мы начинали  знакомить детей с экотуризмом на территории дошкольного учреждения через тренировочные прогулки, формируя у детей знания о бережном отношении к природе. Дети учились  работать с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство, ориентироваться в предметно-пространственном окружении с помощью доступных туристских упражнений прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка, прохождения полосы препятствий и т. п.) Походы экологического содержания вызывают большой эмоциональный отклик у дошкольников. Походы за территорию детского сада мы используем как

-Спортивно-тренировочные, предполагающие прохождение достаточно длительного маршрута повышенной для дошкольников сложности (с преодолением различных естественных препятствий).

Внедрение в образовательный процесс новшеств, обеспечивает яркую эмоциональную окраску и качественный рост знаний детей в вопросах экологической просвещенности.

     

1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.

 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999.

4. М.П. Костюченко Исследовательская деятельность на прогулках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

Методы экологического образования в детском саду

    На современном этапе развития общества экологические проблемы выходят на передний план, диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию экол...

Формы и методы экологического образования в детском саду

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созн...

Необходимость экологического образования в детском саду

Тема. Необходимость экологического образования в детском саду.2013год в России был объявлен годом охраны окружающей среды.Педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией ФГОС ДО...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду

Пользуясь дарами природы, не должны ли мы позаботиться об их сохранении. К сожалению, деятельность человека часто направлена на разрушение. Мы создали атомные бомбы, строим заводы и фабрики, отравляющ...

Модель экологического образования в детском саду

Принципы, методы, формы работы по экологическому образованию дошкольников...